Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:49, реферат
В работе рассмотрена экономическая безопасность, которая представляет собой совокупность условий и факторов, гарантирующих недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба путем внутренних и внешних экономических угроз и обеспечивающих стабильность и устойчивость национальной экономики.
3
Список литературы:
1. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Учебное пособие. - СПб.: Вектор, 2009. С. 656.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. С. 677.
3. Государственное территориальное устройство России / Под ред. А. Г. Гранберга и В. В. Кистанова. - М.: ДЕКА, 2009. С. 774.
4. Инновационная экономика/ИМЭМО. — М.: Наука, 2008. С. 878.
5. Инновационный экономический рост: российские возможности и их реализация/Под ред. Л. Г. Симкиной. — СПб., 2009. С. 545.
6. Котилко Б. В. Региональная экономическая политика.— М.: ДРП, 2008.
7. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность/Под ред. В. И. Лисова. — М.: ОАО «НПОЭкономика», 2010.
8. Радаев В.В. Экономическая социология. Формирование среднего класса в России. — М., 2010. С. 434.
Финансовая система — неотъемлемая часть всей экономической системы государства. Она обеспечивает:
- кругооборот доходов и расходов;
- способствует инвестициям;
-способствует рациональному использованию производственных мощностей;
- занятость и доходы населения.
Финансовая система включает весь комплекс финансовых взаимосвязей и потоков финансовых инструментов (денег, валюты, ценных бумаг — акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др.).
Финансовая система состоит из финансовых институтов, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность, — министерства финансов, центрального банка, комиссии по ценным бумагам, коммерческих банков, инвестиционных, страховых компаний и т. д.
Современная финансовая система России в связи с переходом к экономике рыночного типа претерпела существенные изменения. Усилилось значение финансов в хозяйственной системе. На финансовых рынках функционируют агенты всех секторов экономики страны.
1. Финансовая система России и вопросы безопасности
До 1917 г. в России функционировал развитый рынок ценных бумаг, включающий:
- государственные бумаги;
- акции, облигации торгово-промышленных и железнодорожных компании;
- займы русских городов;
- внешние займы.
В СССР рынок ценных бумаг не существовал, в 1922-1957 гг. правительство выпускало отдельные ценные бумаги лотерейного типа, но в 1957 г. их выпуск был прекращен, а выплаты по ним заморожены на 20 лет. В 1961 г. был размещен среди населения новый выпуск займа, а в 1982 г. эмитирован 3%-ный выигрышный заем. В Российской империи в начале XIX в. большой импульс развития получила банковская система, в XX в. ускорилось развитие бирж. Рынок государственных ценных бумаг в России начал формироваться в начале 1990-х гг. прежде всего как рынок долговых инструментов правительства, ресурсы которого к концу 1995 г. были исчерпаны, и власти России приняли решение об открытии его для иностранных инвесторов. В 1996 г. внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы и вторичные торги, в результате чего стал бурно развиваться рынок ГКО-ОФЗ (государственных краткосрочных облигаций — облигаций федерального займа). Для обеспечения привлекательности ГКО по ним установилась астрономическая рублевая доходность, достигавшая 150% годовых. Объемы внутреннего долга в 1994-1998 гг. увеличились в 6 раз (с 88,1 до 529,9 млрд руб.). В течение 1-й половины 1998 г. расходы по обслуживанию государственного долга «съедали» более половины всех доходов федерального бюджета.
Финансовый кризис (дефолт), разразившийся в августе 1998 г. в России, показал порочность проводившейся бюджетной политики наращивания государственного долга для покрытия дефицита бюджета. В 1998 г. выплаты по ГКО и ОФЗ были прекращены. С 1999 г. государственные расходы были сокращены, дефицит бюджета сведен к минимуму, а с 2000 г. он носит профицитный характер. После 1998 г. основным инструментом внутреннего долга стали облигации федерального займа (ОФЗ) — среднесрочные облигации с фиксированным или плавающим годовым, полугодовым или квартальным купоном.
В начале 2002 г. на долю ОФЗ приходилось 89% внутреннего долга. На операции с ОФЗ также приходится основная часть операций с инструментами внутреннего долга на вторичном рынке. В настоящее время на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) обращается только 30% внутреннего долга против 80 до финансового кризиса. Облигации для населения (ОГСЗ), выпущенные Министерством финансов РФ в сентябре 1995 г., имели небольшое значение в структуре внутренних заимствований, поскольку их доходность значительно уступала процентным ставкам по банковским депозитам, а реализация их через посредников делала эти бумаги более дорогими для эмитента, нежели ГКО и ОФЗ.[1]
Рынок корпоративных ценных бумаг в РФ возник в 1993 г. с началом массовой приватизации. В 1994-1995 гг. в акции приватизированных предприятий было вложено более $2,7 млрд., в том числе 70-80% — западными инвесторами через брокерские фирмы. Наибольшую популярность имели 'акции предприятий нефтегазового комплекса, электроэнергетики, цветной металлургии предприятий связи и коммуникаций, портов и пароходств, целлюлозно-бумажной, цементной, горнодобывающей промышленности. Рынок акций приватизированных предприятий оказался весьма доходным. Конец 1995 — начало 1996 гг. войдут в историю фондового рынка России как начало нового периода — после ваучерной приватизации — массового передела собственности путем залоговых аукционов. Однако мировой финансовый кризис (1997 г.) и дефолт по российским государственным обязательствам с последовавшей девальвацией рубля (1998 г.) привели в 1998 г. к упадку на 90% и более акций средних и крупных компаний.
