История экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

В начале книги Сократ убеждает Критобула, что «домоводство» или «ведение хозяйства» является важной наукой, необходимой для человека. Критобул просит Сократа научить его ей. Сократ отвечает, что хоть он и владеет небольшим состоянием («оцениваемым в 5 мин»), в то время, как у Критобула в 100 раз большее имущество, всё-таки путём наблюдений за хорошими хозяевами он многому научился и готов поделиться своими знаниями.

Работа содержит 1 файл

Ксенофонт.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

необходимым учредить должность попечителей метеков, которые должны бы были покровительствовать поселению последних в Афинах (2.4). Все эти мероприятия, как полагает Ксенофонт, способствовали бы привлечению метеков в Афин и соответственно увеличению доходов государства. Третья глава трактата посвящена развитию торговли и мореплавания. Автор предлагает государству ряд поощрительных мер с целью оживления торгово-экономической деятельности в Афинах. Прежде всего, по его словам, следует ускорить процесс решения торговых споров (3.3), предоставить привилегии тем торговцам, которые оказывают помощь государству (3.4).

Государство также  должно позаботиться о том, чтобы Афины и Пирей были максимально удобны для торговли: построить гостиницы, удобные лавки, хранилища для товаров. Кроме того, со временем государство сможет приобрести в собственность торговые суда и сдавать их в аренду для коммерческих операций (3. 12-14). Капитал для такого рода деятельности государство сможет собрать из добровольных взносов граждан и иностранцев, которые впоследствии будут приносить каждому вкладчику по три обола в день (3. 9-10). Таким образом, Ксенофонт считает возможным непосредственное участие государства в торгово-предпринимательской деятельности[2, С. 28-29]. Наконец, почти половина сочинения посвящена организации рациональной эксплуатации серебряных рудников. Ксенофонт считает, что государство сможет получить большой доход, если закупит как можно больше рабов и будет сдавать их частным лицам в аренду для работы в шахтах Лаврия

(4. 13-28) и организует  разведку новых месторождений серебра (4. 28-33). Автор описывает преимущества централизованной государственной разработки рудников по сравнению с частным предпринимательством (4. 32-33).

В заключительной главе Ксенофонт убеждает афинян в необходимости мира как важнейшего условия для осуществления всех экономических преобразований: «Самые счастливые государства те, которые дольше всех живут в мире; а из всех государств Афины обладают наибольшей способностью развиваться в мирное время» ( положения широких слоев населения, не должны вводить исследователей в заблуждение. Главной социально-политической целью трактата «О доходах» являлось вовсе не развитие демократических традиций, а ослабление позиций коренных афинских граждан, земельной аристократии и укрепление экономического и политического влияния представителей торгово-

предпринимательских кругов. Значение трактата Ксенофонта «О доходах» для понимания уровня развития экономических представлений  весьма велико. Автор, составляя свой план развития государственного хозяйства, исходил из сложившейся к средине IV в. до н. э. социально-политической ситуации и особенностей экономики Афин. Впервые в истории Афин Ксенофонтом был поставлен вопрос о непосредственном участии * государства в важнейших отраслях экономики - торговле и промышленности. Тем самым, трактат «О доходах» стал теоретическим обоснованием активного вторжения государства в сферу производства и обмена 
 

Государство Платона

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению  с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве  могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным. 

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную  структуру. В соответствии с основными  функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится  на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.

Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

В финале IX книги  «Государства» говорится, что «не  так важно, как должно или как  может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека. 

«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.

— Но быть может, есть на небе его образец, доступный  каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого — и только такого — государства» 

Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.

— Пусть так. Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве  жёны должны быть общими, дети — тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные  и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.

 — Да, мы  в этом согласились.

 — И договорились  насчет того, что как только  будут назначены правители, они  возьмут своих воинов и расселят  их по тем жилищам, о которых  мы упоминали ранее; ни у  кого не будет ничего собственного, но все у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.

 — Помню,  мы держались взгляда, что никто  не должен ничего приобретать,  как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всем государстве. 

