Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа
В настоящее время обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики в экономику социально ориентированную. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.
Одной из таких проблем все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии (в том числе остаточных от командной системы управления экономикой) и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие монополизма и антимонопольной политики 5
2 Развитие монополизма и его социально-экономические последствия в России 13
3 Перспективы развития и совершенствования антимонопольной политики в Российской Федерации 24
Заключение 28
Глоссарий 31
Список использованных источников 33
Приложения 35
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1 Понятие монополизма и антимонопольной политики
2 Развитие монополизма и его социально-экономические последствия в России
3 Перспективы развития и совершенствования антимонопольной политики в Российской Федерации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
В настоящее время обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики в экономику социально ориентированную. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.
Одной из таких проблем все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии (в том числе остаточных от командной системы управления экономикой) и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
Не меньшее теоретическое и практическое значение имеет и проблема осмысления сути и причин возникновения монополистических новообразований в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий, организаций, физических и юридических субъектов хозяйствования, это крайне важно для судьбы рыночных реформ в России, так как доминирующее положение на рынке одной или нескольких (например, естественных) монополий не только затрудняет доступ на него других субъектов хозяйствования, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.
Федеральные и региональные исполнительные органы слабо реализуют программу регулирования деятельности монопольных структур, а часто, напротив, инициируют образование различных, по сути монополистических, организаций типа единой холдинговой компании по производству строительных металлоконструкций, монопольного топливно-энергетического комплекса, многочисленных финансово-промышленных групп, картельных образований, фактически доминирующих в новой хозяйственной системе. Все это препятствует формированию подлинно рыночной (конкурентной) среды хозяйствования, которая официально провозглашалась и до сих пор признается необходимой организационно-структурной основой рыночных отношений.
Одной из важнейших проблем, определяющих успех в движении экономики к рыночным отношениям, представляется процесс демонополизации. В 1991 году был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Однако правительство до сих пор фактически поддерживает не конкурентную систему хозяйствования, а общественно ущербную, монополистическую деятельность.
Сложившаяся ситуация обуславливает актуальность теоретического исследования объективных и субъективных причин возникновения и существования монополизма.
Цель данной курсовой работы: выявить социально-экономические последствия монополизма и исследовать направления антимонопольной политики в России. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие монополизма и сущность антимонопольной политики;
- проанализировать развитие монополизма и его социально-экономические последствия в России;
- выявить перспективы развития и совершенствования антимонопольной политики в РФ.
Объектом исследования является монополизм, его специфика в Российской Федерации, методы демонополизации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, посвященные проблеме монополизма, путей его преодоления, нормативные и законодательные акты, влияющие на развитие конкурентной среды, монографии, научные статьи, диссертации по теме исследования. Структура курсовой работы содержит введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, а также приложений.
1.1 Понятие монополизма, сущность и виды монополий
Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Полной противоположностью конкуренции, ее антиподом является монополия (от итал. «моно» – один, «полео» – продаю).
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл:
- во-первых, под монополией понимается предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.);
- во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей контролировать последний [1].
Монополистическая, несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX-начале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополии влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей — на заказчика, на контрагентов.
Монополия является следствием самой конкуренции, которая объективно ведет к вытеснению из производства мелких или малоэффективных предприятий и концентрации производства на крупных. Сокращение числа продавцов позволяет им занять монопольное положение на рынке.
Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. До XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, синдицирование, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции [2].
Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия. Характерные черты вышеперечисленных видов конкуренции в условиях монополии представлены в приложении А.
Различают несколько типов монополий.
Искусственная монополия. Являясь «благом» для общества в целом, конкуренция – «зло» для предпринимателей, поэтому они всячески стараются избежать конкуренции. Осуществляя слияния фирм, заключая явные и тайные соглашения об объемах производства, рынках сбыта, уровне цен, предприниматели монополизируют рынки. Искусственная монополия – основной объект борьбы со стороны государства.
Государственная (легальная) монополия – исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водки (водочная монополия) и т.п.
Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом.
Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;
Случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно закрепляется.
Наконец, естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. В силу технологических особенностей некоторых производств издержки производства на одном крупном предприятии ниже, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.). Такие производства, как правило, защищаются от конкуренции государством.
Российское законодательство выделяет следующие отрасли, где допустимы естественные монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Отдельно следует остановиться на особенностях монополизма, сложившегося в плановой экономике. Этот тип монополизма базировался на монополии государственной собственности, носил тотальный характер, характеризовался чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства. Многие производственные объединения, включающие в себя десятки предприятий и являющиеся чистыми монополистами в отрасли, создавались не из соображений экономической эффективности, а исходя из соображений удобства управления.
Гигантские заводы-монополисты не были заинтересованы в техническом прогрессе, и потребители были вынуждены покупать у таких предприятий продукцию любого качества и по ценам, утверждаемым государством. Поскольку у покупателей не было выбора, то у производителей никогда не было проблем с реализацией продукции любого уровня. Именно сверхмонополизация российской экономики стала одной из причин падения ее эффективности и превратилась в главный барьер на пути экономических реформ.
Формой реализации монопольной власти является также ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара, в один и тот же промежуток времени разным покупателям по разным ценам. При этом различия в ценах не являются следствием различий в издержках производства, а служат средством расширения производства и увеличения прибыли [3].
Итак, в условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
1.2 Социально-экономические последствия монополизма и сущность антимонопольной политики
Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.
Именно в силу такого негативного воздействия монополий на экономику страны в целом ограничение деятельности монополий, демонополизация рынков является одной из функций государства.
При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:
- применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
- выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
- «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;
- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рисунок 1) и свести в таблицу (табл. 1).
В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (PеЕМPm) – он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Pm). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (PеLМPm), другая же часть потребительского эффекта (МLЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
Чистый убыток общества в результате монополизации рынка – это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.