Издержки производства в трудовой теории стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цены на продукцию устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Как уже известно, из курса экономической теории, спрос и предложение определяют различные факторы. Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Издержки производства в теории трудовой стоимости
1.1 Индивидуальные и общественные издержки………………………...4
1.2 Прибавочная стоимость и прибыль…………………………………...6
1.3 Стоимость и цена производства……………………………………..12
2 Ценообразование на основе издержек и факторов производства.
2.1 Издержки производства и их классификация. Издержки
использования и дополнительные издержки…………………………...15
2.2 Альтернативные издержки…………………………………………...21
2.3 Отдача от масштаба производства…………………………………..23
2.4 Издержки, факторы производства и доходы. Принципы
вменения. Производственная функция Ч. Кобба - П. Дугласа………...25
3 Сходства неоклассической теории и теории трудовой стоимости….28
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Издержки производства в трудовой теории стоимости.docx

— 113.09 Кб (Скачать)

а) денежными доходами, которыми жертвует владелец ресурсов, используя их для собственного производства благ, а не продавая их другим потребителям;

б) расходами на покупку и использование необходимых ресурсов;

в) доходами, которыми предприниматель должен обеспечить поставщика ресурсов, чтобы не допустить их альтернативного использования.

Вместе с тем определить и выразить в той или иной денежной единице альтернативные издержки очень трудно, прежде всего потому, что их оценки носят субъективный характер и являются гипотетическими. Во взаимоотношениях двух экономических агентов невозможно точно определить величину альтернативных издержек друг друга.

Достоинства альтернативных издержек состоят в том, что если бухгалтерские издержки оценивают издержки по результатам осуществленных сделок, т.е. без учета фактора времени, то для альтернативных издержек этот фактор характерен, ибо применение производственных ресурсов происходит в различные периоды времени. Концепция упущенных возможностей представляется важным инструментом в процессе принятия оптимальных экономических решений. Микроэкономика исходит из положения о том, что альтернативность и выбор выступают необходимыми признаками хозяйствования в условиях рынка.

 

 

2.3 Отдача от  масштаба производства 

 

Производственная функция  позволяет определить различные  соотношения двух важнейших для производства факторов производства: труда и капитала. Посредством этого организация имеет возможность судить не только о собственном потенциале, но и располагает данными, которые ей позволяют спланировать процесс производства. Если фирма желает изменить первоначальную комбинацию ресурсов, то, соответ­ственно, она должна понимать, какие изменения это вызовет в объемах готовой продукции. Масштаб производства представляет собой количество произведенных товаров и услуг при определенных затратах факторов производства.

Масштаб производства в широком  смысле определяет уровень деятельности организации и направление ее развития и математически может быть выражен посредством составления производственной функции, которая показывает соотношение всех используемых в производстве факторов и ресурсов. Иными словами, так определяется максимальный объем продукции, который может быть изготовлен из строго ограниченной величины исходного сырья. Масштаб производства может прийти в динамичное состояние в том случае, когда в производство вовлекается больше (или, наоборот, меньше) материальных ресурсов. В зависимости от сути этих изменений определяется величина самого производства и его результатов. Как уже было сказано, если производство основано на применении фактора труда и капитала, производственная функция принимает вид:

Q = (L; K)

Для того, чтобы показать взаимосвязь динамики выпуска товаров, работ, услуг и изменений в количестве применяемых для этих целей материальных ресурсов, используют понятие отдачи от масштаба производства. Отдача представляет собой некий результат, к которому может прийти фирма, по-разному осуществляя свою хозяйственную деятельность. В соответствии с этим экономисты выделяют три возможные ситуации.

1. Постоянная отдача от  масштаба характеризуется одновременным  и пропорциональным изменением  факторов производства, вовлекаемых  в оборот, и объемами производства. То есть фирма, которая решает расширить производство (может быть, это связано с увеличениями в структуре спроса) и увеличивает его масштаб, скажем, в два раза, соответственно, изготавливает в два раза больший объем товаров, работ, услуг, и ее производственная функция в этом случае записывается следующим образом: 2Q = (2L; 2K). Получается, чтобы получить больший объем выпуска, необходимо пропорционально увеличить потребление факторов производства, и во сколько раз оно изменяется, во столько возрастет результат хозяйственной деятельности. При этом предельные затраты или предельные издержки, которые возникают с производством каждой допол­нительной единицы продукции, не изменяются и составляют конкретную величину.