 
К самому труду  как таковому, отношение Платона не только безразличное, но скорее даже пренебрежительное. Неизбежность производительного труда для существования и благосостояния общества в целом не делает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойным почитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов он удел тех, у кого способности скудны и для кого нет лучшего выбора. В третьей книге «Государства» есть место, где Платон помещает кузнецов, ремесленников, перевозчиков на весельных судах, а их начальников рядом с худыми людьми - пьяницами, бешеными и непристойно ведущими себя. Всем таким людям по Платону, не только не следует подражать, но и внимания обращать на них не следует. 
Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона нет и речи. Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства.  
Бросается в глаза то, что в платоновской теории разделения труда и специализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Платон не забыл о рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки. 
Многие исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения класса земледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многие полагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечивание рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они свободны, в меру той свободы, которая допускается в идеальном государстве. 
Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только этому сословию предоставлена у Платона экономическая свобода. Члены его производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещено философам и воинам. 
Платон не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном крепостничестве в идеальном государстве Платона. 
В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному и абсолютному миру идей. 
Разделение умственного и физического труда у Платона абсолютизировано и увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено до степени египетского кастового строя. 
Аскетически строй свое идеальное государство Платона, однако мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.

 
Разделение труда  в государстве  по Платону

«Кто лучше  работает - тот, кто владеет многими  искусствами или же только одним?

- Тот, кто  владеет одним.

- Ясно, по-моему,  и то, что стоит упустить время  для какой-нибудь работы, и ничего  не выйдет.

- Конечно, ясно.

- И по-моему,  никакая работа не захочет  ждать, когда у работника появится  досуг; наоборот, он постоянно  должен уделять ей внимание, а  не заниматься ею так, между прочим.

- Непременно.

- Поэтому можно  сделать всё в большем количестве, лучше и легче, если выполнять  одну какую-нибудь работу соответственно  своим природным задаткам, и притом  вовремя, не отвлекаясь на другие  работы»

И далее: 

«Чтобы у нас успешнее шло сапожное дело, мы запретили сапожнику даже пытаться стать земледельцем, или ткачом, или домостроителем; так же точно и всякому другому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, и достигнет успеха, если не упустит время. А разве не важно хорошее выполнение всего, что относится к военному делу? Или оно настолько легко, что земледелец, сапожник, любой другой ремесленник может быть вместе с тем и воином? Прилично играть в шашки или в кости никто не научится, если не занимался этим с детства, а играл так, между прочим». 
 

Экономическое мировоззрение Аристотеля

Как и Платон, Аристотель придает важное значение решению проблемы собственности,  – какая форма собственности на землю - частная или общая (государственная) лучше отвечает интересам полиса и его граждан. Аристотель утверждает, что обе эти формы приводят к отрицательным последствиям, – господство частной собственности противопоставляет граждан, развивает алчность и зависть, подрывая общество. В случае господства общей собственности у граждан исчезает интерес к ее рациональному использованию. Аристотель приходит к выводу, что более предпочтителен тот способ пользования собственностью, который освящен обычаем и закреплен законодательством и объединяет в себе хорошие свойства как частной, так и общей собственности. «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, в абсолютном смысле она должна быть частной».

 Как и его учитель, Аристотель видит растущую угрозу для стабильности полиса в растущей экономической дифференциации граждан. С ростом собственности отдельных лиц, развитием стремления к обогащению в обществе растет социальная вражда. По мнению Аристотеля, противостоять этим процессам может только политика государства направленная на поддержание многочисленного среднего класса,  который по своему положению обеспечивает социальный мир и равновесие в обществе, позволяет избежать крайностей поляризации богатства и нищеты. Богатые, утверждает Аристотель, с презрением относятся к власти, высокомерны и недобросовестны в важных делах и стремятся повелевать деспотически. Бедняки, испытывающие постоянную материальную нужду, утрачивают чувство собственного достоинства, В обществе растут с одной стороны зависть, с другой – презрение.

Информация о работе История экономических учений