История экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

В начале книги Сократ убеждает Критобула, что «домоводство» или «ведение хозяйства» является важной наукой, необходимой для человека. Критобул просит Сократа научить его ей. Сократ отвечает, что хоть он и владеет небольшим состоянием («оцениваемым в 5 мин»), в то время, как у Критобула в 100 раз большее имущество, всё-таки путём наблюдений за хорошими хозяевами он многому научился и готов поделиться своими знаниями.

Работа содержит 1 файл

Ксенофонт.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Ксенофонт-домострой.

Действующие лица

По форме представляет собой диалог: в первой части которого Сократ разговаривает с Критобулом, во второй рассказывает Критобулу о  своей беседе с Исхомахом.

Личность Сократа  едва ли подходила для поучения о  хозяйственных делах, так как Сократ ни домашним хозяйством, ни земледелием не занимался. Мысли о хозяйстве и земледелии, вероятно принадлежат самому Ксенофонту, возможно даже, что Исхомах — не кто иной, как сам Ксенофонт.

Это предположение  подтверждают также главы, где Сократ говорит Критобулу о том, как надо воспитывать жену и какова её роль в домашнем хозяйстве. И это учитывая то, что Ксантиппа, жена Сократа, стала нарицательным именем для дурных и сварливых жён.

В то же время, Ксенофонт, имея хорошую семью и занимаясь земледелием в своём поместье близ элидского города Скиллунта, вложил свои мысли в уста Сократа и Исхомаха.

Содержание

Состоит из 21 главы.

В начале книги  Сократ убеждает Критобула, что «домоводство»  или «ведение хозяйства» является важной наукой, необходимой для человека. Критобул просит Сократа научить его ей. Сократ отвечает, что хоть он и владеет небольшим состоянием («оцениваемым в 5 мин»), в то время, как у Критобула в 100 раз большее имущество, всё-таки путём наблюдений за хорошими хозяевами он многому научился и готов поделиться своими знаниями.

В первых главах Сократ описывает важность науки  домоведения, затем сравнивает хороших  и дурных хозяев.

Затем Сократ произносит похвалу земледелию, противопоставляя его ремесленничеству, которое считает  недостойным и зазорным для свободного человека занятием.

Самым ясным  способом доказать это, как мы говорили, было бы при наступлении врагов на страну посадить земледельцев и ремесленников  отдельно и спросить и тех и  других, находят ли они нужным защищать страну или, бросив её на произвол судьбы, охранять городские стены. В этом случае, люди, связанные с землёй, подали бы голос за то, чтоб защищать, а ремесленники — за то, чтоб не сражаться, но, как они приучены с детства, сидеть без труда и опасности.

Во второй части Сократ рассказывает о своём разговоре с Исхомахом, которого ставит в пример, как «по праву носящего название прекрасного и хорошего человека».

В начале беседы с Сократом Исхомах рассказывает о целях брака, обязанностях жены и мужа, домашнем благоустройстве и значении в нём хорошей хозяйки.

Мне кажется, жена, —  продолжал я, —  боги с глубоко  обдуманным намерением соединили эту  пару, которая называется "женский  и мужской пол", — главным образом  с тою целью, чтобы  она была возможно более полезна  самой себе в совместной жизни.

На  свете, жена, нет ничего столь полезного  для человека и  столь прекрасного, как порядок. Возьмем, например, хор: он состоит  из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу, на которую и смотреть неприятно; а когда  те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. (4) Точно так же и войско,

Глава 10 

[Отучение  жены от косметических  средств и приучение  к укреплению тела  заботами о хозяйстве]

Нет, как боги устроили, что для лошади самое приятное существо лошадь, для быка — бык, для овцы — овца, так и человек считает самой приятной вещью тело в его натуральном виде.

Мало  того, она меня спрашивала, не могу ли я ей чего посоветовать, чтобы  ей быть на самом  деле красивой, а  не только казаться. (10) Конечно, Сократ, я советовал ей не сидеть на одном месте7, как рабыни, а с божьей помощью попробовать, как следует хозяйке, подойти к ткацкому станку да поучить служанку, если что знает лучше других, а если что плохо знает, самой поучиться, присмотреть и за пекаршей, постоять и возле ключницы, когда она отмеривает что-нибудь, обойти дом и посмотреть, все ли на том месте, где должно быть. Это, казалось мне, будет вместе и заботой и прогулкой. (11) Хорошее упражнение, — говорил я, — также мочить, месить, выбивать и складывать одежду и покрывала. От такой гимнастики, говорил я, она будет и есть лучше, и здоровье будет, и цвет лица будет у нее на самом деле лучше.

После этого, Исхомах  переходит к непосредственному  описанию способов ведения хозяйства  и земледелия. В этой части приводятся как практические советы о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т. п. сельскохозяйственных процессах, но и описываются различные экономические процессы, благодаря чему данный труд считается одним из первых произведений по экономике, а его название стало обозначением этой науки.

Экономические идеи произведения

Впервые в экономической  науке обращено внимание на две характеристики товара — потребительскую  и меновую ценность:

— Значит эти  предметы, хоть они одни и те же, для умеющего пользоваться каждым из них — ценность, а для неумеющего — не ценность: так, например, флейта для того, кто умеет искусно играть, — ценность, а кто не умеет, для того она ничем не лучше бесполезных камней, разве только он её продаст.

 — Вот  именно к этому выводу мы  и пришли: для того, кто не умеет  пользоваться флейтой, если он  её продаёт, она ценность; а  если не продаёт, а владеет  ею — не ценность.