2. Возрастающая отдача  от масштаба. Это, пожалуй, самая  идеальная ситуация для фирмы,  которая стремится сделать максимальную  выручку, при этом не сильно  расходуя запасы ресурсов. Такая  ситуация может возникнуть главным  образом на узкоспециализированном  предприятии, на котором применяются самые совершенные технологии. Принимая решение о расширении масштабов производства, фирма также стре­мится расширить те области деятельности, которые качественно обеспечивают благоприятные условия для создания продукта или его продвижения на рынок. Например, можно нанять специалиста по дизайну продукции, рекламе или работе с персоналом, маркетолога или специалиста по стратегическому планированию. Кроме того, крупное предприятие применяет современные и дорогостоящие основные производственные фонды (машины и оборудование), которые отличаются наибольшей производительностью, что в результате ведет к производственному росту организации.

3. Уменьшающаяся отдача  от масштаба. Такая ситуация может  возникнуть в том случае, когда слишком высокими оказываются совокупные затраты фирмы, например рост налоговой ставки, бухгалтерские издержки и пр. Кроме того, для наращивания производства необходимо привлечь дополнительные единицы рабочей силы, что связано с дополнительными расходами на оплату труда, и трансферты. Если организация и без того терпит убытки, такие меры значительно снижают эффективность ее производства.

В настоящее время широкое  применение получило такое понятие, как отдача от фактора производства. Иными словами, данный показатель характеризуется динамикой объемов выпуска при соответствующем изменении какого-либо фактора или ресурса. Как следует из закона убывающей предельной производительности, чем больше единиц фактора вовлекается в хозяйственный оборот, тем меньше предельная производительность его каждой дополнительной единицы и выпуск готовой продукции.

 

 

2.4 Издержки, факторы  производства и доходы. Принципы  вменения. Производственная функция Ч. Кобба - П. Дугласа

 

Производственная функция – зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.  Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция. С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими свойствами:

1. Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2. Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:

,

где  - объем выпуска;

       K - капитал (оборудование);

       М - сырье, материалы;

       Т – технология;

       N – предпринимательские способности.

Наиболее простой является двухфакторная модель производственной функции Кобба-Дугласа, с помощью которой раскрывается взаимосвязь труда (L) и капитала (К). Эти факторы взаимозаменяемы и взаимодополняемы.  Еще в 1928 го. американские ученые - экономист П. Дуглас и математик Ч. Кобб - создали макроэкономическую модель, позволяющую оценить вклад различных факторов производства в увеличении объема производства или национального дохода. Эта функция имеет следующий вид:

Q = AK α * L β ,

 

где А – производственный коэффициент, показывающий пропорциональность всех функций и изменяется при изменении базовой технологии (через 30 - 40 лет);

        K, L- капитал и труд;

        α, β -коэффициенты эластичности объема производства по затратам капитала и труда.

Если α = 0,25, то рост затрат капитала на 1% увеличивает объем производства на 0,25%.

На основе анализа коэффициентов  эластичности в производственной функции Кобба-Дугласа можно выделить:

-     пропорционально возрастающую производственную функцию, когда:

α + β = 1 (

)

-  непропорционально-возрастающую:

)

- убывающую:

Рассмотрим короткий период деятельности фирмы, в котором из двух факторов переменным является труд. В такой  ситуации фирма может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. График производственной функции Кобба-Дугласа с одной переменной изображен на рис. 1 (кривая ТРн):

 

Рис.1 - Динамика и взаимосвязь общего среднего и предельного продуктов

 

 

 

3 Сходства неоклассической  теории и теории трудовой стоимости

 

