Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью. Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться. При этом далеко не всякий труд приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическое и умственное утомление, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказа от отдыха) и т.п.

Содержание

Тема № 1. «Рынок труда, заработная плата»……………………………………3
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………………..3
2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы…………………...10
З.Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………...17
Тема № 2. «Рынок природных ресурсов и их цена»…………………………..23
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности…………...23
2. Экономическая рента и ее виды……………………………………………...25
3. Цена земли……………………………………………………………………..27
Тема № 3. «Рынок капитала и ссудный процент»……………………………..31
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала………………...31
2. Ссудный процент, как цена производственного фактора «капитал»……...35
Тема № 4. «Рынок ценных бумаг»……………………………………………...37
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа………………37
2.Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг……………………………………43
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………..47
Тема № 5. «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»………………………………………………………………...50
1. Совокупный спрос…………………………………………………………….50
2. Совокупное предложение…………………………………………………….52
3. Макроэкономическое равновесие……………………………………………55
Тема № 6. «Национальный доход, его распределение и перераспределение»58
1. Макроэкономическое регулирование. Понятие. Цель макроэкономического регулирования……………………………………………………………………58
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение
национального дохода…………………………………………………………...63
3. Налоги………………………………………………………………………….68
4. Государственный бюджет…………………………………………………….75
5. Доходы населения и уровень жизни…………………………………………79

Работа содержит 1 файл

Копия Контрольная работа по экон. теории.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     К местным налогам относится налог  на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

     Принципы  налогообложения проявляются в способах взимания налогов. Таких принципов достаточно много:

     1. Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платит налог за нее.

     2. Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.

     Современное налогообложение доходов опирается  на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.

     3. Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.

     В командно-административной системе, которая не учитывала законы рынка, налоговые привилегии всегда сопровождали государственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было «задушено» налогами.

     Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в современной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

     Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем самым угнетающе действует на стимулы производства.

     Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и многократного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строится на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в странах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения многократного налогообложения используемого сырья является введения налога на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются к полученному извне полуфабрикату.

     В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономикой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывается на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, по существу, собирателем этого налога.

     Наибольший  удельный вес в общих налоговых  поступлениях приходится на следующие налоги: а) подоходный налог на физических лиц; б) налог на добавленную стоимость; в) акцизы.

     1. Подоходный налог на физических  лиц. Он взимается, как правило,  по прогрессивной шкале. В Республике Беларусь существует следующая шкала взимания подоходного налога (таблица 21.1):  

     Таблица 2. Ставки подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь  

       Размер облагаемого  совокупного      Ставки (суммы) налога
  годового дохода 
 
     
      
1. До 240 минимальных заработных плат (МЗП)  9% от суммы  дохода
2. От 240 МЗП + 1 руб. до 600 МЗП  21,6 МЗП + 15% с  суммы, превышающей 240 МЗП
3. От 600 МЗП + 1 руб. до 840 МЗП  75,6 МЗП + 20% с  суммы, превышающей 600 МЗП
4. От 840 МЗП + 1 руб. до1.080 МЗП  123,6 МЗП + 25% с  суммы, превышающей 840 МЗП
5. От 1.080 МЗП + 1 руб. и выше  183,6 МЗП + 30% с  суммы, превышающей 1.080 МЗП
 

     Законодательством нашей республики предусматривается также ряд налоговых льгот. Так, в облагаемый доход не включаются:

     а) пособия по социальному страхованию  и социальному обеспечению;

     б) алименты;

     в) пенсии и льготы, оговоренные в  законе; г) минимум заработанной платы и т. д.

     2. Налог на добавленную стоимость  (НДС). Добавленная стоимость - это  разница между ценой реализованной  продукции и ценой материалов и сырья, потреблённых при изготовлении этой продукции.

     Пример. Пекарня продает магазину батон  за 500 руб., а на покупку муки, дрожжей и других, необходимых для его выпечки компонентов тратит 300 рублей. Добавленная стоимость в этом случае составит 200 руб. (500 - 300). Если ставка НДС составляет 25%, то с каждого проданного батона хлеба пекарня платит 50 руб. (25% от 200 руб.).

