Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций

Описание работы

Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

П — сумма платежей по долговым обязательствам;

ВП — сумма взаимно погашающихся платежей;

О – среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения.

15. Рынок: понятие, виды и функции

Рынок  — это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой работают под воздействием закона спроса и предложения.

 

Виды рынков

1. Рынок продовольственных товаров  - используется для торговли продуктами  питания и продовольствием.

2. Рынок промышленных товаров  - применяется для приобретения  товаров народного потребления. 

3. Рынок услуг - здесь приобретают  бытовые, жилищно-коммунальные и  услуги по перевозке. 

4. Рынок недвижимости - используется  для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.

5. Рынок средств производства - продажа средств производства.

6. Рынок денег - продажа и покупка  валют, ценных бумаг или фондовый  рынок. 

7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства,  расширения и проведения реконструкции.

8. Рынок рабочей силы - на данном  рынке продается и покупается  рабочая сила.

9. Рынок инноваций - на нем  ведется торговля техническими  и экономическими изобретениями.

 

Функции рынка

  • Регулирующая  — рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  • Стимулирующая  — по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
  • Информационная  — дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  • Посредническая  — в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
  • Санирующая  — ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  • Социальная  — рынок дифференцирует доходы участников рынка.

 

16. Структура  и инфраструктура рынка

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка.

 

1) По объектам обмена

  • рынок товаров,
  • рынок услуг,
  • рынок капиталов,
  • рынок ценных бумаг,
  • рынок труда,
  • валютный рынок,
  • рынок информации и научно-технических разработок.

 

2) В пространственном разрезе

  • местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
  • национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
  • мировой рынок, охватывающий все страны мира.

 

3) По механизму функционирования

  • свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей);
  • монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция);
  • регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

 

 

4) планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

 

5)В соответствии с действующим законодательством той или иной страны

  • легальный, или официальный,
  • нелегальный, теневой, рынки.

 

6) По степени насыщенности

  • равновесный (спрос и предложение примерно совпадают);
  • дефицитный (спрос превышает предложение);
  • избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

 

Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

 

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

 

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

 

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые  системы, крупные самостоятельные  банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные  по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка  представляет собой регулярный рынок  широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может  быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

 

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь  главным ориентиром является получение  максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

 

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

 

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

 

На фондовой бирже обращаются главным  образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

 

Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

 

Кроме мероприятий по трудоустройству  биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.

 

Элементом инфраструктуры рынка выступает  кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

 

В рыночную инфраструктуру входят и  государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные  бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

 

Важной частью инфраструктуры рынка  является разветвленная система  законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих  субъектов и определяющая правила  “рыночной игры”.

 

 

17. Механизм  функционирования рынка. Спрос,  предложения, цена

К основным элементам  рынка относятся:

  • спрос;
  • предложение;
  • цена.

 

Для того чтобы рынок  успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике  частной собственности, свободных  цен и конкуренции.

Условия возникновения  рынка:

  • общественное разделение труда и специализация;
  • экономическое обособление субъектов хозяйствования;
  • свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений;
  • наличие предмета сделки.

 

Существование рынка, рыночных отношений  предполагает наличие носителей последних, т.е. их субъектов.

Субъекты рынка:

  • домашние хозяйства;
  • фирмы;
  • государство.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

 

Спрос - это количество товара, которое потребители готовы и желают приобрести за одну цену, на данном рынке, на протяжении данного периода. Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

 

 

P – изменение цены

Q – количество товара

S – предложение

D - спрос

 

 

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Информация о работе Экономическая теория