Издержки обращения торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Цели, поставленные при написании данной курсовой работы – доскональное и многостороннее изучение понятия «издержки обращения», рассмотрение классификаций издержек, выявить сущность их на предприятии торговли, рассмотреть их изменения от влияния различных факторов, а также проведение анализа по общему уровню и по статьям расходов. Исходя из этого анализа, составить план издержек для улучшения работы предприятия в выявлении резервов экономии расходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1.Сущность и состав издержек обращения на предприятии торговли 2
1.2.Классификация издержек обращения 4
1.3.Уровень издержек обращения 15
1.4.Влияние различных факторов на издержки обращения 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
2.1. Анализ ИО по общему уровню (в целом) 20
2.2. Анализ издержек обращения торгового предприятия по статьям расходов. 27
ГЛАВА 3.ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
3.1. Планирование ИО на торговом предприятии 32
3.2. Экономическое обоснование плана издержек обращения предприятий торговли. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИО).docx

— 85.53 Кб (Скачать)

     Пусть товарооборот первого магазина – 100 тыс. руб., а второго магазина – 250 тыс. руб.

     Сравнивая издержки обращения с товарооборотом, видно, что первый магазин на 100 руб. товарооборота потратил 10 руб., а  второй – лишь 8 руб. или же 10 руб. издержек обращения приносит для первого магазина 100 руб. товарооборота, а для второго – 125 руб.

     Вот теперь ясно, какой магазин и насколько  эффективно расходует средства на текущую  коммерческую деятельность.

     Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется  такой показатель, как уровень издержек обращения. Он является одним из важнейших качественных показателей торговых предприятий и показывает, с одной стороны, сколько процентов составляют ИО в розничной стоимости товаров, а с другой – сумму затрат в расчете на 100 руб. товарооборота. В условиях конкуренции торговые организации заинтересованы в снижении уровня издержек обращения, так как низкий уровень позволяет при прочих равных условиях получать более высокую прибыль от продаж, устанавливать более низкие цены на товары и тем самым увеличивать объем продаж, свою долю на рынке и повысить конкурентоспособность. Но не следует стремиться к обязательному снижению уровня издержек, так как это может привести к снижению качества обслуживания, сужение ассортимента товаров, ухудшением состояния материально-технической базы предприятия, и, в конечном счете, к снижению  объемов продаж и прибыли. Повышение суммы и уровня затрат оправдано, когда это способствует ускорению оборачиваемости товаров, повышению престижа предприятия и увеличению его доли на рынке.

       Поэтому задачей управления издержками  обращения является оптимизация  их суммы и уровня, обеспечивающих  достижения запланированных объемов  товарооборота и размера прибыли,  необходимых для экономического  и социального развития предприятия. 

     Уровень издержек обращения рассчитывается путем процентного отношения  суммы издержек обращения к обороту  торгового предприятия. На предприятиях розничной торговли уровень ИО  определяется как процентное отношение  суммы ИО к обороту розничной  торговли, на предприятиях оптовой  торговли – к совокупному обороту.

     УИ.О. = ;

     где, УИ.О. –уровень издержек обращения;

     Σ и.о. – сумма издержек обращения;

     V т/о – объем товарооборота. 
 
 
 

     1.4. Влияние различных факторов на  издержки обращения

     Изменение суммы и уровня издержек происходит под влиянием как внешних, не зависящих  от деятельности предприятия факторов, как и внутренних,  обусловленных  организацией  торгово-технологического процесса по доведению товаров до покупателей.

     - внешние факторы, не зависящие  от деятельности предприятия, - это  уровень цен на экономические  ресурсы, темпы инфляции; стоимость  услуг сторонних организаций;  виды и ставки налоговых и  других платежей, относимых на  издержки обращения;

     - внутренние факторы, зависящие  от деятельности предприятия, - это  объем оборота, состав оборота  по видам, товарная структура  оборота; оборачиваемость средств,  вложенных в товарные запасы; эффективность и производительность  труда; порядок начисления амортизации;  состояние материально-технической  базы; формы и системы оплаты  труда и другие.

