Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, курсовая работа
Цель работы - определить роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны и выявить основные проблемы ее обеспечения.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
– определение понятия и сущности экономической безопасности;
Введение
Глава 1. Понятие экономической безопасности…………………………………....5
1.1. Содержание и структура экономической безопасности страны…………….
1.2. Кри терии оценки и показатели экономической безопасности……………..9
1.3. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности….....13
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…........16
2.1. Анализ современного состояния экономической безопасности страны….
2.2. Проблемы обеспечения экономической безопасности …………………...
Заключение ……….…..34
Список использованной литературы 36
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие экономической безопасности…………………………………....5
1.1. Содержание и структура экономической безопасности страны…………….
1.2. Кри терии оценки и показатели экономической безопасности……………..9
1.3. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности….....13
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…........16
2.1. Анализ современного состояния экономической безопасности страны….
2.2. Проблемы обеспечения экономической безопасности …………………...
Заключение ……….…..34
Список использованной литературы 36
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание не случайно: масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на сцену общественной жизни.
В настоящее время экономическая безопасность – это общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.
В России в марте 1994 года, через три года после начала «реформирования» экономики, правительство приняло распоряжение о разработке «Основных положений государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось почти 1,5 года, чтобы он стал документом, поскольку только в апреле 1996 года президент подписал Указ №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». В соответствии с Указом правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности.
Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов
Цель работы - определить роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны и выявить основные проблемы ее обеспечения.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
– определение понятия и сущности экономической безопасности;
– рассмотрение основных положений Концепция национальной безопасности России;
– определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
– характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
– анализ основных показателей экономической безопасности России;
– определение основных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.
1.1 Понятие экономической безопасности, ее структура и содержание
Экономическая безопасность – это, прежде всего, часть общей системы национальной безопасности государства, а также важная качественная характеристика экономической системы страны. Она неразрывно связана с такими понятиями, как обеспечение обороноспособности, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Проще говоря, экономическая безопасность затрагивает многие стороны жизни государства, социума, экономики.
Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.
В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.
В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. определены:
- законность;
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;
- интеграция с международными системами безопасности.
Необходимо отметить, что попытки сформировать новую парадигму государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на романтических и в некоторой степени примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировались факты ожесточенной международной экономической конкуренции, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, где столкновение сил и интересов не затухает, но меняет свои конфигурации. Попытки выстроить реальную политику на основе концепции баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны.
В то же время возник целый шлейф принципиально новых и опасных угроз, как в политической, так и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась.
С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.
В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.
Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.
Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Следует выделить три ее наиболее важных элемента:
1) экономическая независимость (в условиях современного международного разделения труда экономическая независимость означает контроль государства над национальными ресурсами, достижение такого уровня качества продукции, который обеспечит конкурентоспособность страны и позволит ему на равных с другими странами участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями);
2) стабильность и устойчивость национальной экономики (данный элемент предполагает защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, а также сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию);
3) способность к саморазвитию и прогрессу (создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики).
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что экономическая безопасность представляет собой набор условий и факторов, обеспечивающих достойные условия жизнедеятельности индивида, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз. Являясь материальной основой национальной безопасности, экономическая безопасность является и гарантом независимости страны.
Очевидно, что весьма ответственна роль науки в разработке основных стратегий по борьбе с угрозами как экономической в отдельности, так и национальной безопасности в целом. Интенсивные исследования в области экономической безопасности России начались с создания Межведомственной комиссии Совета безопасности по экономической безопасности (от 3 июня 1992 г.), хотя проблемам, сопряженным с этим понятием, были посвящены многочисленные исследования российских экономистов, социологов, политологов и исследователей в области ряда смежных дисциплин. С распадом СССР старая концептуальная основа защиты национально-государственных интересов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности, поэтому начала складываться Концепция национальной безопасности нового суверенного государства.
Состояние экономической безопасности оценивается перечнем критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Находясь за пределами этих значений, система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, в ней усиливается коррупция и криминалитет. Поэтому важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности является определение ее основных критериев. Стратегия определяет эти критерии и параметры, причем критерии принимаются на содержательном уровне как группы социально-экономических показателей, подлежащих постоянному мониторингу.
Для нахождения (в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо: определить сферу или отрасль экономической деятельности; рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.
В зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков определяются виды экономической безопасности:
– энергетическая безопасность (энергетические проблемы не перестают
напоминать о себе, это связано с дороговизной источников энергии и
конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами);
– инфляционная безопасность (выражается в росте цен);
– внешнеэкономическая безопасность (обусловлена взаимодействием
национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков, а
проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров,
внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях
внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и
торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота);
– интеллектуальная безопасность (достигают с помощью патентной защиты,
таможенного регулирования);