Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:10, курсовая работа
Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
И
Введение. 3
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
3
1. Понятие и структура экономической безопасности государства.
3
2. Важнейшие элементы экономической безопасности.
6
3. Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности
8
Глава 2. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России.
12
2.1. Государственная стратегия экономической безопасности. 12
2.2. Основные положения государственной стратегии экономической безопасности.
13
2.3. Классификация угроз экономической безопасности 14
2.4. Механизм обеспечения экономической безопасности. 16
Глава 3. Основные показатели экономической безопасности РФ. 19
Природно-ресурсный потенциал России. 20
Уровень инфляции. 20
Внешний долг России (табл. 1). 21
Внутренняя задолженность России (табл. 2). 21
Дифференциация населения РФ по уровню доходов. 22
Заключение. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 26
Приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. | 3 |
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны. | 3 |
|
3 |
|
6 |
|
8 |
Глава 2. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России. | 12 |
2.1.
Государственная стратегия |
12 |
2.2. Основные положения государственной стратегии экономической безопасности. | 13 |
2.3.
Классификация угроз |
14 |
2.4.
Механизм обеспечения |
16 |
Глава 3. Основные показатели экономической безопасности РФ. | 19 |
Природно-ресурсный потенциал России. | 20 |
Уровень инфляции. | 20 |
Внешний долг России (табл. 1). | 21 |
Внутренняя задолженность России (табл. 2). | 21 |
Дифференциация населения РФ по уровню доходов. | 22 |
Заключение. | 24 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. | 26 |
Приложения. | 27 |
Введение
Потребность
в защите от нежелательных внешних воздействий
и радикальных внутренних изменений, иначе
говоря, потребность в
безопасности - это базовая, основополагающая
потребность, как жизни отдельного человека,
семьи, так и различных объединений людей,
включая общество и государство.
Устойчивое
и динамичное развитие национальной
экономики, ее эффективность и
Именно поэтому исследование проблем экономической безопасности России, по праву, заняло в настоящее время ведущее место в работе российских научно-исследовательских и аналитических центров.
Как
показывает мировой опыт, обеспечение
экономической
безопасности – это гарантия независимости
страны, условие стабильности и эффективности
жизнедеятельности общества, достижения
успеха. Поэтому обеспечение экономической
безопасности принадлежит к числу важнейших
национальных приоритетов.
Целью настоящей работы является анализ понятия экономической безопасности, ее нормативно-правовой базы, факторов угроз, а также показателей экономической безопасности Российской Федерации на настоящее время.
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.
С
распадом системы государственной
безопасности СССР была утрачена концептуальная,
стратегическая и институционально-
Политические, социально-экономические, геополитические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования постсоциалистического экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности. Если рассматривать их долговременные стратегические аспекты, то объективно складываются следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике новой парадигмы:
- переход
в системе международных
- движение
от идеологии и структур
- дополнение
принципа защиты территории
Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.
В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом.
В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. определены:
- законность;
- соблюдение
баланса жизненно важных
- интеграция с международными системами безопасности.
Необходимо
отметить, что попытки сформировать
новую парадигму
Игнорировались факты ожесточенной международной
экономической конкуренции, конфликтность
и противоречивость современной мировой
системы, где столкновение сил и интересов
не затухает, но меняет свои конфигурации.
Попытки выстроить реальную политику
на основе концепции баланса интересов,
моделей партнерства и международного
сотрудничества, принципов защиты прав
человека и безопасности личности при
идеализации данных положений и отсутствии
необходимых ресурсов и механизмов для
защиты собственных национальных интересов
привели к серьезной сдаче геополитических
и геоэкономических позиций страны.
В то же время возник целый шлейф принципиально новых и опасных угроз, как в политической, так и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась.
С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.
В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.
Руководствуясь
концепцией и стратегией, государство
и его соответствующие органы получили
возможность разрабатывать долгосрочные
прогнозы и программы обеспечения национальной
безопасности по основным направлениям
их реализации через проведение политики
национальной безопасности. Новая Концепция
национальной безопасности утверждена
Указом Президента Российской Федерации
от 17 декабря 1997 г. № 1300.
Для того чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определить, в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. «Желательное» состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие «желательное» изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т. д.
Вообще,
категория экономической
В. А. Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности».
По Л. И. Абалкину «экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику».
Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.
Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:
- экономическую
независимость, которая в