     

     Одним из основных факторов, влияющих на уровень  т сумму издержек обращения, является объем товарооборота. С его ростом, как  правило, увеличивается общая  сумма расходов по условно-переменным статьям. Уровень расходов может также повыситься. Условно-постоянные затраты с увеличением объема продаж практически растут незначительно в сумме,  но уровень их может снижаться или оставаться неизменным.

     Большое влияние на издержки обращения   оказывают изменения состава  и структуры товарооборота.  Изменение  в составе товарооборота  доли мелкооптовой продажи, которая менее издержкоемка, приводит к изменению уровня ИО.

     Товарная  структура оборота и сдвиги в  нем оказывают значительное влияние  на величину расходов торгового предприятия. Установлено, что расходы на реализацию продовольственных товаров примерно в 1,5 -2 раза больше расходов на реализацию непродовольственных. Наиболее высок уровень издержек обращения при продаже овощей, картофеля, алкогольных напитков, молочных продуктов и хлебобулочных изделий. В группе непродовольственных товаров более издержкоемкими являются хозяйственные товары  и товары культурно-бытового назначения длительного пользования. Поэтому увеличение доли в общем объеме продаж более издержкоемких товаров оказывает влияние на рост уровня  ИО по предприятию в целом, и, наоборот, уменьшение этой доли приводит к снижению общего уровня издержек.

     Влияние изменения структуры товарооборота  на уровень издержек обращения измеряются приемом разниц с применением  способа процентных чисел. Потоварные уровни ИО можно рассчитать самостоятельно, используя различные методы исчисления издержкоемкости реализации товаров. Если на предприятии не ведется учет прямых затрат по отдельным видам товарным группам, то расходы на реализацию товарной группы рассчитывают пропорционально структуре продаж. Другой способ заключается в том, что издержки определяются по данным выборочного наблюдения за определенные периоды времени.

     На  издержки обращения значительное влияние  оказывает изменение товарооборачиваемости. При ускорении товарооборачиваемости  относительно снижаются товарные запасы и, как результат, уменьшаются товарные потери в пределах и сверх норм, расходы по хранению товаров и  некоторые другие издержки обращения.

     Снижение  или повышение розничных цен  на товары оказывает влияние на издержки обращения, так как сумма ряда статей расходов (на аренду, содержание, амортизацию, ремонт основных средств  и т.п.) не находится в прямой зависимости  от изменения розничных цен.

     Повышение цен ведет к росту объема товарооборота  и, следовательно, к снижению уровня ИО.

     Изменение производительности труда влияет на объем товарооборота и через  него – на уровень издержек обращения. Если при этом рост производительности труда опережает рост средней  заработной платы, то обеспечивается относительная  экономия по важнейшей статье «Расходы на оплату труда».

     Оказывает влияние на ИО скорость обращения  средств, вложенных в товары. Чем  продолжительнее период обращения  в днях, тем соответственно выше расходы организации по хранению товарных запасов.

     Также важным фактором, влияющим на ИО, является состояние основных фондов. Чем выше степень износа основных фондов, тем  больше расходов несет организация  по их ремонту, содержанию, тем выше уровень потерь товаров в процессе хранения.

     В современных условиях важно уметь  анализировать и прогнозировать влияние на ИО различных факторов.

     Степень влияния отдельных факторов в  различных условиях хозяйствования неодинаковы. Каждое торговое предприятие  имеет специфические условия  работы т возможности сокращения издержек обращения.

     После изучения влияния факторов на ИО обобщают результаты анализа и определяют реальную их экономию или перерасход. Аналогично изучают влияние факторов и определяют относительную экономию или перерасход при анализе динамики ИО.

Глава 2.Анализ издержек обращения на торговом предприятии

     2.1. Анализ ИО по общему уровню (в целом)

     Анализ  издержек обращения является одним  из элементов управления торговым предприятием.

     Главная цель анализа издержек обращения  предприятий торговли состоит в  выявлении путей и резервов экономии расходов и разработке мероприятий  по оптимизации издержек.

