История экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

В начале книги Сократ убеждает Критобула, что «домоводство» или «ведение хозяйства» является важной наукой, необходимой для человека. Критобул просит Сократа научить его ей. Сократ отвечает, что хоть он и владеет небольшим состоянием («оцениваемым в 5 мин»), в то время, как у Критобула в 100 раз большее имущество, всё-таки путём наблюдений за хорошими хозяевами он многому научился и готов поделиться своими знаниями.

Работа содержит 1 файл

Ксенофонт.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Согласно Аристотелю в хозяйственной жизни античного  полиса присутствуют два принципиально  различных вида деятельности – домашняя экономика или хозяйство рабовладельца  и крупная торговля как внутри полиса, так и между городами-государствами. Первый вид хозяйственной деятельности является естественным, поскольку имеет своей непосредственной целью удовлетворение материальных потребностей членов рабовладельческой семьи посредством материальных благ, создаваемых в сельском хозяйстве, то есть в условиях естественной гармонии человека и природы. Искусство ведения такого вида хозяйственной деятельности Аристотель определяет как «экономику», понятие производное от древнегреческих «ойкос» – «дом, владение» и «номос» – «правило», закон.

Таким образом, исходное значение самого распространенного  термина «экономика» – «правила ведения домашнего хозяйства» как  вида практической деятельности человека, воплощающей одну из форм гармонии человеческой личности и подчиненное ей значение материальных потребностей человека. Материальное состояние гражданина рассматривается как подчиненное его истинному назначению – общечеловеческому развитию и деятельности во благо города- государства. «Экономика» является естественной материальной основой жизни общества, и ее назначением является удовлетворение материальных потребностей человека не как изолированного индивида, видящего смысл жизни в материальном наслаждении и стремящегося к материальному пресыщению, но как гражданина общества, высшее назначение которого заключается в развитии своей личности и ее деятельности в интересах полиса. Богатство для Аристотеля естественно воплощается в совокупности материальных благ необходимых для жизни. Естественными видами хозяйственной деятельности являются земледелие, животноводство, рыболовство, охота. Сельскохозяйственная деятельность является воплощением естественной гармонии, которая присутствует в окружающем человека мире.

В результате взаимодействия с природой человек получает необходимое  для жизни, не прибегая к насилию, как это имеет место при военных действиях или к обману – в случае торговли. Этот критерий, воплощающий единство индивидуального и общественного, социального и природного определяет естественную меру развития экономики – естественные материальные потребности рабовладельческого хозяйства, производить столько, сколько необходимо для его повседневной жизнедеятельности. Таким образом, естественным видом хозяйственной деятельности для Аристотеля является натуральное рабовладельческое хозяйство, действующее на основе самоообеспечения и самодостаточности, то есть является автаркическим. Такое хозяйство не имеет экономических связей с другими подобными хозяйствами вследствие совпадения структуры хозяйственной деятельности и потребления.

Естественной  хозяйственной деятельности и естественному, натуральному богатству Аристотель противопоставляет другой вид хозяйственной  деятельности - торговую деятельность уже созданными для потребления  предметами, имеющую своей целью  обогащение. В античной Греции торгово–денежные отношения получили распространение как внутри полисов, так и между ними. Торговля доставляла новые товары, расширяла круг потребностей рабовладельцев, втягивала их хозяйства в торговые связи. Аристотель не игнорирует этой реальности. Используя определяющий принцип «меры», Аристотель проводит различие между обменом ради удовлетворения потребностей и специальной торговой деятельностью ради извлечения дохода. Обмен в пределах удовлетворения естественных потребностей граждан он считает естественным и полезным. Торговая деятельность с целью накопления денежного богатства противоестественна, ибо страсть к обогащению не знает меры и нарушает гармонию жизни индивида.

Искусство ведения  такой торговой деятельности Аристотель определяет как «хрематистику». Существенно важно, что для Аристотеля понятие «больше» означает «лучше», когда «меньше» означает «недостаточно». Хрематистике противоестественна поскольку, во-первых, деятельность ради обогащения не имеет естественного предела, во-вторых, определяющее значение приобретает индивидуальный интерес, сопровождаемый хитростью и обманом, но не интересы общества – государства. Занятие хрематистикой, противопоставляющее индивидуальный интерес общественному, недостойно добродетельного гражданина, поскольку несовместимо с заботой о благе общества.

Распространение торговых отношений в условиях господства натурального хозяйства, разграничение  между естественным и неестественным богатством приводит Аристотеля к чрезвычайно  важному положению о двух различных свойствах вещи.

«Всякий предмет  собственности имеет два свойства. Оба ему присущие, но имеющие разное назначение. Одно состоит в естественной, другое в искусственной пользе предмета. Таким образом, естественная польза обуви состоит в сбережении ноги во время ходьбы. А ее искусственная быть предметом обмена» В такой форме Аристотель впервые в истории экономической мысли формулирует исходное положение теории рыночной экономики о разграничении двух разных свойств каждого предмета рыночного обмена – полезности (потребительной стоимости) и ценности (меновой стоимости). Именно полезность всякой вещи, то есть ее способность непосредственно удовлетворять потребность человека делает эту вещь естественным воплощением богатства, потребляя материальные предметы человек, воспроизводит свою жизнеспособность. В полезности вещи воплощены благотворные силы природы.

Хотя способность  различных по своей полезности вещей  обмениваться друг на друга Аристотель определяет как неестественное употребление вещи, сам факт развития рыночной торговли требует ответа на вопрос – почему имеет место обмен различными предметами, что лежит в основе обмена.

Развитие обмена, считает Аристотель, естественно  приводит к возникновению денег, деньги есть продукт общественного  договора, призванный облегчить обмен. Люди согласились отдавать и принимать при меновых сделках какой–либо материал, отличающийся полезностью и удобством обращения. Для этой цели они употребляли железо, серебро и другие металлы. Деньги сами по себе для Аристотеля не являются естественным или истинным богатством, они только средство для обмена – мера для соизмерения полезных для человека предметов. являющихся подлинным богатством. Деньги, утверждает Аристотель.

Таким образом, воплощением хрематистики являются крупная торговля и ростовщичество – виды деятельности, противоестественные природе вещей и человека и заслуживающие осуждения, поскольку их непосредственной целью является стяжательство, стремление к денежному обогащению, не имеющему естественного предела или «меры».

 Разделив хозяйственную деятельность на естественную («экономика») и неестественную («хрематистика»), Аристотель противопоставляет натуральное хозяйство товарно–денежным отношениям, развитие которых ведет к росту купеческого и ростовщического капитала. Он фиксирует различие между деньгами как средством обмена и деньгами как капиталом.

воспитание, приучающее их к государственному порядку. 

  Своё экономическое  учение Аристотель основывал  на предпосылке, что рабство  — явление естественное и всегда  должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Аристотель установил 2 вида богатства: как совокупность потребит. стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства Аристотель считал производство — земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производств. деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, т.к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются. Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. Сюда же он причислял и крупную торговлю. К хрематистике Аристотель относился отрицательно. 

  Противопоставление  экономии и хрематистики привело  Аристотель к анализу внутренней природы товара и обмена. Аристотель первым наметил разграничение между потребительской стоимостью и стоимостью товара. Он пытался анализировать меновую стоимость, но, не понимая роли труда в создании стоимости товара, утверждал, что только деньги делают сравнимыми различные товары. К. Маркс писал: «Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 70).


Информация о работе История экономических учений