Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:46, реферат

Описание работы

До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики так же различно. Для одних это подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других – скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики.

Работа содержит 1 файл

ЭБ.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего  влияния на протекание большинства  обычных, «нормальных», экономических  явлений процессов: формирование и  распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом.

     До  настоящего времени не существует единого  понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в  разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения  понятие теневой экономики так  же различно. Для одних это подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других – скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики. 

     Масштабы  теневой экономики

 

     Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы.

     Для начала, рассмотрим состояние и масштабы теневой экономики в различных  странах, периода конца 20 века, используя  результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет  Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт".

     Впервые на проблему теневой экономики мировая  общественность обратила внимание в  конце 60−х — начале 70−х годов ХХ века. По данным МВФ, в конце 90−х годов  теневая экономика в глобальном масштабе составляла порядка 8 трлн долларов, что сопоставимо с ВВП США.

     Во  второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в  странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП.

     В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд, а в Великобритании - 190 млрд долларов. Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975-го по 1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно быстрее, чем официальный ВВП.

     Наибольших  масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах. Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной. Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.

     В постсоциалистические странах, согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов  теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна была одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегали к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.

     В Восточной Европе наибольший масштаб  теневая экономика приобрела  в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн. населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы". В то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей была угнана из западноевропейских стран. 
 

     

Рис. 1 Теневая  экономика в развитых странах  в период с 1980-1999 год. 

     Современное состояние  и масштабы теневой  экономики, дают оценку о дальнейшем приросте теневой экономики в  странах Евросоюза на 0,6 %.

     Этот  показатель изменился впервые за 15 лет и составил - девять десятых  процента. Хуже всех с этим в Великобритании, Ирландии и Испании, говорится в исследовании австрийского экономиста Фридриха Шнейдера. Лучше себя чувствует экономика Бельгии, Австрии и Германии. Черный рынок ЕС набирает обороты и растет коррупция: бизнесмены предпочитают договариваться с полицией в обход интересов государства.

     Высокие налоги и безработица активизировали теневой сектор Евросоюза. И как  следствие - рост преступности, нелегальной  занятости и бедности, говорится  в докладе организации экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/. Динамичнее всех в этом отношении развивается Великобритания, Ирландия и Испания. Там черный рынок вырос на девять процентов. В Скандинавии на этот сектор приходится 10 % ВВП. В Португалии – 25%. Такая ситуация существует во всех странах мира. И в период кризиса она только усугубляется. Сократившиеся зарплаты, вынуждают многих выбирать серые схемы для заработка, говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер: "Это совершенно нормальная практика в случае кризиса, когда люди готовы рисковать конфликтами с государственными структурами, хотя бы для того, чтобы обеспечить свой бизнес поступлением необходимых средств и необходимыми источниками денег и заказов".

     Наибольший  прирост теневой экономики приходится на восточную Европу, там он был всегда, даже перед вступлением этих стран в Евросоюз. И сейчас эта проблема не уменьшилась. Уровень коррупции между средним и мелким бизнесом остается высоким. Всегда можно договориться и платить меньше.

     Бухгалтерская документация подтасовывается и доходы идут мимо госказны - комментарий Business FM  главного научного сотрудника института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Гусева: "Кризис в значительной степени с одной стороны создал серьезные трудности, но с другой - и определенные послабления, я имею в виду прежде всего отношение к оффшорным зонам, которые существуют. На деле многие страны говорили о том, что пора покончить с оффшорными зонами с одной стороны, с другой стороны открыть вклады в швейцарских банках, но к большому сожалению это не произошло и, вероятно, этого не произойдет".

     Размеры теневой экономики варьируются  в зависимости от региона. Некоторые  советские страны по этому показателю находятся на уровне Средиземноморья, говорится в исследовании Шнайдера. Между тем в Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии эти цифры достигают 40%. В Белоруссии и Молдавии теневая экономика составляет половину ВВП, на Украине – 57%.

     Масштабы  теневой экономики во многом зависят  от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер. Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно государственной и при абсолютно разгосударственной экономике: в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике (как в СССР 1980-х) уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного. 

     Можно выделить несколько  основных направлений  государственного воздействия  на теневую экономику:

     1) Государственная стратегия социально-экономического  развития страны определяет основные  параметры национальной хозяйственной  модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются:

- Минимизация  теневой экономики – одна из  стратегических целей;

- Формирование  основных макроэкономических параметров  национальной экономики на основе  добросовестной конкуренции;

- Эффективное  антимонопольное регулирование;

- Фиксация  предельно допустимых масштабов  теневой экономики. 

     2) Хозяйственное законодательство  очеркивает поле легитимной предпринимательской  деятельности. Оно создает определенные  стимулы для развития добросовестной  хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:                                                 

- Приемлемый  уровень налогов и таможенных  пошлин;

- Прозрачность  финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

- Упрощенные  формы регистрации и отчетности;

- Ответственность  банков перед вкладчиками.  

     3) Социальная политика направлена  на повышение жизненного уровня  граждан и поддержку малоимущих  слоев, что позволяет сузить  питательную среду для теневой экономики. Начиная со второй половины XX века многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются:                                    

- Формирование  социального государства;

- Установление  достойного прожиточного минимума;

- Недопущение  глубокой социальной дифференциации  общества;

- Минимизация  теневых операций в системе  трудовых отношений;

- Особое  внимание к проблеме занятости молодежи.                                 

     4) Отношения с бизнесом подразумевают  соблюдение основных принципов  взаимодействия государственной  власти и частного бизнеса.  Эти принципы предполагают создание  равных условий конкуренции для  всех участников рынка и поддержку наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются:

- Равноудаленность  бизнеса и власти;

- Государственная  поддержка малого и среднего  бизнеса.

     5) Карательная функция государства  направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:                                                        

- Традиционного  криминала;

- Коррумпированной части чиновничества;

- Теневых  операций олигархических структур.

     6) Воспитательная функция государства  связана с глубокими культурными  изменениями, препятствующими распространению  теневой экономики. Она реализуется  через систему образования и  средства массовой информации. Ее важными элементами являются:

- Формирование  культуры законопослушания;

- Обсуждение  культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции;

- Формирование  национальной идеи на основе  морально-нравственных принципов  общества.

     7) Сотрудничество с институтами  общества позволяет привлечь  наиболее активные социальные  силы к воздействию на теневую  экономику. Элементы гражданского  общества начали формироваться  уже давно, но только сейчас  можно говорить о его определенной  зрелости и значительном повышении его роли. Важными способами сотрудничества с ними являются:

- Координация  деятельности органов местного  самоуправления и правоохранительных  органов;

- Использование  материалов независимых расследований  в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации;

Информация о работе Экономическая безопасность