Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций
Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Постоянными факторами производства называют такие, количество которых остается неизменным при производстве данного товара (например, станочное оборудование при производстве данной партии обуви).
Переменные факторы
Производство каждого продукта требует наличия конкретных факторов производства, при том в определенных сочетаниях.
В условиях конкуренции каждая фирма хочет так использовать факторы производства, чтобы получить максимальное количество продукции. Зависимость между максимальным объемом выпускаемой продукции и количеством всех необходимых факторов производства, которые надо израсходовать для достижения данного объема выпуска, получила название производственной функции. Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.
Выделим некоторые свойства производственной функции:
Производственные функции
1. Увеличение объема производства за счет роста только затрат по одному ресурсу (фактору производства) имеет предел. Например, вы выпускаете на своем маленьком частном предприятии воздушную кукурузу. Она пользуется большим спросом. Вам хочется расширить производство. У вас есть свободные денежные средства для приобретения второго аппарата. Однако ваши производственные площади столь малы, что покупка второго аппарата не принесет вам коммерческой выгоды: его некуда поставить. Следовательно, в данном случае за счет приобретения дополнительной единицы оборудования (увеличения затрат по одному ресурсу) вам не удастся увеличить объем производства.
2. Один и тот же
объем производства можно
Значение производственной функции заключается в том, что она указывает на существование альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов производства обеспечивает один и тот же объем выпуска продукции. Раз возможны различные комбинации факторов производства, значит, есть вариант, при котором можно достигнуть оптимального сочетания факторов.
23. Общий, средний и
предельный продукт фирмы.
Любая фирма, независимо от ее организационно-правовой формы, выпускает ту или иную продукцию. Продукт фирмы выступает, прежде всего, в натуральной (вещественной) форме. На металлургическом заводе - это тонны выплавленной стали, на автомобильном заводе - количество автомашин, в парикмахерской - численность обслуженных клиентов, в вузе - число выпускников и т.п. В производстве продукта используются различные ресурсы - труд, земля, капитал. Для анализа использования ресурса применяются показатели общего, среднего и предельного продукта. Общий продукт (ТР) - это объем продук-ции, произведенный фирмой за определенный период времени (например, за год).
Величина общего продукта фирмы зависит от того, какое количество труда (рабочих, инженеров и т. д.) вовлекается в производство, и от того, какой капитал вложен в данное предприятие. Показатель общего продукта не позволяет судить о том, насколько эффективно используются ресурсы. Например, на двух ткацких фабриках величина общего продукта одинакова. Она составляет 1000 метров ткани, произведенных в течение месяца. Но на первой фабрике занято 100 работников, а на второй - только 50. Очевидно, что на второй фабрике труд рабочих в два раза эффективнее.
Средний продукт (АР) - выпуск продукции в расчете на единицу фактора производства (одного работника; одного станка)
Средний продукт = ------------------------------
Количество используемых ресурсов
Но величина среднего продукта труда не позволяет судить, какой вклад в прирост общего продукта вносит каждая дополнительная единица ресурса. Этот вклад можно определить на основе показателя предельного продукта. Предельный продукт (МР) - это прирост общего продукта в результате приме-нения дополнительной единицы ресурса.
Предельный продукт =
------------------------------
Существует зависимость между предельным продуктом и количеством используемого фактора производства, выражающийся в законе убывающей отдачи . Если количество одного фактора производства увеличивать при неизменном количестве другого фактора, рано или поздно предельный продукт переменного фактора производства начнет расти. Рассмотрим действие этого закона на примере функционирования ткацкой фабрики (табл.7.1.). Предположим, что на фабрике задействовано 5 станков. Труд двух первых рабочих характеризуется растущей пре-дельной производительностью. Так, предельный продукт 1-го рабочего составляет 4 метра ткани, а 2-го - 6 метров. Но в дальнейшем каждый последующий рабочий создает постепенно уменьша-ющийся предельный продукт. Общий продукт достигает максимальной величины (21 метров), когда в производство вовлечено 5 рабочих. Привлечение шестого и последующих рабочих привело бы к сокращению величины общего продукта. Поэтому рациональный предприниматель никогда не станет привлекать шестого рабочего.
Совокупный продукт (Q) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, получим средний продукт (АР).
Правило замещения факторов производства: отношение приростов двух факторов находится в обратной зависимости от величины их предельных продуктов.
Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.
Закон убывающей производительности никогда не был доказан строго теоретически, он выведен экспериментальным путем.
24. Издержки производства. Экономические и бухгалтерские
Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.
Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «осадка». Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки, «выпавшие в осадок» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.
Модель издержек фирмы в краткосрочном периоде
Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.
Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные или замыкающие, а также на постоянные и переменные.
Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.
Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт зависеть от объёмов выпуска, часто определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции себестоимости, который якобы при любых обстоятельствах описывает постоянные издержки. Например, жалование конторских работников, амортизация, реклама и т. п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.). Такое «внедрение» положений о бухгалтерском учёте в экономику как науку не просто неправомерно, но прямо вредоносно.
Бухгалтерские издержки отличаются от экономических издержек тем, что они не включают стоимость факторов производства, являющихся собственностью владельцев фирм. Бухгалтерские издержки меньше экономических на величину неявного заработка предпринимателя, его жены, неявной земельной ренты и неявного процента на собственный капитал владельца фирмы. Иначе говоря, бухгалтерские издержки равны экономическим минус все неявные издержки.
26. Доход
фирмы: общий, средний,
Доход – есть денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие в экономической жизни общества. Сам факт его получения есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула массового повседневного предпринимательства.
Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.
Соответственно видам издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доход.
Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество: TR = P* Q, где TR –общий доход.
В условиях чистой (совершенной) конкуренции фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет находиться в прямой пропорциональной зависимости от количества проданной продукции. Поэтому кривая общего дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии (см. рис.1).
R TR
Q
Средний доход(AR)- это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.
Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:
AR= TR
Q
AR=TR== P⋅Q=P
Q Q
Поэтому цена и доход в западной экономической теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда моделей, изделий и т.д.).
В условиях совершенной конкуренции (когда цена считается величиной постоянной) кривая среднего дохода имеет вид прямой линии, параллельной оси абсцисс (см. рис.2.).
Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.