Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:18, контрольная работа
Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью. Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться. При этом далеко не всякий труд приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическое и умственное утомление, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказа от отдыха) и т.п.
Тема № 1. «Рынок труда, заработная плата»……………………………………3
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………………..3
2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы…………………...10
З.Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………...17
Тема № 2. «Рынок природных ресурсов и их цена»…………………………..23
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности…………...23
2. Экономическая рента и ее виды……………………………………………...25
3. Цена земли……………………………………………………………………..27
Тема № 3. «Рынок капитала и ссудный процент»……………………………..31
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала………………...31
2. Ссудный процент, как цена производственного фактора «капитал»……...35
Тема № 4. «Рынок ценных бумаг»……………………………………………...37
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа………………37
2.Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг……………………………………43
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………..47
Тема № 5. «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»………………………………………………………………...50
1. Совокупный спрос…………………………………………………………….50
2. Совокупное предложение…………………………………………………….52
3. Макроэкономическое равновесие……………………………………………55
Тема № 6. «Национальный доход, его распределение и перераспределение»58
1. Макроэкономическое регулирование. Понятие. Цель макроэкономического регулирования……………………………………………………………………58
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение
национального дохода…………………………………………………………...63
3. Налоги………………………………………………………………………….68
4. Государственный бюджет…………………………………………………….75
5. Доходы населения и уровень жизни…………………………………………79
Ограниченно рыночные - это ценные бумаги с ограниченной возможностью обращения. При выпуске этих видов ценных бумаг эмитент устанавливает определенные ограничения на их обращение.
В зависимости от уровня риска различают безрисковые и рисковые ценные бумаги.
Безрисковые - это ценные бумаги, риск по которым практически равен нулю, т.е. отсутствует. Как правило, это краткосрочные государственные долговые обязательства. В ряде стран - это казначейские векселя.
Рисковые ценные бумаги - это ценные бумаги, которые в процессе своего обращения на фондовом рынке подвержены определенной степени риска. В свою очередь, рисковые ценные бумаги в зависимости от степени риска принято делить на низкорисковые, среднерисковые и высокорисковые. В мировой практике низкорисковые ценные бумаги - это, как правило, государственные бумаги, среднерисковые - это корпоративные облигации, высокорисковые - это облигации.
В зависимости о начисляемого дохода ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода ее владельца. В последнем случае ценная бумага для владельца выступает как простое свидетельство права на товар или на деньги, а не как капитал.
В зависимости от регистрируемости ценных бумаг органами управления различают регистрируемые и нерегистрируемые ценные бумаги.
Регистрируемые - это ценные бумаги, которые подлежат государственной регистрации. Как правило, это эмиссионные ценные бумаги, так как их выпуск затрагивает интересы многих участников фондового рынка. По законодательству обязательной регистрации подлежат выпуски акций и облигаций.
Другие виды ценных бумаг, независимо от размеров их выпуска, государственной регистрации не подлежат. Ценные бумаги, которые не подлежат регистрации в государственных органах управления, являются нерегистрируемыми.
В зависимости от того, в какой форме инвестор предоставляет капитал эмитенту и как эти средства отражаются в капитале фирмы, как собственные или как заемные, различают долевые и долговые ценные бумаги. Таким образом, ценные бумаги как представители действительного капитала делятся на два вида: долевые, или совладельческие, и долговые, или обязательственные.
Долевые ценные бумаги закрепляют права владельца на часть имущества фирмы при его ликвидации, подтверждают участие владельца в формировании уставного капитала, дают право на получение части прибыли, на участие в управлении предприятием, а также право на получение информации. К долевым ценным бумагам относятся акции, инвестиционные паи.
Долговые
ценные бумаги отражают отношения займа
между их владельцами и эмитентом,
который обязуется их выкупить в
установленный срок и выплатить
определенный процент. Примером долговых
ценных бумаг являются облигации.
3.
Государственное регулирование
рынка ценных бумаг
Рынок
ценных бумаг как составная часть
финансово-кредитной системы
В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.
1.
Выработка определённых правил,
регулирующих эмиссию и
Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагаются функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов.
2.
Выдача лицензий органами
Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путём аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами.
3.
Налогообложение доходов от
Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков и т. д.) устанавливается действующим законодательством страны и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Очевидно, желая привлечь ресурсы на рынок ценных бумаг (обеспечив возможность осуществления займов или активизации процесса перелива капитала), государство устанавливает льготный режим налогообложения участников рынка. И, наоборот, в целях избежания чрезмерного «перегрева» рынка ценных бумаг и разрастания чисто спекулятивных операций, отвлекающих финансовые ресурсы из реального сектора экономики и тормозящих инвестиционные процессы в стране, государство увеличивает налоговые ставки на операции с ценными бумагами.
Однако такого рода государственное регулирование (манипулирование налоговыми ставками) допустимо только на начальном этапе становления рынка ценных бумаг. В последующем увлечение такого рода регулированием может привести к разрушению данного вида предпринимательской деятельности, которая успешно развивается только в условиях стабильности налоговых ставок, позволяющих в той или иной степени планировать операции на рынке.
Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеет стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг – как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.
Доходы участников рынка ценных бумаг от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяются как большая из двух величин: фактическая или рыночная цена реализации этих ценных бумаг на день совершения сделки, а затраты по приобретению ценных бумаг – как балансовая стоимость этих бумаг. Если ценные бумаги не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, то участники рынка ценных бумаг при реализации или приобретении этих бумаг определяют доходы и затраты по указанным операциям исходя из фактических цен их приобретения и реализации.
Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями.
Особенность
нынешнего этапа в развитии фондового
рынка является отсутствие большого
набора инструментов государственного
регулирования вследствие недостаточного
по времени развития данного сегмента
экономики. Это проявляется в том, что
основной упор в развитии рынка ценных
бумаг делается на максимальное саморегулирование
со стороны профессиональных участников
рынка. Хотя следует признать, что фондовый
рынок немыслим без должного государственного
регулирования.
Тема
№ 5 «Совокупный спрос
и предложение. Макроэкономическое
равновесие»
Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны.
Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)– экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:
1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);
2) спрос фирм на инвестиции (I);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Из структуры совокупного спроса выделяют формулу: AD = C + I + G + Xn.
В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.
Графически модель совокупного
спроса представляется в виде
кривой с отрицательным наклоном,
которая характеризует обратную зависимость
между объемом покупаемого реального
ВНП и уровнем цен. На рис.9 кривая совокупного
спроса AD показывает количество товаров
и услуг, которое потребители готовы приобрести
при каждом возможном уровне цен. Она дает
такие комбинации объема выпуска и общего
уровня цен в экономике, при которых товарный
и денежный рынки находятся в равновесии.
Рис.9
Кривая совокупного
спроса
Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.
К ценовым факторам относятся следующие:
1)
Эффект реального богатства
Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.
2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.
Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.
3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.
Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).
Факторы, воздействующие на C:
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"