     Субъект и носитель налога на добавленную  стоимость обычно не совпадают. Чем  эластичнее спрос, тем большая доля налога уплачивается производителем. Чем эластичнее предложение, тем большая доля НДС уплачивается потребителем (на продукты первой необходимости).

     НДС используется во многих странах мира. Он относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем. В итоге его оплачивает конечный потребитель, то есть население. Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя государственный бюджет.

     3. Акцизы. Это косвенные налоги, фиксируемые  в определенном размере в виде надбавок к цене товаров или услуг. Тем самым они перекладываются с продавцов на потребителей. Акцизы являются составной частью общей налоговой политики государства и используются для увеличения доходов бюджета. Размеры акцизов, как правило, не связаны ни со стоимостью товаров и услуг, ни с затратами труда на их производство. Они устанавливаются в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета. Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и т.д.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов и т.п.). В большинстве развитых стран косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет.

     Разрабатывая  систему налогообложения, важно  рассчитать и установить оптимальную ставку налога. В первую очередь это относится к подоходному налогообложению. Если ставки налогов завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит в "теневую" экономику. Результатом этого будет уменьшение налоговых поступлений в бюджет. Такой же результат окажется и при низкой ставке подоходного налога.

     Зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями в бюджет пытались теоретически обосновать американские эксперты во главе с профессором Артуром Лаффером. Они считали, что при ставке подоходного налога выше 50°;;. резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

     А. Лаффер доказал, что один и тот  же по величине доход в государственный  бюджет может быть обеспечен как при высокой, так и при низкой налоговых ставках. Это положение графически отображает кривая Лаффера (рис.14).

     

 

     Рис14. Кривая Лаффера Основные точки для анализа: 

     1). Ставка налога = 0: поступлений в бюджет нет;

     2). Ставка налога = 100%: поступлений в  бюджет нет (в легальной экономике  никто не работает, все уходят в "теневую" экономику).

     При всех остальных значениях налоговой ставки налогоплательщики будут платить налоги, а государство будет их получать.

     3). В точке А достигается максимум  поступлений в бюджет, следовательно, ставка налога RA является оптимальной.

     4). Дальнейший рост налоговой ставки  до уровня RB приводит не к увеличению, а к уменьшению налоговых поступлений, которые сравняются с тем уровнем, что существовал при налоговой ставке Rc, т.е. значительно более низкой, чем оптимальная ставка RA,

     Кривая  Лаффера показывает, что более  низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекая к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И, наоборот, с ростом налогов доходы в казну (как это ни парадоксально) уменьшаются, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в "теневую" экономику, а стимулы к труду угаснут. Кривая не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогообложения поступления налогов будут максимальны, ибо такая ставка налогов различна для разных стран и зависит от многих факторов: от налоговой политики, размеров и структуры государственного сектора экономики и т.д.

     Исследования  Лаффера теоретически доказали: чем  богаче граждане страны, тем богаче и государство. Суть "эффекта Лаффера" заключается в следующем. Если экономика страны находится в положении справа от точки А (в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (RA) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению. Это обусловлено тем, что возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, а также произойдет переход из "теневой" экономики в легальную.

     Однако  практически идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так "эффект Лаффера" "не сработал" в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, однако одновременно оно затруднило реализацию социальных программ, так как желанного роста налоговых поступлений не произошло.

     Необходимо  учитывать и то, что на основе только теории нельзя построить идеальную шкалу налогообложения. Существенное значение имеют здесь (при определении справедливости данного налогообложения) национальные, культурны и психологические факторы. Вообще принято считать, что высшая ставка подоходного налога должна находиться в пределах 50-70%.  
 

  1. Государственный бюджет.
 

     Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет. Он является самым крупным денежным фондом, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

     Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства. Структура бюджета определяется государственным устройством

     По  своей экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

     За  счет государственного бюджета содержится армия, полиция, госаппарат, значительная часть образования, здравоохранения и т.д. С его помощью государство оказывает значительное воздействие на экономические процессы.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"