Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:18, контрольная работа
Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью. Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться. При этом далеко не всякий труд приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическое и умственное утомление, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказа от отдыха) и т.п.
Тема № 1. «Рынок труда, заработная плата»……………………………………3
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………………..3
2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы…………………...10
З.Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………...17
Тема № 2. «Рынок природных ресурсов и их цена»…………………………..23
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности…………...23
2. Экономическая рента и ее виды……………………………………………...25
3. Цена земли……………………………………………………………………..27
Тема № 3. «Рынок капитала и ссудный процент»……………………………..31
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала………………...31
2. Ссудный процент, как цена производственного фактора «капитал»……...35
Тема № 4. «Рынок ценных бумаг»……………………………………………...37
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа………………37
2.Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг……………………………………43
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………..47
Тема № 5. «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»………………………………………………………………...50
1. Совокупный спрос…………………………………………………………….50
2. Совокупное предложение…………………………………………………….52
3. Макроэкономическое равновесие……………………………………………55
Тема № 6. «Национальный доход, его распределение и перераспределение»58
1. Макроэкономическое регулирование. Понятие. Цель макроэкономического регулирования……………………………………………………………………58
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение
национального дохода…………………………………………………………...63
3. Налоги………………………………………………………………………….68
4. Государственный бюджет…………………………………………………….75
5. Доходы населения и уровень жизни…………………………………………79
Кроме долгосрочного равновесия существуют еще два варианта распределения равновесного уровня цен и равновесного объема производства. Задача государства состоит в том, чтобы совместить уровень равновесия с уровнем максимальной занятости.
Если текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (в точке Е1), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса (сдвиг ad1 до AD). Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики:
● снижение налогов,
● увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● рост государственных расходов.
Если правительство и Центральный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.
Политика государства, направленная на увеличение совокупного спроса называется политикой экспансии. Центральный банк может нейтрализовать спад в экономике, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне. А рост уровня цен влечет за собой инфляцию спроса. Аналогичный результат достигается увеличением расходов государства. Однако, политика экспансии обладает удивительным свойством, которое получило название «эффект мультипликатора»: общий рост национального дохода в итоге превышает государственные расходы. В свою очередь, опережающий рост национального дохода означает ускоренное расширение производства и рост занятости.
Если фактическое производство реального ВНП в достаточной степени превышает обозначенный потенциал (находится в точке Е2), говорят, что экономика находится в «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов.
Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса (сдвиг ad2 до AD) и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е. Теоретически и практически последнее достигается за счет монетарной политики:
● ужесточения налогового пресса,
● сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы,
● существенного снижения (экономии) государственных расходов.
Такая политика препятствует инфляционному росту цен и направлена на ограничение роста доходов населения. «Эффект мультипликатора» состоит в том, что сокращение реального национального дохода больше сокращения государственных расходов.
Однако эффективно использовать все эти три основных рычага государственным органам удается не всегда. Чем сильнее отклонения от параметров состояния общего экономического равновесия, тем меньше соответствующие возможности.
Приведенный
AD - AS анализ общего экономического
равновесия отличается известным схематизмом,
т.к. равновесие следует воспринимать
как динамичное состояние экономической
системы, при котором она сохраняет свое
строение и сложившиеся режимы функционирования
в меняющейся действительности. Вместе
с тем, AD - AS анализ может быть полезен
при оценке логики происходящих изменений
и последовательности предпринимаемых
шагов в рамках государственной политики
достижения экономического равновесия.
Тема
№ 6. «Национальный
доход, его распределение
и перераспределение»
Макроэкономическое регулирование представляет собой, с одной стороны, саму деятельность по организации и налаживанию взаимодействия элементов регулируемой системы, а с другой стороны — сложную систему реализации этой деятельности посредством определенного хозяйственного механизма. Макрорегулирование хозяйственной жизни прошло долгий исторический путь развития и сформировалось в систему в период становления ГМК.
Макроэкономическое регулирование [macroeconomic regulation] — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.
В отличие от частного регулирования, например регулирования деятельности естественных монополий, макроэкономическое регулирование обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка. В этом смысле рынок (разумеется, реальный, не теоретически постулированный “свободный рынок”) есть сочетание регулирования из центра (макрорегулирования) и саморегулирования хозяйствующих субъектов.
Как всякое регулирование, макроэкономическое регулирование предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида: регулирование по рассогласованиям (или отклонениям от заданной траектории) и регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым).
