Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций
Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Предельный доход (MR) позволяет
оценить возможность
Предельный доход определяется как разность валового дохода от продажи n+1 единиц товара и валового дохода от продажи n товаров:
В условиях совершенной
конкуренции фирма продает
MR=D=AR=P (см. рис. 3)
Доходы фирмы на практике состоят из 2-х частей:
1. из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком:
2. из внереализованных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат:
• дивиденды на вложенные нам или приобретенные акции и другие ценные бумаги;
• штрафы, полученные от контрагентов;
• пени, неустойки;
• проценты за хранение денежных средств в банке и другие, не планируемые доходы
27.
Чистый доход и прибыль фирмы.
Балансовая и экономическая
ЧИСТЫЙ ДОХОД ПРЕДПРИЯТИЯ — денежное выражение созданного трудом работников предприятия прибавочного продукта, разность между стоимостью продукции по ценам ее реализации и полной себестоимостью, источник денежных накоплений предприятия и доходов государственного бюджета.
Чистый доход предприятия является частью валового дохода предприятия, остающейся после формирования фонда оплаты труда.
Чистый доход народного хозяйства выступает в форме прибыли и налога с обороти. В легкой промышленности в сумме чистого дохода преобладает налог с оборота, в тяжелой промышленности — прибыль.
В общей сумме чистого
дохода доля прибыли больше и в
двенадцатой пятилетке
ЧИСТЫЙ ДОХОД - прибыль за вычетом налогов, полученная предприятием за определенный период.
Чистый доход - разница между доходами и расходами (включая налоги).
Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.
Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляют дивиденды акционерам предприятия.
Распределение и использование
прибыли имеют свои особенности,
обусловленные организационно-
Отличительная особенность фонда потребления заключается в том, что мероприятия, финансируемые из него, не приводят к образованию нового имущества предприятия, т. е. носят поощрительный, компенсационный характер.
Для обеспечения оптимального размера и соотношения между фондом накопления и фондом потребления, а также рациональных пропорций между входящими в их состав специальными фондами необходимо придерживаться следующих принципов:
Балансовая прибыль - это та часть денежных средств, которая осталась после осуществления всех затрат. Обычно балансовая прибыль подсчитывается раз в квартал, но Вы можете производить подсчеты по неделям, помесячно.
Экономическая прибыль— это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычно потребительского назначения.
Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живот труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.
Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.
Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:
1. уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;
2. возможностей взаимозамещения
применяемых в производстве
3. наличие рынков взаимозаменяемы
4. стремление к новациям и т.д.
Предложение факторов производства.
На конкретных рынках цены факторов производства формируются под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства – это то, их количество, которое может быть предоставлено на рынке по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют свои особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. Особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как труд, земля природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки. Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, «как воздух», а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. «Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности». [3]. Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количество добываемого сырья и цен в этой области. На основании этих и сопряженных с ними показателей отслеживается динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и в часности рынка предложения любого фактора производства.
На рынках обнаруживается,
что предложение конкретного
фактора производства имеет различную
эластичность. Первопричиной здесь
выступает закон
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Основными компонентами рынка труда являются:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
- стоимость рабочей силы;
- цена рабочей силы;
- конкуренция между
Субъектами рынка труда выступают:
- работодатели и их
- работники и их представители (профсоюзы);
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.
Различают внешние и внутренние, открытые и скрытые рынки труда.
Закон спроса опирается на принцип: чем выше цена (заработная плата) на рабочую силу, тем меньше на нее спрос у работодателей (покупателей). Закон предложения опирается на принцип: чем выше оплата товара "рабочая сила", тем больше продавцов рабочей силы готовы заняться данным видом труда. На рис. 1 показано соотношение кривых, отражающих влияние спроса и предложения на рабочую силу.
На пересечении кривых спроса и предложения товара рождается цена равновесия (точка "А"), т. е. тот размер заработной платы, при котором определенное количество работников готовы заняться данной работой на определенном количестве рабочих мест. Предложение рабочих мест в точке "А" будет совпадать .со спросом на данный вид трудовой деятельности. Так в условиях простого, т. е. традиционного, рынка действуют категории спроса и предложения: регулирование, спроса, предложения и цены товара в каждый данный момент времени происходит исходя из складывающихся обстоятельств. В соответствии с действующими закономерностями различные факторы по-разному будут влиять на. положение кривых спроса и предложения: они будут передвигаться то вправо или влево, то вверх или вниз, под разными углами к оси координат. Например, рост стоимости образования передвинет кривую предложения вверх, а увеличение в спросе вслед за оживлением рынка переместит кривую спроса вправо. Окажут влияние на соотношение спроса и предложения такие факторы, как миграция работников, расширение социальных льгот и др.