сделать шаг вперед по сравнению  с неоклассиками и принять, что homo oeconomicus определяет полезность, опираясь на некое объективное свойство любого товара, мы и придем к стоимости. Важно отметить, что этот шаг не отменяет ни одной из теоретических  моделей маржинализма. Действительно, неоклассические модели исходят из того, что субъективная полезность - это "черный ящик", а оперирование со стоимостью, в сущности, заглядывание в него. При этом в любой момент можно перейти на более грубый уровень абстракции, снова делая полезность непрозрачной, забывая о том, что она есть функция стоимости. Неоклассические модели работают при любой форме функции полезности, в том числе, естественно, и при допущении, что полезность есть функция стоимости.

За последние 150 лет правомерность  введения категории "стоимость" многократно  ставилась под сомнение. Сам неоклассический  подход развивался в русле весьма влиятельной в конце XIX - начале XX в. философии позитивизма, согласно которой из науки следует изгонять "метафизические", то есть не сводимые к опыту понятия. Вместе с "силой", "материей", "атомом" таковым была объявлена и "стоимость". Сегодня законность введения идеальных теоретических конструктов не ставится под сомнение ни в науке вообще, ни собственно в экономической теории (достаточно обратиться к понятию homo oeconomicus - индивида, мгновенно и абсолютно точно обрабатывающего имеющуюся у него экономически значимую информацию), а категория "стоимость" продолжает подвергаться методологическим (на самом деле идеологическим) атакам.

Свою роль здесь сыграло  использование обсуждаемой категории  в таком идеологически ангажированном учении, как марксизм. Это привело к эскалации идеологически окрашенных эмоций в ущерб понятийным рассуждениям: "раз признаешь стоимость, значит, марксист и сторонник отмены рынка". Хотя трудовая теория стоимости (тем более категория "стоимость" как таковая) - создание отнюдь не Карла Маркса, а апологета "невидимой руки рынка" Адама Смита. До сих пор некоторые ее критики приводят логические нестыковки и неточности "Капитала", пребывая в уверенности, что тем самым дискредитируют идею стоимости как таковую. Ясный идеологический компонент дискуссий о стоимости станет еще очевиднее, если вспомнить известный еще с античности принцип: "если бы геометрические теоремы задевали людские интересы, они бы оспаривались". Как показано выше, дискуссия о стоимости - это, в сущности, дискуссия о легитимности всего современного мирового финансово-экономического порядка.

Таким образом, рассмотрев особенности  проблемы синтеза классического и неоклассического подходов, мы приходим к выводу: каких-либо объективных препятствий для этого нет. Причины затянувшегося разобщения основных подходов в экономической теории сугубо субъективны и в значительно степени обусловлены идеологическими соображениями.

Мы уже выяснили, "стоимость" есть теоретический конструкт, а  не эмпирическое обобщение. Как понятие идеальное стоимость непосредственному наблюдению не подлежит. Иными словами, данное понятие - не зарисовка с натуры, а идеализация. Однако, используя его, можно построить теорию, которая поможет уяснить и дать более богатое описание каких-то важных свойств реальности, не улавливаемых в рамках иных идеализации. При достижении такого результата правомерность использования категории не может ставиться под сомнение, даже если в настоящий момент мы и не имеем четкого представления о физической, психологической, информационной и иной природе соответствующего явления.

Многие выводы самой абстрактной  теории вполне могут быть проверены эмпирически. В нашем случае действенную процедуру проверки предложил (и реализовал) К. Вальтух. На основе модели межотраслевого баланса (МОБ), опираясь на огромную статистическую базу, он показал, что закон стоимости в реальных экономических системах действительно выполняется. В свою очередь, сама методика МОБ, получившая всемирное признание и, бесспорно, отражающая реальные взаимосвязи в экономических системах, заведомо предполагает объективность межотраслевых коэффициентов, что уже является аргументом в пользу объективной трактовки стоимости. Если межотраслевые коэффициенты есть просто отражение игры рыночной стихии, то почему они устойчивы?

Информация о работе Издержки производства в трудовой теории стоимости