Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, курсовая работа
Цель работы - определить роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны и выявить основные проблемы ее обеспечения.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
– определение понятия и сущности экономической безопасности;
Введение
Глава 1. Понятие экономической безопасности…………………………………....5
1.1. Содержание и структура экономической безопасности страны…………….
1.2. Кри терии оценки и показатели экономической безопасности……………..9
1.3. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности….....13
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…........16
2.1. Анализ современного состояния экономической безопасности страны….
2.2. Проблемы обеспечения экономической безопасности …………………...
Заключение ……….…..34
Список использованной литературы 36
Анализ основных демографических показателей выявляет их сильно негативные тенденции развития! Идет ежегодная естественная убыль населения, нация просто вырождается. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, опасаясь жилищных и финансовых трудностей. Количество детей на одну женщину в репродуктивном возрасте сейчас в России - 1,2. Для сравнения - в Швеции, Финляндии, Норвегии этот показатель равен 2 - 2,4. Резко уменьшился и другой показатель - ожидаема продолжительность жизни - от 69,2 лет в 1990 году до 65,3 лет в 2008 (в Японии этот показатель 85 лет, то есть среднестатистический россиянин живет на 20 лет меньше среднестатистического японца). Фактором, обусловившим это, является социально - экономическая нестабильность. В России, как и во всем мире, на первом месте среди причин смертности - сердечнососудистые заболевания, а вот на втором, в отличие от других стран, где эта причина на третьем месте, причины, имеющие сугубо социальную природу (алкоголизм, наркомания, убийства, суицид, травматизм на производстве, ДТП и т.п.). Миграционные процессы характеризуются оттоком высококвалифицированной рабочей силы в западные страны и притоком низко-квалифицированных спецалистов из стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Азербайджан и т.д).
Уровень преступности
Особую остроту приобретает вопрос криминализации общества, обнажая его социально-экономические проблемы(табл.3).
Таблица 3
Число зарегистрированных преступлений по видам (тысяч)
| 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Зарегистрировано преступлений - всего | 1839,5 | 2755,7 | 2952,4 | 2968,3 | 2526,3 | 2756,4 | 2893,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
убийство и покушение на убийство | 15,6 | 31,7 | 31,8 | 33,6 | 32,3 | 31,6 | 31,6 |
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью | 41 | 61,7 | 49,8 | 55,7 | 58,5 | 57,1 | 57,4 |
изнасилование и покушение на изнасилование | 15 | 12,5 | 7,9 | 8,2 | 8,1 | 8,1 | 8,8 |
грабеж | 83,3 | 140,6 | 132,4 | 148,8 | 167,3 | 198 | 251,4 |
разбой | 16,5 | 37,7 | 39,4 | 44,8 | 47,1 | 48,7 | 55,4 |
кража | 913,1 | 1367,9 | 1310,1 | 1273,2 | 926,8 | 1150,8 | 1276,9 |
терроризм, единиц | ... | 1 | 135 | 327 | 360 | 561 | 265 |
преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков | 16,3 | 79,9 | 243,6 | 241,6 | 189,6 | 181,7 | 150,1 |
нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств | 96,3 | 50 | 52,7 | 54,5 | 56,8 | 53,6 | 26,5 |
из них повлекшие по неосторожности смерти людей, двух или более лиц | 15,9 | 14,4 | 15,4 | 15,5 | 16,1 | 17,6 | 16 |
взяточничество | 2,7 | 4,7 | 7 | 7,9 | 7,3 | 7,3 | 8,9 |
В 2008 выявлено 473 факта бандитизма, 36 убийств по найму, 1,1 тыс. фактов похищения человека. В сфере экономики выявлено 287,9 тыс. преступлений, из них 42 тыс. - совершены в крупном и особо крупном размере.
