Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью. Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться. При этом далеко не всякий труд приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическое и умственное утомление, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказа от отдыха) и т.п.

Содержание

Тема № 1. «Рынок труда, заработная плата»……………………………………3
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………………..3
2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы…………………...10
З.Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………...17
Тема № 2. «Рынок природных ресурсов и их цена»…………………………..23
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности…………...23
2. Экономическая рента и ее виды……………………………………………...25
3. Цена земли……………………………………………………………………..27
Тема № 3. «Рынок капитала и ссудный процент»……………………………..31
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала………………...31
2. Ссудный процент, как цена производственного фактора «капитал»……...35
Тема № 4. «Рынок ценных бумаг»……………………………………………...37
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа………………37
2.Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг……………………………………43
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………..47
Тема № 5. «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»………………………………………………………………...50
1. Совокупный спрос…………………………………………………………….50
2. Совокупное предложение…………………………………………………….52
3. Макроэкономическое равновесие……………………………………………55
Тема № 6. «Национальный доход, его распределение и перераспределение»58
1. Макроэкономическое регулирование. Понятие. Цель макроэкономического регулирования……………………………………………………………………58
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение
национального дохода…………………………………………………………...63
3. Налоги………………………………………………………………………….68
4. Государственный бюджет…………………………………………………….75
5. Доходы населения и уровень жизни…………………………………………79

Работа содержит 1 файл

Копия Контрольная работа по экон. теории.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости "помощь" денежными средствами.

     В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется государственными устройством данной страны. В унитарных государствах он включает центральный (государственный) бюджет и местные бюджеты.

     В федеральных государствах существует дополнительное промежуточное звено  в виде бюджетов отдельных административных единиц (штатов в США, земель в Германии). В основу построения государственного бюджета положены следующие принципы (рис.15):  

     

       
 

     

       

     

       

     Рис. 15. Принципы построения государственного бюджета 

     1) Принцип единства. Он означает, что  в стране существует лишь один бюджет, объединяющий все государственные доходы и расходы.

     2) Принцип полноты. Он означает, что по каждой бюджетной статье ведется учет всех поступлений в бюджет и всех его затрат.

     3) Принцип правдивости. Он предполагает, что в бюджетных росписях доходов  и расходов не должно быть фальсификаций.

     4) Принцип гласности. Он предполагает, что правительство обязано публиковать  бюджет и сообщать о его  исполнении.

     Государственный бюджет призван выполнять следующие  основные функции:

     1) Распределительная функция: через  госбюджет перераспределяется в разных странах значительная часть НД (от 20 до 60 %). 2) Контрольная функция: динамика бюджетных ресурсов (их поступление) позволяет судить о финансовом состоянии экономики и постоянно его контролировать.

     3) Регулирующая функция: сосредоточение в руках государства значительной части НД служит материальной основой для его регулирующей роли в экономике. Изменяя доходы и расходы госбюджета, правительство может смягчать спады производства, снижать уровень безработицы и т.д. Поэтому экономисты считают госбюджет важнейшим инструментом экономического планирования и стабилизации экономики.

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной (рис.16).

     Доходная  часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, а также какие слои общества отчисляют больше всего из своих доходов на содержание государства. Доходы бюджета формируются за счёт:

     1) Налогов (85-90% от всех доходов).

     2) Государственных займов.

     3) Различного рода пошлин, сборов и т.д.

     4) Эмиссии (выпуска) бумажных и кредитных (взятых у центрального банка) денег, когда расходы превышают доходы.

     В условиях перехода к рыночной экономике  источником дохода могут быть поступления от продажи государственной собственности.

     Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Наиболее крупными расходными статьями являются:

     1) Военные расходы.

     2) Расходу по государственному долгу.

     3) Расходы по финансированию экономики (строительство государственных предприятий, компенсации бывшим собственникам национализированных предприятий, выдача субсидий фермерам с целью сокращения посевных площадей, предоставление кредитов иностранным государствам, создание инфраструктуры и т.д.).

     4) Расходы на содержание государственного  аппарата (чиновников, полиции, суда и т.п.).

     5) Расходы на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение).

     6) Расходы на пропаганду своих  ценностей, идеологии, идей и т.д.

     Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. В таком случае госбюджет является сбалансированным.

     Если  расходы правительства равны  его доходам, то государственный бюджет является сбалансированным. Та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, составляет бюджетный дефицит.

     Причин  бюджетного дефицита может быть много: спад общественного производства, рост предельных издержек (МС), массовая эмиссия ничем не обеспеченных пустых денег, неоправданно "раздутые" социальные программы, всевозрастающие затраты на финансирование ВПК страны, крупномасштабный оборот "теневого" капитала, огромные непроизводительные расходы (содержание госаппарата, контрольных, проверяющих, налоговых и других организаций), приписки, хищения, потери произведенной продукции и т.д.

