Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:46, реферат
До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики так же различно. Для одних это подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других – скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики.
Введение
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом.
До
настоящего времени не существует единого
понятия теневой экономики, причем
понятие это различно как в
разных странах, так и у разных
авторов. Для каждой категории населения
понятие теневой экономики так
же различно. Для одних это подпольные
(трикотажные, кондитерские) цеха, для
других – скрытые от налоговой инспекции
доходы. Для третьих – операции «отмывания»
денег. Каждый прав, но даже сумма этих
ответов – далеко не полный образ теневой
экономики.
Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы.
Для начала, рассмотрим состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, периода конца 20 века, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт".
Впервые на проблему теневой экономики мировая общественность обратила внимание в конце 60−х — начале 70−х годов ХХ века. По данным МВФ, в конце 90−х годов теневая экономика в глобальном масштабе составляла порядка 8 трлн долларов, что сопоставимо с ВВП США.
Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП.
В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд, а в Великобритании - 190 млрд долларов. Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975-го по 1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно быстрее, чем официальный ВВП.
Наибольших
масштабов достиг теневой сектор
экономики в развивающихся
В постсоциалистические странах, согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна была одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегали к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.
В
Восточной Европе наибольший масштаб
теневая экономика приобрела
в балканских странах - Македонии, Хорватии
и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика
практически полностью функционирует
в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой
доход гражданина составляет всего 70 долларов,
сегодня только по официальной статистике
на 3,2 млн. населения насчитывается 500 тысяч
автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы".
В то же время в 1990 году их было всего 5
тысяч. Основная часть автомобилей была
угнана из западноевропейских стран.
Рис. 1 Теневая
экономика в развитых странах
в период с 1980-1999 год.
Современное состояние и масштабы теневой экономики, дают оценку о дальнейшем приросте теневой экономики в странах Евросоюза на 0,6 %.
Этот показатель изменился впервые за 15 лет и составил - девять десятых процента. Хуже всех с этим в Великобритании, Ирландии и Испании, говорится в исследовании австрийского экономиста Фридриха Шнейдера. Лучше себя чувствует экономика Бельгии, Австрии и Германии. Черный рынок ЕС набирает обороты и растет коррупция: бизнесмены предпочитают договариваться с полицией в обход интересов государства.
Высокие
налоги и безработица активизировали
теневой сектор Евросоюза. И как
следствие - рост преступности, нелегальной
занятости и бедности, говорится
в докладе организации
Наибольший
прирост теневой экономики
Бухгалтерская документация подтасовывается и доходы идут мимо госказны - комментарий Business FM главного научного сотрудника института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Гусева: "Кризис в значительной степени с одной стороны создал серьезные трудности, но с другой - и определенные послабления, я имею в виду прежде всего отношение к оффшорным зонам, которые существуют. На деле многие страны говорили о том, что пора покончить с оффшорными зонами с одной стороны, с другой стороны открыть вклады в швейцарских банках, но к большому сожалению это не произошло и, вероятно, этого не произойдет".
Размеры теневой экономики варьируются в зависимости от региона. Некоторые советские страны по этому показателю находятся на уровне Средиземноморья, говорится в исследовании Шнайдера. Между тем в Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии эти цифры достигают 40%. В Белоруссии и Молдавии теневая экономика составляет половину ВВП, на Украине – 57%.
Масштабы
теневой экономики во многом зависят
от типа экономической системы, но эта
зависимость носит неоднозначный характер.
Очевидно, что теневой экономики нет (точнее,
она минимальна) при абсолютно государственной
и при абсолютно разгосударственной экономике:
в первом случае государство запрещает
всякую теневую активность и имеет средства
этот запрет реализовать, а во втором случае
нет запретов и контроля, следовательно,
нет и нужды «скрываться в тени». Теневая
активность будет увеличиваться в «пограничной
зоне» между централизованным и децентрализованным
хозяйством: с одной стороны, в слабеющей
централизованно управляемой экономике
(как в СССР 1980-х) уменьшаются возможности
контроля; с другой стороны, в подвергающемся
огосударствлению рыночном хозяйстве
множатся меры контроля, далеко не всегда
эффективного.
Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:
1)
Государственная стратегия
- Минимизация теневой экономики – одна из стратегических целей;
- Формирование
основных макроэкономических
- Эффективное антимонопольное регулирование;
- Фиксация
предельно допустимых
2)
Хозяйственное
- Приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;
- Прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
- Упрощенные
формы регистрации и
- Ответственность банков перед вкладчиками.
3)
Социальная политика
- Формирование социального государства;
- Установление
достойного прожиточного
- Недопущение
глубокой социальной
- Минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;
- Особое
внимание к проблеме занятости молодежи.
4)
Отношения с бизнесом
- Равноудаленность бизнеса и власти;
- Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
5)
Карательная функция
- Традиционного криминала;
- Коррумпированной части чиновничества;
- Теневых
операций олигархических
6)
Воспитательная функция
- Формирование культуры законопослушания;
- Обсуждение
культа насилия,
- Формирование
национальной идеи на основе
морально-нравственных
7)
Сотрудничество с институтами
общества позволяет привлечь
наиболее активные социальные
силы к воздействию на теневую
экономику. Элементы
- Координация
деятельности органов местного
самоуправления и
- Использование
материалов независимых