Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций

Описание работы

Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

Равновесие на рынке капитала

Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента (рис. 5.2.3). Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Можно заметить, что в  данном случае произошло как бы перераспределение  покупательных возможностей среди  участников хозяйства. Одни фирмы и  потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем  доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала (это мы обсудим в ┐ 3 главы 7).

В более длительном периоде  равновесие может смещаться в  результате изменения менее подвижных  факторов - например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее  заинтересованы в текущем потреблении  и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

Посредники на рынке  капитала

Как вы помните, любой рынок  предполагает место и время встречи  продавцов и покупателей. Рынок капитала тоже должен обладать подобными институтами, которые облегчали бы встречу кредиторов и заемщиков и уменьшали трансакционные затраты.

Но рынок капитала имеет  свою особенность, которая влияет на его институциональное устройство. Эта особенность заключается в том, что все фирмы и потребители, желающие дать или взять деньги в долг, готовы сделать это с различными суммами и на различный срок. Одни потребители хотят дать в долг на полгода, а другие - на два года. Одни фирмы хотят взять кредит на два месяца, а другие - на десять лет. У всех участников рынка в такой ситуации были бы огромные трансакционные затраты, связанные с поиском партнера, у которого будет желание взять (дать) в долг нужную сумму на нужный срок.

 

Одним из выходов из этой ситуации является появление посредников на рынке капитала, которые облегчат задачу поиска партнера для участников этого рынка. Отдельный посредник будет объединять все деньги, отданные в долг при равновесной ставке процента, в один большой "котел" и потом из этого котла раздавать нужные суммы всем желающим взять кредит.

Посредник на рынке капитала будет действовать в своих  собственных интересах - ради получения  прибыли. Посредник от своего имени  возьмет в долг у всех фирм и  потребителей, желающих стать кредиторами, и от своего имени даст в долг фирмам и потребителям, желающим стать заемщиками. Причем, чтобы получить прибыль, он будет брать в долг по меньшей ставке процента, чем отдавать. Разница между ставками будет составлять его выручку, из которой он будет оплачивать все расходы по проведению операций и, возможно, получать прибыль.

Посредники выполняют  роль, схожую с магазинами, которые  скупают товары у производителей и распродают их потом потребителям, снижая трансакционные затраты обеих  сторон.

У посредников на рынке капитала нет единого названия, что вызывается различными видами.

Посредники могут быть специализированными, если они работают только с некоторыми видами кредитов или некоторыми видами участников рынка. Например, могут существовать пенсионные фонды, которые принимают сбережения потребителей для последующей выплаты им пенсии и отдают их в долг на рынке капитала. Или сберегательные кассы, которые тоже работают с потребителями, собирающими или занимающими деньги для покупки дорогого блага (дома, машины и т. д.).

Но посредники на рынке капитала могут быть универсальными, если они  работают со множеством типов кредиторов и заемщиков.

Одним из основных видов посредников  на рынке капитала могут быть банки, которые сочетают выдачу ссуд с выполнением двух других важных функций: обеспечения безопасности операций с деньгами и обслуживания безналичного оборота денег.

 

 

  1. Инвестиции и их эффективность. Инвестиционная политика фирмы

 Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены.

Считается, что для  привлечения инвестиций предприятие  должно:

  • Иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль.
  • Иметь хорошую репутацию в обществе. Инвестируя в теневое предприятие, инвесторы рискуют остаться без прибыли, поэтому выбирают только те предприятия, которые вызывают доверие.
  • Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бухгалтерская отчётность и работа со СМИ.
  • Многое зависит от внутренней политики, проводимой в той стране, в которой находится предприятие. Для вкладов инвесторы выбирают наиболее стабильные страны.

 

Однако на практике эти условия  необходимы для портфельных инвесторов. Инвестиции вполне могут привлекаться и без этих условий, но при уверенности инвестора в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью. Такую уверенность могут гарантировать не только законы и прозрачность учёта, но и личные связи, например, в правительстве или парламенте, получение права непосредственного контроля за ситуацией на предприятии через контрольный пакет акций и назначение подконтрольного директора или личное непосредственное руководство. Существенным фактором привлечения инвестиций является соотношение прибыли и риска. Часть инвесторов выбирают меньший риск и соглашаются на меньшую прибыль. Часть инвесторов выберут более высокую прибыльность вложений, несмотря на повышенные риски. Сырьевым компаниям вообще выбирать не приходится: идут туда где есть ресурс.