Уровень преступности растет в нашей стране от года к году (по отношению к 1990 году он возрос почти в 2 раза). Причем резко возросло количество тяжких преступлений - убийств, грабежей, разбоев, экономических преступлений, а также в сфере оборота наркотиков. Зато весьма заметна «положительная» тенденция - сильное уменьшение нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - почти в 4 раза с 1990 по 2008 год. Однако машин на российских дорогах стало намного больше, а культура вождения ухудшается с каждым годом; ответ напрашивается сам собой - большинство дорожных нарушений решается на месте, наличными в карман инспектору, отсюда высокий уровень коррупции. Он подтверждает и увеличение выявленных случаев взяточничества - в 4 раза за 15 лет, согласно официальной статистике.
Индикаторы уровня жизни населения
Неблагоприятную картину уровня жизни населения дает оценка ряда показателей доходов, получаемых нашими гражданами (Табл.4).
Таблица 4
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
| 1995 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) | 872 | 3813 | 5014 | 6390 | 7710 | 9573 | 11976 |
на душу населения, руб. (1995 г. - тыс. руб.) | 5874 | 26014 | 34347 | 43976 | 53330 | 66563 | 83680 |
в процентах к предыдущему году(в сопоставимых ценах) |
| 105,9 | 108,2 | 107,7 | 106,7 | 109,9 | 109,6 |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1995 г. - тыс. руб.) | 515,9 | 2281,1 | 3062 | 3947,2 | 5170,4 | 6410,3 | 8023,2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 85 | 112 | 108,7 | 111,1 | 115 | 110,4 | 111,1 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. - тыс. руб.) | 472,4 | 2223,4 | 3240,4 | 4360,3 | 5498,5 | 6739,5 | 8554,9 |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году | 72 | 120,9 | 119,9 | 116,2 | 110,9 | 110,6 | 112,6 |
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. (1995 г. - тыс. руб.) | 188,1 | 694,3 | 1023,5 | 1378,5 | 1637 | 1914,5 | 2364 |
Реальный размер назначенных месячных пенсий, в процентах к предыдущему году | 80,5 | 128 | 121,4 | 116,3 | 104,5 | 105,5 | 109,6 |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения): |
|
|
|
|
|
|
|
руб. в месяц (1995 г. - тыс. руб.) | 264,1 | 1210 | 1500 | 1808 | 2112 | 2376 |
|
в процентах к предыдущему году | в 3,1 р. | 120,0 | 124 | 120,5 | 116,8 | 112,5 |
|
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|
|
|
|
|
|
|
млн. человек | 36,5 | 42,3 | 40 | 35,6 | 29,3 | 25,2 |
|
в процентах от общей численности населения | 24,8 | 29 | 27,5 | 24,6 | 20,3 | 17,6 |
|
в процентах к предыдущему году | 110,9 | 84,9 | 94,6 | 89 | 82,3 | 86 |
|
Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов: |
|
|
|
|
|
|
|
среднедушевых денежных доходов | 195 | 189 | 204 | 218 | 245 | 270 |
|
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы | 159 | 168 | 199 | 222 | 239 | 259 |
|
среднего размера назначенных месячных пенсий | 101 | 76 | 90 | 100 | 102 | 106 |
|
Реальные доходы населения за этот период имеют тенденцию к увеличению: благосостояние граждан выросло: рост реальных (с учетом инфляции) денежных доходов населения составил 11,5%, пенсии в реальном выражении выросли на 5,3%. Однако этот уровень - менее 10 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.
Энергетическая безопасность
Проблема обеспечения энергетической безопасности весьма актуальна в последнее время, причем обусловлено это не только естественными причинами, такими как ограниченность топливных ресурсов в природе и ростом энергопотребления, но и причинами экономического и политического характера - рост доли России в топливно-энергетическом балансе многих стран, прежде всего Европы.
Руководители РФ заявляют о готовности России стать гарантом энергетической безопасности Европы. Однако современное состояние топливно-энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности.