 — Мы говорим  одинаково, Сократ, раз уже признано, что полезные предметы — ценность. И в самом деле, если не продавать флейту, то она не ценность, потому что она совершенно бесполезна; а если продавать, то ценность.

Рациональное  ведение хозяйства:

Ты знаешь одно средство к обогащению: ты умеешь жить так, чтоб оставался излишек

Когда деньги на расходы полностью уходят из хозяйства, а работы исполняются не так, чтобы  доход перевешивал трату, ничего мудрёного нет в том, что вместо излишка получается недостаток.

Правильная  оплата труда:

У хороших работников появляется уныние, когда они видят, что работу исполняют они и тем не менее одинаковую с ними награду получают те, кто не хочет нести в нужный момент ни трудов, ни опасностей.

Также впервые  в экономической науке обратил  внимание на рентабельность: 

Он никогда  не позволял мне покупать землю хорошо обработанную, а такую, которая, по небрежности ли хозяев или по недостатку средств у них, не обработана и не засажена; такую он советовал покупать. Обработанная, говорил он, и стоит дорого, и улучшать её нельзя; а если нельзя её улучшать, то она не доставляет столько удовольствия; напротив, всякая вещь и скотина, которая идёт к улучшению, очень радует хозяина. Так вот, нет ничего способного к большему улучшению, как земля, которая из запущенной становится в высшей степени плодородной. Уверяю тебя, Сократ, что благодаря нашим стараниям стоимость многих участков земли стала во много раз больше первоначальной.

Это так естественно, что все любят то, из чего надеются извлечь выгоду.

Взгляды Ксенофонта

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие- мать и кормилица всех искусств.

Разве нам стыдно будет, — отвечал Сократ, — последовать  примеру персидского  царя2? Он, говорят, считает  одними из самых благородных и нужных занятий земледелие и военное искусство и чрезвычайно заботится о том и о другом.

Мне кажется удивительным, как может свободный  человек получать от какого-нибудь предмета больше удовольствия, чем от земли, и  найти занятие  приятнее или полезнее для жизни, чем земледелие. (12) Кроме того, земля охотно учит и справедливости того, кто может понимать ее уроки: чем лучше кто ухаживает за нею, тем больше добра она сама ему делает.

Все это прекрасно, мне  кажется, что ты говоришь, Сократ. [Но ты не упомянул о том]1, что в земледелии очень много такого, чего человеку невозможно предвидеть: град, иней, иногда засуха, страшный ливень, ржа и так далее часто разрушают превосходные расчеты и труды. Да и скот, тщательно откормленный, иногда губит самым жалким образом какая-нибудь появившаяся болезнь.

 Основную  цель хозяйственной деятельности  он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

Итак, — сказал Сократ, — мы решили, что  домоводство есть название какой-то науки, а эта наука, как мы определили, есть такая, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйство, согласно нашему определению, есть все без исключения имущество, а имуществом каждого мы назвали то, что полезно ему в жизни, а полезное, как мы нашли, — это все, чем человек умеет пользоваться. (5) Так вот, все науки изучить невозможно, как мы решили, и надо по примеру городов отвергнуть так называемые ремесленные науки1, потому что они, по общему мнению, и телу вредят, и душу расслабляют.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости - с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения. 

"О  доходах города  Афины" 

Небольшой трактат  «О доходах» написан Ксенофонтом, по-видимому, около 355 г. до н. э. Афинское государство  испытывало в это время сильные  финансовые затруднения, и Ксенофонт  дает целый ряд практических советов, как можно было бы увеличить государственные доходы. Решающее значение он придает рациональной эксплуатации Лаврийских серебряных рудников. В связи с этим он рекомендует Афинскому государству закупить большое количество рабов и затем отдавать их внаем на работы в рудники.

 Суть этого  произведения заключается в том,  что Ксенофонт предлагает купить  государству несколько сотен  рабов, отправить их на серебряные  рудники и получать от продажи  добываемого серебра доход в  казну. 

 В работе  есть пример экономического расчета - чтобы доказать прибыльность предлагаемой сделки Ксенофонт считает затраты, выручку и прибыль.

 С точки  зрения экономической теории  интересны рассуждения Ксенофонта  о том, что мы бы наазвали  разной эластичностью спроса  на серебро и все остальные блага. По мнению Ксенофонта спрос наа серебро настолько велик, что никакое количесвто металла, выброшенное на рынок не снизит его цены (то есть спрос имеет эластичность, близкую к бесконечности). 

Для обоснования  своей точки зрения в первой главе  трактата Ксенофонт рассматривает природные богатства и географическое положение Афин как естественные условия для благоприятного экономического развития полиса. Климат Афин весьма пригоден для развития земледелия (Xen. De Vect. 1. 2-3), запежи серебряной руды и мрамора имеют большое значение для ремесленного производства (1. 4-5), географическое положение Афин крайне выгодно с точки зрения торговли и безопасности (1. 6-8).

В последующих  трех главах автор предлагает ру ков  од отел ям Афин способы рационального использования природных богатств Аттики в целях обогащения государства и граждан. Прежде всего, по его мнению, государство должно оказывать поддержку метекам: «Ведь метеки сами содержат себя и много пользы приносят государствам, и при этом не только не получают никакой платы, но, напротив, сами вносят метекскую подать» (2. 1. Пер. Э.Д. Фролова). Ксенофонт предлагает снять ряд ограничений, существующих в Афинах для метеков: во-первых, освободить их от обязательной службы в качестве гоплитов и предоставить им возможность участвовать в кавалерии (2. 2), во-вторых, дать метекам право приобретать в собственность участки земли в пределах городских стен (2.3) [4, р. 256]. Кроме того, Ксенофонт считает

Информация о работе История экономических учений