     Анализ  ИО проводят по данным бухгалтерской  и статистической отчетности, материалам текущего их учета, первичных документах, внеучетных источниках информации и  личных наблюдениях.

     В процессе анализа издержек на предприятии  торговли оценивают:

     - динамику издержек;

     - соответствие фактических издержек  обращения плановым;

     - влияние на издержки обращения  различных факторов;

     - изменение расходов по отдельным  статьям;

     - изменение структуры расходов;

     - определяют резервы экономии  издержек.

     Для оценки динамики издержек обращения  определяют размер и темп изменения  их уровня.

     Размер  изменения уровня ИО  (ИУ ) определяется как разница между фактическим  и базисным уровнями (РИУ. =  Уф – УБ).

     Темп  изменения уровня ИО определяется путем  деления размера изменения уровня на базисный уровень и умножения  на 100 (ТИУ=ИУ/УБ×100).

     Темп  изменения показывает интенсивность  изменения ИО отчетного периода  по сравнению с базисным уровнем. Этот показатель может использоваться для сравнительной оценки затрат предприятия  с затратами предприятий-конкурентов.

     Пример:  уровень ИО торгового предприятия  в отчетном году по сравнению с  предшествующим годом  снизился на 0,68 % к обороту (18,05 – 18,73), темп снижения составил 3,6% (-0,68/18,73×100)

     

п./п.

Показатели Предшествующий  год Отчетный  год Отклонение (+,–) Динамика%
по  плану фактически Отклонение (+,–)
1 Оборот розничной  торговли 40 250,0 46 980,0 48 140,0 +1160,0 +7890,0 119,6
2 ИО:

-сумма

-в №  к обороту

 
7540,0

18,73

 
8575,0

18,25

 
8690,0

18,05

 
–96,3

–0,20

 
+1150,0

–0,68

 
115,3

96,4

 

     Для оценки соответствия фактических издержек плановым производится сравнение фактического уровня с  плановым и рассчитывается относительная и абсолютная сумма  экономии (перерасхода). Сумма относительной экономии (перерасхода) рассчитывается путем умножения фактического оборота отчетного периода (ОФ) на размер изменения фактического уровня издержек (УФ) по сравнению с плановым (УП) и делением на 100 (ΣОЭ = ОФ × (УФ – УП) × 100).

     Фактический уровень ИО отчетного года ниже  планового уровня на 0,20 % к обороту (18,05 – 18,25), абсолютное изменение суммы ИО составило 1150,0 тыс. руб. Сумма относительной экономии ИО 96,3 тыс. руб. (48140,0 × 0,20 /100).

     В процессе анализа ИО важно оценивать  эффективность текущих затрат в  целом и в том числе затрат по использованию живого и овеществленного труда. Для этого используются такие показатели, как издержкоотдача и издержкорентабельность.

     Издержкоотдача  отражает объем оборота, получаемый на 1 руб. затрат. Рентабельность  характеризует  размер получаемой прибыли на 100руб. затрат.

     
№ п./п. Показатели Предшествующий  год Отчетный год Динамика(%)

Отклонение(+,–)

1 2 3 4 5
1 Оборот розничной  торговли 40 250,0 48 140,0 119,6
2 Прибыль:

-сумма

-% к обороту

 
1348,0

3,35

 
1710,0

3,55

 
125,9

+0,20

3 ИО:

-сумма

-% к обороту

 
7540,0

18,73

 
8690,0

18,05

 
115,3

–0,68

4 Издержкоотдача, всего, руб.

В т.ч.:

-затрат овеществленного  труда

-затрат живого труда

 
5,34

10,43

10,93

 
5,54

10,39

11,87

 
+0,20

–0,04

+0,94

5 Издержкорентабельность, всего, руб.

В т.ч.:

-затрат овеществленного труда

-затрат живого  труда

 
 
17,88

34,93

36,62

 
 
19,68

36,90

42,16

 
 
+1,80

+1,97

+5,54

Информация о работе Издержки обращения торгового предприятия