В настоящее время энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей, не смотря на их низкую надёжность и высокую степень износа. Степень износа основных фондов к концу 2005 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 50,7% по сравнению с 44,2% в 1991. Наибольший рост старения оборудования за годы переходной экономики произошел в электроэнергетике, где степень износа увеличилась более чем на 30% и составляла 57,8%. По прогнозу экспертов, при сохранении сложившихся тенденций будет продолжаться процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса до 2015 г.
В сложившейся ситуации необходимо заблаговременно осуществить наращивание заделов, поскольку сроки нового строительства электростанций могут значительно превышать 5-7 лет, а их модернизация потребует 2-5 лет. В результате ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности. Сегодня мировой энергетический рынок в полной мере испытывает на себе давление международного финансового кризиса, конкуренция ужесточается, и зависимость российского экспорта от стран-транзитеров также становится, может быть, больше, чем мы бы того хотели.
Внешнеэкономическая деятельность
Российский бюджет с 2000 года исполняется с профицитом (превышение доходов государства над расходами). Положительный баланс формируется за счет высоких цен на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России в 2007 году составил 243, млрд. долл., а импорт 125, 5 млрд. долл. И большая часть экспортных средств получена за счет вывоза нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Россия по-прежнему рассматривается странами Европы как «сырьевой придаток». Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.
Теоретические аспекты конкурентоспособности нации более 20 лет назад сформулировал Майкл Портер, известный теоретик в области управления, однако он не определил конкретных показателей конкурентоспособности. В 2000 году группа экономистов из Великобритании на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свою методику определения индекса глобальной конкурентоспособности. Этот показатель учитывает 9 основных критериев: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и начального образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, технологическая восприимчивость, организация бизнеса и деловая практика, инновации. Россия оказалась на 62 месте (лидеры - Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония, Германия), что внушает серьезные опасения в свете вступления России в ВТО. Возможно угроз отечественному производителю возникнет намного больше, нежели выгод, которые Россия получит.
Таким образом, анализ основных показателей экономической безопасности РФ, несмотря на ряд положительных тенденций, таких как рост ВВП и реальных доходов населения, выявил ряд существующих и потенциальных угроз обеспечению благоприятного социально - экономического развития России.
2.2. Проблемы обеспечения экономической безопасности
Сегодня российская экономика вступает в новую фазу своего формирования. Но по-прежнему остается ряд вопросов, мешающих этим преобразованиям. Одним из них является проблема обеспечения экономической безопасности. Безопасность как элемент экономики - это забота и государства, и общества. Ее обеспечение является главным условием стабильности и самостоятельности государства, достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.
Экономическая безопасность имеет различные структурные уровни (экономическая безопасность государства, общества, предприятия, личности), которые в итоге образуют усложненную экономическую систему. Поэтому обеспечение безопасности в экономической сфере является не такой простой задачей.
Экономическая безопасность развивающихся стран в значительной степени зависит от влияния как внутренних, так и внешних факторов на нее. Более того, российский исследователь В. Губанов считает, что именно внутренние факторы имеют приоритетное значение для обеспечения экономической безопасности страны. По его мнению, «...безопасность страны является прежде всего результатом эффективной экономики, внутренней социальной и политической устойчивости. Во внешних же отношениях прочность социальной системы, прогрессивность общественного развития и динамизм его гражданских начал, могущество государства и его способность к защите жизненно важных интересов страны не создаются, а только проявляются».
В четвертом разделе Концепции «Обеспечение национальной безопасности РФ» определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, к числу которых относятся:
– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
– реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению внутренних и внешних угроз;
– обеспечение суверенитета территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
– подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
– преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
– обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
– совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
– обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
– обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
– подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
– укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
– принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной деятельности иностранных государств, направленных против Российской Федерации;
– коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Данные задачи построены на основе угроз безопасности страны. Основными угрозами, затрагивающими прежде всего внутриэкономическую среду страны, являются:
– все большее сосредоточение национальных богатств в собственности криминалитета;
– усиление криминализации различных секторов рынка;
– близкое к криминальному искажение процессов приватизации с противоправным участием должностных лиц;