Но с 1999 г. экономическая ситуация в России постепенно стабилизировалась, что положительно отразилось на динамике фондового рынка. В 2000-2002 гг. он стал одним из наиболее доходных в мире. Важным фактором поддержки фондового рынка России в последние годы явились высокие мировые цены на нефть и газ. Одним из наиболее популярных финансовых инструментов являются векселя, а из наиболее доходным является остается вексельный рынок, ежегодный оборот векселей превышает оборот на рынке государственных ценных бумаг и корпоративных облигации. [2]
Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроль за работой профессиональных участников рынка ценных бумаг и защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков, до марта 2004 г. являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Затем ее функции были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).
Основными профессиональными участниками на рынка ценных бумаг России являются три фондовые биржи:
Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) — закрытое акционерное общество (ЗАО), создано в 1992 г. для проведения биржевых торгов по иностранной валюте, лидер по торговле корпоративными облигациями, рублевой маржинальной и интернет-торговле акциями. Эта биржа также является основной площадкой российского валютного рынка. Биржевая валютная торговля — один из главным рычагов ЦБ РФ в осуществлении курсовой политики. Основными продавцами иностранной валюты являются экспортеры, а покупателями — импортеры;
Московская фондовая биржа (МФБ), на которой торгуется один эмитент, ОАО «Газпром». До середины 2001 г. эта биржа была крупнейшим организатором внутренней торговли акциями этого эмитента. Но в настоящее время она уступила первенство Фондовой бирже «Санкт-Петербург» (ФБ «СПб.»);
Фондовая биржа Российской торговой системы (ФБ РТС) -объединенная площадка Фондовой биржи Российской торговой системы (ФБ РТС) и Фондовой биржи «Санкт-Петербург» (ФБ «СПб.»). РТС была создана в середине 1995 г. с целью объединения региональных рынков в единый организованный рынок ценных бумаг. На площадке РТС обслуживается значительная часть иностранных и российских портфельных инвестиций в акции российских компаний. РТС является центром ценообразования акций и облигаций большого числа эмитентов. РТС объединяет рынки акций, облигаций, фьючерсов и опционов. По итогам торгов в РТС исчисляется индекс РТС - официальный биржевой показатель, выступающий основным индикатором развития российского фондового рынка.[3]
Динамика объемов торгов на трех группах профессиональных участников на рынках ценных бумаг показана в табл. 1.[4]
Во вторую группу профессиональных участников входят операторы рынка ценных бумаг — брокерско-дилерские и управляющие компании.
Брокеры — лица, производящие сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера (т. е. от имени клиента) на основе договора или доверенности. Дилеры — коммерческие организации, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет посредством публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих бумаг по заранее объявленным ценам. Управляющие компании — организации, осуществляющие на возмездной основе доверительное управление денежными средствами и ценными бумагами клиентов.
Третья группа участников рынка ценных бумаг призвана обеспечить надежную инфраструктуру рынка ценных бумаг. В эту группу входят три института:
- депозитарии предоставляют своим клиентам услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав собственности на них;
- реестродержатели ведут реестр акционеров (сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг);
- клиринговые организации занимаются определением взаимных обязательств сторон по сделкам на рынке; собирают, сверяют, корректируют информацию по сделкам с ценными бумагами и готовят бухгалтерские документы по ним.
1.1. Государственный бюджет России
Основной и главной составной частью финансовой системы является государственный бюджет, который выступает:
- регулятором экономики;
- фактором реализации экономических и социальных преобразований.
Государственный бюджет:
- может значительно изменять существующие народно-хозяйственные пропорции;
- может оказывать влияние на отраслевую и территориальную структуру;
- оказывает помощь государству в осуществлении социально значимых реформ (здравоохранения, образования, военной, пенсионной и др.);
- сглаживать социальные последствия расслоения населения по материальному положению.
Первая государственная смета в царской России была составлена в 1645 г. Регулярное упорядочение государственных финансов привело к учреждению 8 сентября 1802 г. Министерства финансов и сети финансовых органов на местах. Министр финансов обязан ежегодно составлять детальную роспись государственных расходов. В 1863 г. был введен (сохранившийся в общих Чертах до настоящего времени) перечень основных принципов составления государственной росписи доходов и расходов.[5]
1.2. Бюджетная система России
Бюджетная система России по своей структуре включает три уровня:
- первый — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй — бюджеты субъектов Федерации;
- третий — местные бюджеты.[6]
Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) утверждаются федеральными законами; бюджеты субъектов РФ — законами субъектов РФ; местные бюджеты — нормативными актами представительных органов местного самоуправления.
Бюджеты всех уровней составляются и утверждаются на один финансовый год, который в России соответствует календарному году.[7]
Проект федерального бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ и основывается на:
- бюджетном послании президента;
- прогнозе социально-экономического развития;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
- прогнозе сводного финансового плана — баланса всех доходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории страны.