Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны и выявить основные проблемы ее обеспечения.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
– определение понятия и сущности экономической безопасности;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие экономической безопасности…………………………………....5
1.1. Содержание и структура экономической безопасности страны…………….
1.2. Кри терии оценки и показатели экономической безопасности……………..9
1.3. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности….....13
Глава 2. Экономика России с точки зрения национальной безопасности…........16
2.1. Анализ современного состояния экономической безопасности страны….
2.2. Проблемы обеспечения экономической безопасности …………………...
Заключение ……….…..34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Экономическая безопасность.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

–        мошенничество в кредитно-финансовой сфере;

–        просчеты в управлении государственной собственностью;

–        непоследовательный и противоречивый характер налоговой политики государства;

–        коммерциализация средств массовой информации на фоне слабого законодательного обеспечения;

–        противоречивость и уязвимость законодательной базы, создающие трудности даже для юристов-профессионалов;

–        отсутствие надлежащей уголовно-правовой защиты правомерного предпринимательства;

–        расширение криминального бизнеса (нарко-, и порно-бизнес, торговля оружием и т. п.);

–        нестабильность в правовой и правоохранительной сферах;

–        коррупция и организованная преступность;

–        недостаточная роль государства в защите интересов субъектов экономики.

       Отмечается также наличие внешних экономических факторов, совокупное действие которых формирует один из фундаментальных источников угроз экономической безопасности:

–        значительная внешняя задолженность;

–        отсутствие целостной нормативной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

–        зависимость от импорта;

–        неразвитость инфраструктуры поддержки отечественного экспорта;

–        утрата освоенных рынков сбыта;

–        утечка интеллектуальной собственности и кадров за рубеж;

–        вывоз за рубеж валюты и сырья и др.

       Следует отметить еще одну очень важную угрозу экономической безопасности страны – слабая информированность руководящих структур о состоянии дел в России.

       Таким образом, повышение экономической безопасности немыслимо без соответствующих усилий федеральных, региональных и муниципальных органов. Их роль должна сводиться к осуществлению государственной поддержки регионального развития через реализацию комплекса федеральных программ; размещению федеральных заказов на поставку продукции предприятиями региона для общегосударственных нужд; паритетному участию в крупных региональных инвестиционных проектах; осуществлению равноправного взаимодействия федеральной и региональных бюджетных систем, основанных на разграничении налоговых и иных функций; созданию благоприятного общефедерального климата для развития экономики территорий; выбору обоснованной экономической стратегии в отношениях с территориями, недопущению скоропалительных и непродуманных решений, которые могут привести к росту социальных издержек регионального характера.

       Не стоит пренебрегать тем, что и индивиды и социум в целом также формируют безопасность страны. Сегодня повышение жизненного, интеллектуального и духовного потенциала людей приобретает статус главного фактора устойчивого экономического роста и национальной безопасности страны.

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества.

 

Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности [1].

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

В 2000 году была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации [2] – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Концепция определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и других – зависит от экономических возможностей страны. В то же время разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости» [4]. Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации [3].

Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ.

В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование.

Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию и модернизацию страны, поскольку экспорт энергоносителей является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры российской внешней торговли. В долгосрочной перспективе Россия, как и любая страна с достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет все более актуальной в условиях экономического кризиса.

В настоящее время необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения, всеми мерами увеличивать благосостояние населения.

Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах.

Необходимо уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, обеспечивающие создание товаров с высокой добавочной стоимостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Вопросы национальной безопасности требуют неотступного внимания, как со стороны государства, так и со стороны общества. Решение проблем обеспечения экономической безопасности России сегодня является одной из важнейших задач государства. Так экономическая безопасность подразумевает состояние защищенности и стабильности экономических и социальных интересов граждан. Обеспечение такой защищенности и стабильности - основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

       В курсовой работе дано определение и выявлена сущность экономической безопасности страны. Определено место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Рассмотрены основные положения Концепции национальной безопасности РФ. Определены основные критерии и показатели экономической безопасности национальной хозяйственной системы.

       Проведен анализ основных показателей экономической безопасности России, в результате чего были выявлены угрозы экономической безопасности России на современном этапе развития, такие как:

–        рост валового внутреннего продукта обеспечивается за счет «сырьевых» отраслей;

–        ежегодно ухудшаются демографические показатели: численность населения, естественный прирост, ожидаемая продолжительность жизни, качество миграционных потоков;

–        растет уровень преступности, особенно количество тяжких преступлений и случаев взяточничества;

–        уровень доходов населения не позволяет обеспечить российским гражданам достойное существование;

–        энергетическая безопасность подорвана износом основных фондов.

       Данные выводы ставят вопрос о необходимости комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.

В современных условиях важнейшее значение для России приобретает задача обеспечения экономической безопасности и соблюдения соответствующих национальных интересов страны. Система обеспечения экономической безопасности связана с решением правовых, экономических и правоохранительных задач, с защитой экономических интересов и прав собственности государства, субъектов экономической деятельности – предприятий, организаций и физических лиц.

Российские предприятия и организации подвержены воздействию многочисленных внутренних и внешних угроз, иногда криминального характера, что приводит к негативным последствиям для всего народного хозяйства. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятий является одним из приоритетных направлений в системе экономической безопасности России.

Положение с обеспечением экономической безопасности на многих предприятиях различных отраслей не всегда является удовлетворительным. За рубежом проблеме безопасности бизнеса придается большее значение, так как опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики у развитых зарубежных государств гораздо богаче.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экономическая безопасность