 

Кроме того, для привлечения инвестиций иногда создаются особые условия. Примером создания таких особых условий являются особые экономические зоны (ОЭЗ).

Совокупность условий для инвестора  иногда называют «инвестиционным климатом».

 

Риск и прибыль

Инвестиции характеризуются, среди  прочего, двумя взаимосвязанным  параметрами: риском и прибыльностью (доходностью). Как правило, чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность. Для описания соотношения между риском и прибылью часто используется модель CAPM.

 

Величина инвестиционного риска  показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Величина общего, интегрального  риска складывается из семи видов  риска: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминального, экологического. При этом среднероссийский риск принимается за единицу, а реальные показатели регионов могут отклоняться.

 

 

 

 Инвестиционная политика: содержание и виды 

Инвестиционная политика предприятия  представляет собой сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на свое дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений.

 

Разработка инвестиционной политики предполагает: определение долгосрочных целей предприятия, выбор наиболее перспективных и выгодных вложений капитала, разработку приоритетов в развитии предприятия, оценку альтернативных инвестиционных проектов, разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов, оценку последствий реализации инвестиционных проектов.

 

В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа:

 

– на первом этапе определяют необходимость  развития предприятия и экономически выгодные направления этого развития. Для этого требуется:

•оценить потребительский спрос  на выпускаемую продукцию;

•выявить ожидаемый спрос на период намеченной инвестиционной политики предприятия;

•сравнить затраты на выпуск продукции  с действующими рыночными ценами;

•выявить производственные возможности  предприятия на перспективу;

•проанализировать деятельность предприятия  за предшествующий период и выявить  неиспользованные резервы;

– на втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для  реализации выбранных направлений развития предприятия;

– на третьем этапе происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации. Здесь  требуется определить:

•стоимость оборудования, строительных материалов, аренды производственной площади, доставки готовой продукции на рынок сбыта;

•себестоимость заданного объема производства и единицы продукции, выпускаемой на новом оборудовании;

•постоянные и переменные затраты;

•требующиеся объемы инвестиционных ресурсов;

•размер собственных и привлеченных средств, необходимых для реализации проекта;

•показатели эффективности проекта;

•риски , генерируемые проектом.

 

Виды инвестиционной политики:

Инвестиционную политику предприятия  классифицируют в зависимости от ее направленности. С этой точки зрения, выделяют инвестиционную политику, направленную на:

 

1) повышение эффективности;

2) модернизацию технологического  оборудования, технологических процессов; 

3) создание новых предприятий; 

4)  внедрение принципиально нового оборудования и выход на новые рынки сбыта.

 

При   определении   инвестиционной   политики   необходимо учитывать:

а) финансово-экономическое положение  предприятия;

б) состояние рынка выпускаемой  предприятием продукции, объем, качество, цена продукции;

в) технологический уровень производства предприятия;

г) соотношение собственных и  заемных средств;

д) условия финансирования на рынке  капиталов;

ж) условия страхования и гарантий инвестиций;

з) лизинговые условия.

32. Национальная  экономика ее цели и структура.

Национальная экономика – в широком смысле экономика есть наука об экономическом поведении людей. Национальная экономика изучает его в контексте специфики национальной мотивации, опыта и традиций, сочетания рационального и эмоционального начал в поведении человека и социальных групп, волевой активности, направленной на изменение окружающей среды, т. е. особенностей, придающих специфический формат действию объективных закономерностей и методам национальной политики.

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие  виды структуры национальной экономики:

1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

2) социальная структура, исходящая  из деления национальной экономики  на определенные сектора, которые  находятся между собой в органичной  взаимосвязи. Деление производится  по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

3) отраслевая структура, предполагающая  выделение отраслей экономики  и определение характера и  сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

Информация о работе Экономическая теория