Соответственно в первом случае, обнаружив отклонение тех или иных макроэкономических показателей от намеченных на определенный период ориентиров (программы, плана, прогноза и пр.), государство принимает меры для исправления ситуации. Например, при спаде производства более глубоком, чем предполагалось (если анализ показал, что это произошло из-за недостатка инвестиций), возможны следующие меры: снижение налогов на производителей в целом или только на инвестиции, привлечение иностранных кредитов, приватизация слабых предприятий для передачи их более эффективным собственникам, стимулирование спроса на продукцию и другие варианты макроэкономического регулирования. Во втором случае можно установить, скажем, в перспективном плане определенный критический уровень безработицы, грозящий социальным взрывом, и при приближении к этому показателю принять срочные меры для повышения занятости (ввести поощрение предпринимателей за открытие новых рабочих мест, помогать зарождению и становлению малого бизнеса и т. п.).
В моделях экономической политики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы.
Среди основных инструментов макроэкономического регулирования в условиях рыночной экономики — средства денежной политики (ставка рефинансирования и кредитная эмиссия Центрального банка, резервные требования для коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг), фискальной политики (прямое и косвенное налогообложение, управление бюджетным дефицитом), а также политики обменного курса валюты (система обменного курса — плавающего или фиксированного, курс обмена валюты).
Для
современного мира характерно многоуровневое
экономическое регулирование, его
механизм связывает отдельных
• производственные связи (через эту группу можно влиять на процессы интеграции, диверсификации и т. п.);
• воспроизводственные связи (выбор типа воспроизводства, темпов и основных пропорций общественного воспроизводства);
• финансовые связи (направление и приоритеты финансовых потоков);
• организационные связи (предполагается наличие конкретных субъектов, ответственных за проведение макроэкономической политики);
• информационные связи (наличие информационных каналов, посредством которых необходимые сведения доводятся до регулируемого объекта, наряду с этим включают сбор экономической информации, необходимой для макрорегулирования).
Объектами макрорегулирования могут выступать как отдельные регионы внутри страны (например, нефтедобывающие), хозяйственная жизнь отдельных стран, а также хозяйственная жизнь целых регионов, включающих группу государств, объединенных интересами решения определенной задачи (страны Общего рынка, различные объединения развивающихся стран и т. п.). К концу XX в. произошло заметное смещение акцентов во взаимоотношениях мирового хозяйства и национальных экономик. Это проявляется в том, что если раньше экономические проблемы мирового хозяйства выступали следствием развития и взаимодействия национальных экономик, то в настоящее время глобальные проблемы выдвигают определенные требования к национальным экономикам, которыми определяется внешняя по отношению к отдельной национальной экономике цель макрорегулирования. Ее можно условно назвать ограничительной, ибо ставятся задачи сдерживания (ограничение распространения ядерного оружия, увеличения числа безработных, преодоление экологического кризиса, демографическая политика и т. д.). Субъекты, диктующие национальным экономикам эти задачи, разнородны по их роли и месту в хозяйственной жизни. Главное, что их объединяет — это возможность оказывать заметное влияние на макропропорции и весь процесс общественного воспроизводства той или иной страны. Субъекты макрорегулирования современной хозяйственной жизни действуют как в рамках национальной экономики (примерами являются естественные монополии нашей страны, различные так называемые олигархические объединения, а также государство), так и вне их (ТНК, МНК, МВФ и др.).
Казалось бы, что с точки зрения реализации внешней цели макрорегулирования не суть важно, какую модель экономического развития выберет та или иная страна, лишь бы выполнялся ряд ограничительных условий, но помимо решения глобальных задач экономические институты, обладающие способностью оказывать воздействие на макроэкономические результаты, преследуют свои собственные экономические интересы. Становление новой экономической цивилизации предполагает поиски путей преодоления глобальных трудностей не в ущерб национальным хозяйствам.
Общемировая
тенденция к
Внутренняя
цель макроэкономического
В современных условиях недостаточно сводить роль государства как субъекта макроэкономического регулирования к поддержанию баланса совокупного спроса и совокупного предложения, а тем более рассматривать его лишь в качестве арбитра свободной рыночной координации (регулирования) всех макроэкономических показателей. В случае неспособности государства к выполнению функции макроэкономического регулирования найдутся другие субъекты, готовые осуществить регулирование, но только цели и методы его будут соответствовать их собственным интересам. Модель экономического развития страны, отвечающая национальным интересам, может быть выбрана только на государственном уровне.
Исходные теоретические основы макроэкономического регулирования были заложены английским экономистом Дж. Кейнсом, учение которого, часто определяемое как принцип «государственного активизма», было реакцией на мировой экономический кризис. Кейнсианская теория регулирования экономики оказало значительное влияние на экономическую политику многих развитых стран после Второй мировой войны. Среди ведущих представителей этого направления – лауреаты Нобелевской премии по экономике Л. Клейн, Ф. Модильяни, П. Самуэльсон, Дж. Тобин и другие крупные ученые. Основные принципы Кейнсианского регулирования были изложены в труде Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"