     Различают структурный и циклический дефицит. Структурные сдвиги в бюджете происходят в результате изменений в системе налогообложения и государственных расходов. Поэтому дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако при исполнении бюджета реальный дефицит оказывается, как правило, больше структурного. Основной причиной этого является характерный для рыночной экономики циклический характер ее развития. Спад производства приводит к тому, что доходы предпринимателей и населения сокращаются. Следствием этого является уменьшение налоговых поступлений в госбюджет. В то же время расходы из бюджета увеличиваются, так как растут выплаты по безработице и другим социальным программам. Разность между реальным и структурным дефицитом составляет циклический дефицит бюджета.

     Если  реальный дефицит бюджета меньше структурного, то разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. В случае формирования бюджета, предусматривающего превышение доходов над расходами, имеет место излишек доходов бюджета.

     Уровень дефицита государственного бюджета  определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВНП.

     Уровень дефицита госбюджета = Дефицит госбюджета (ден.ед.) / Расходная часть госбюджета (план) * 100 

     Приближение дефицита бюджета к 10 % ВНП и 33% к  сумме расходной части бюджета считается опасным, поскольку это двигает экономику к гиперинфляции.

     Правительство располагает тремя традиционными  способами покрытия бюджетного дефицита (рис.16).

     1) Увеличение налогов. Это ведет,  однако, к снижению деловой активности и стимулов к труду.

     2) Государственные займы. Государство  выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования, банкам и населению страны. По облигациям выплачивается доход их держателям в виде процента, когда наступает срок погашения. Выпуск ценных бумаг увеличивает государственный долг.

     3) Эмиссия необходимого количества денег. Однако рост количества денег в обращении приводит к росту инфляции.

     

     

       

        
 
 

     Рис. 16. Способы покрытия бюджетного дефицита 

     Бюджетный дефицит так же как и инфляция, кризисы, безработица, банкротства и т.д. относится К так называемым отрицательным экономическим категориям, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами рыночной экономической системы. Без них рыночная экономика функционировать не способна: их можно лишь смягчить, используя различные методы государственного регулирования, но нельзя ликвидировать, не  ликвидировав саму систему.

     Существуют  три концепции сбалансированности госбюджета (рис.17).

     Первая  концепция базируется на том, что  бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. Долгое время ежегодная сбалансированность бюджета считал ась главной целью финансовой политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Она заключается в сознательном изменении налогообложения и расходов с целью смягчения присущего рыночной экономике циклического характера развития.

     Политика  сбалансированности доходов и расходов, однако, еще более усиливает циклические колебания. Так, в период спада производства сокращаются доходы и, следовательно, поступления в бюджет. В таких условиях попытки правительства сбалансировать бюджет путем сокращения государственных расходов, либо повышением налогов, либо тем и другим одновременно еще больше уменьшит совокупный спрос, что приведет к дальнейшему падению производства.

     В период подъема и инфляции повышение  денежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления (срабатывают встроенные стабилизаторы). Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

     Таким образом, попытки сбалансировать госбюджет  приводят в условиях спада производства к дефициту бюджета, сокращению совокупного спроса, дальнейшему падению производства и росту безработицы, а в период подъема - к усилению инфляции и дестабилизации экономики.

     Вторая  концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада оно использует тактику дефицитного бюджета путем снижения налогов (что увеличивает бюджетный дефицит) и одновременного увеличения расходов (что еще больше увеличивает дефицит бюджета).

     Недостающие при этом средства государство получает от займов (продажа долговых ценных бумаг), а также от выпуска дополнительных денег.

     В период подъема правительство проводит тактику излишка бюджетных средств путем повышения налогов (что увеличивает доходную часть бюджета) и одновременного сокращения расходов (что еще больше увеличивает излишек бюджетных средств).

     Возникающее при этом положительное сальдо бюджета  может быть использовано на покрытие дефицита, возникающего в период спада (осуществляются выплаты по займам и изымается часть денег из обращения, чтобы уменьшить инфляцию).

     Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет, то есть за период экономического цикла в целом.

     Проблема, возникающая при данной концепции, заключается в том, что периоды спада и подъема в экономическом цикле неодинаковы как по глубине, так и по продолжительности. Поэтому вполне допустимо положение, когда длительный спад сопровождается коротким подъемом. Большой дефицит бюджета в период спада не покроется в таком случае небольшим положительным сальдо бюджета периода подъема. Следовательно, циклический дефицит бюджета сохраняется.

     Третья  концепция основана на идее так называемых функциональных финансов. Согласно данной концепции, целью финансов является сбалансирование экономики в целом, а не бюджета. При этом не имеет значения в условиях макроэкономической стабильности увеличение положительного сальдо или бюджетного дефицита. Регулирование бюджета вообще не является целью экономической политики правительства, а лишь инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. При стабильном развитии экономики вопрос о бюджетном дефиците имеет второстепенное значение, и, в конечном счете, бюджет будет сбалансирован.

     

       

        
 

     Рис. 17. Концепции сбалансированности госбюджета 

     Сторонники  функционального подхода к сбалансированию  бюджета, опирающиеся на стабильное функционирование экономики, исходят из того, что в условиях макроэкономического равновесия:

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"