Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций
Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Товарное производство — организация общественного хозяйства, за которой отдельные продукты изготовляют отделенные производители и для удовлетворения общественных нужд необходимые купля-продажа на рынке этих продуктов, которые вследствие этого становятся товаром.
Зачаточные формы
Сроки «предприниматель» и «
За феодализма зарождается
банковская система,
12. Товар и его свойства.
ТОВАР - продукт труда, произведенный для продажи. Чтобы быть проданным, продукт должен обладать прежде всего полезностью, т. е. удовлетворять какую-либо потребность покупателя.
Полезность продуктов
(или благ) может быть самой разнообразной.
Одни блага удовлетворяют
Но полезность вещи, ее потребительная стоимость не всегда делает ее товаром. Например, дикорастущие ягоды, воздух, обладая свойством полезности, вовсе не являются товаром. Для того чтобы быть товаром, благо должно быть меновой стоимостью, т. е. обладать свойством обмениваемости на другое благо. Таким свойством товары могут обладать, когда есть нечто, что позволяет их сравнивать. Товары, обладающие разной полезностью, могут быть сравнимы как продукты труда. Именно затраты общественного труда, т. е. стоимость, лежит в основе сравнимости товаров. Будучи воплощением общественного труда, товары вступают в процесс купли-продажи. Итак, товар должен обладать в равной степени двумя свойствами: полезностью (потребительной стоимостью) и стоимостью, (быть воплощением общественного труда).
Продукт становится товаром
в определенных исторических условиях,
когда формируется система
Свойства товаров - это его объективная особенность, т.е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться при его формировании, эксплуатации или потреблении.
Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими. Номенклатура потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы:
назначения — функционального, социального, классификационного, универсального;
надежности — долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость;
эргономические — гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические; эстетические;
безопасности — химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная.
Назначение— одно из определяющих потребительских свойств, характеризует способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в классификации товаров. Свойства функционального назначения обусловливают использование изделия по назначению. Показатели функциональных свойств характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению.
Свойства социального
13. Стоимость, полезность и цена как элементы рыночного хозяйства. Закон стоимости
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.
Закон убывающей предельной полезности
На уровне группы, коллектива, страны субъективизм в оценке полезности благ меньше, преобладает усредненная и поэтому более объективная оценка.
По мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, в случае сильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первого стакана воды, его оценка полезности второго стакана меньше, третьего - еще меньше, а четвертый стакан воды имеет для него очень низкую полезность. Закон убывающей предельной полезности, гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. В нашем примере это полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определит его оценку полезности пресной воды.
Иначе говоря, потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой набор их, в котором предельные полезности каждого блага равны, или приносят ему одинаковое удовлетворение. Так, в наборе продовольствия, который холостяк покупает в течение недели, присутствует несколько буханок хлеба, один батон колбасы, несколько литров молока, пара килограммов яблоки, возможно, банка каких-либо деликатесов, например красной икры. Предельная полезность последней ложки этой искры для данного покупателя равна предельной полезности последнего куска колбасы, или последнего стакана молока, или последнего из купленных им яблок. Это достаточно важный момент, который позволяет понять, чем руководствуется индивидуум при покупке набора благ (см. 9.2).
Стоимость - это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).
Парадокс стоимости, согласно которому польза от воды огромна, но ценность - ничтожна, и в то же время бриллиант, который не имеет никакой практической ценности, имеет высокую цену. Ответ на этот парадокс может быть таким. Вода относительно изобильна, а бриллианты - редки. Ценность воды и бриллианта определяется их предельной полезностью. Из-за того, что воды в мире много, ее предельная полезность (определяемая последним стаканом воды) очень мала. У бриллиантов, которые относительно редки, предельная полезность намного выше.
Понятие и сущность цены
Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой
Но что стоит за спросом и предложением? Различные направления экономической теории предлагают различные ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется прежде всего издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы.
ЗАКОН СТОИМОСТИ - экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства.
14. Деньги, их сущность и функции. Закон количества денег в обращении
Деньги — особый товар, являющийся универсальным эквивалентом стоимости других товаров и услуг.
Основные функции денег
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
Прочие функции денег
Также иногда выделяют такие функции денег:
Закон денежного обращения
Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.
Такой закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:
КД = (СЦ – К + П – ВП)
О
КД – количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа;
СЦ — сумма цен реализуемых товаров и услуг;
К – сумма проданных товаров и услуг в кредит, срок платежей по которым не наступил;