Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны и выявить основные проблемы ее обеспечения.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
– определение понятия и сущности экономической безопасности;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие экономической безопасности…………………………………....5
1.1. Содержание и структура экономической безопасности страны…………….
1.2. Кри терии оценки и показатели экономической безопасности……………..9
1.3. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности….....13
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…........16
2.1. Анализ современного состояния экономической безопасности страны….
2.2. Проблемы обеспечения экономической безопасности …………………...
Заключение ……….…..34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Экономическая безопасность.doc

— 277.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

Глава 1. Понятие экономической безопасности…………………………………....5

1.1. Содержание и структура экономической безопасности страны…………….

1.2. Кри терии оценки и показатели экономической безопасности……………..9

1.3. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности….....13

Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…........16

2.1. Анализ современного состояния экономической безопасности страны….

2.2.  Проблемы обеспечения экономической безопасности              …………………...

Заключение              ……….…..34

Список использованной литературы              36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

       Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание не случайно: масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на сцену общественной жизни.

В настоящее время экономическая безопасность – это общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

В России в марте 1994 года, через три года после начала «реформирования» экономики, правительство приняло распоряжение о разработке «Основных положений государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось почти 1,5 года, чтобы он стал документом, поскольку только в апреле 1996 года президент подписал Указ №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». В соответствии с Указом правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности.

       Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов

 

       Цель работы - определить роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны и выявить основные проблемы ее обеспечения.

       Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:

–        определение понятия и сущности экономической безопасности;

–        рассмотрение основных положений Концепция национальной безопасности России;

–        определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

–        характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;

–        анализ основных показателей экономической безопасности России;

–        определение основных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты экономической безопасности

1.1 Понятие экономической безопасности,  ее структура и содержание

       Экономическая безопасность – это, прежде всего, часть общей системы национальной безопасности государства, а также важная качественная характеристика экономической системы страны. Она неразрывно связана с такими понятиями, как обеспечение обороноспособности, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Проще говоря, экономическая безопасность затрагивает многие стороны жизни государства, социума, экономики.

Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.

В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. определены:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;

- интеграция с международными системами безопасности.

Необходимо отметить, что попытки сформировать новую парадигму государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на романтических и в некоторой степени примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировались факты ожесточенной международной экономической конкуренции, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, где столкновение сил и интересов не затухает, но меняет свои конфигурации. Попытки выстроить реальную политику на основе концепции баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны.

В то же время возник целый шлейф принципиально новых и опасных угроз, как в политической, так и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась.

С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.

В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.

Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.

       Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Следует выделить три ее наиболее важных элемента:

1)     экономическая независимость (в условиях современного международного разделения труда экономическая независимость означает контроль государства над национальными ресурсами, достижение такого уровня качества продукции, который обеспечит конкурентоспособность страны и позволит ему на равных с другими странами участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями);

2)     стабильность и устойчивость национальной экономики (данный элемент предполагает защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, а также сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию);

3)     способность к саморазвитию и прогрессу (создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики).

       Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что экономическая безопасность представляет собой набор условий и факторов, обеспечивающих достойные условия жизнедеятельности индивида, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз. Являясь материальной основой национальной безопасности, экономическая безопасность является и гарантом независимости страны.

       Очевидно, что весьма ответственна роль науки в разработке основных стратегий по борьбе с угрозами как экономической в отдельности, так и национальной безопасности в целом. Интенсивные исследования в области экономической безопасности России начались с создания Межведомственной комиссии Совета безопасности по экономической безопасности (от 3 июня 1992 г.), хотя проблемам, сопряженным с этим понятием, были посвящены многочисленные исследования российских экономистов, социологов, политологов и исследователей в области ряда смежных дисциплин. С распадом СССР старая концептуальная основа защиты национально-государственных интересов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности, поэтому начала складываться Концепция национальной безопасности нового суверенного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Критерии оценки и показатели экономической безопасности

       Состояние экономической безопасности оценивается перечнем критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Находясь за пределами этих значений, система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, в ней усиливается коррупция и криминалитет. Поэтому важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности является определение ее основных критериев. Стратегия определяет эти критерии и параметры, причем критерии принимаются на содержательном уровне как группы социально-экономических показателей, подлежащих постоянному мониторингу.

       Для нахождения (в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо: определить сферу или отрасль экономической деятельности; рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.

       В зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков определяются виды экономической безопасности:

     –   энергетическая безопасность (энергетические проблемы не перестают

          напоминать о себе, это связано с дороговизной источников энергии и    

          конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами);

     –   инфляционная безопасность (выражается в росте цен);

     –   внешнеэкономическая безопасность (обусловлена взаимодействием

          национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков, а   

          проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров,

          внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях

         внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и

          торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота);

     –   интеллектуальная безопасность (достигают с помощью патентной защиты,

          таможенного регулирования);

Информация о работе Экономическая безопасность