Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:14, реферат
В начале книги Сократ убеждает Критобула, что «домоводство» или «ведение хозяйства» является важной наукой, необходимой для человека. Критобул просит Сократа научить его ей. Сократ отвечает, что хоть он и владеет небольшим состоянием («оцениваемым в 5 мин»), в то время, как у Критобула в 100 раз большее имущество, всё-таки путём наблюдений за хорошими хозяевами он многому научился и готов поделиться своими знаниями.
необходимым учредить должность попечителей метеков, которые должны бы были покровительствовать поселению последних в Афинах (2.4). Все эти мероприятия, как полагает Ксенофонт, способствовали бы привлечению метеков в Афин и соответственно увеличению доходов государства. Третья глава трактата посвящена развитию торговли и мореплавания. Автор предлагает государству ряд поощрительных мер с целью оживления торгово-экономической деятельности в Афинах. Прежде всего, по его словам, следует ускорить процесс решения торговых споров (3.3), предоставить привилегии тем торговцам, которые оказывают помощь государству (3.4).
Государство также должно позаботиться о том, чтобы Афины и Пирей были максимально удобны для торговли: построить гостиницы, удобные лавки, хранилища для товаров. Кроме того, со временем государство сможет приобрести в собственность торговые суда и сдавать их в аренду для коммерческих операций (3. 12-14). Капитал для такого рода деятельности государство сможет собрать из добровольных взносов граждан и иностранцев, которые впоследствии будут приносить каждому вкладчику по три обола в день (3. 9-10). Таким образом, Ксенофонт считает возможным непосредственное участие государства в торгово-предпринимательской деятельности[2, С. 28-29]. Наконец, почти половина сочинения посвящена организации рациональной эксплуатации серебряных рудников. Ксенофонт считает, что государство сможет получить большой доход, если закупит как можно больше рабов и будет сдавать их частным лицам в аренду для работы в шахтах Лаврия
(4. 13-28) и организует разведку новых месторождений серебра (4. 28-33). Автор описывает преимущества централизованной государственной разработки рудников по сравнению с частным предпринимательством (4. 32-33).
В заключительной главе Ксенофонт убеждает афинян в необходимости мира как важнейшего условия для осуществления всех экономических преобразований: «Самые счастливые государства те, которые дольше всех живут в мире; а из всех государств Афины обладают наибольшей способностью развиваться в мирное время» ( положения широких слоев населения, не должны вводить исследователей в заблуждение. Главной социально-политической целью трактата «О доходах» являлось вовсе не развитие демократических традиций, а ослабление позиций коренных афинских граждан, земельной аристократии и укрепление экономического и политического влияния представителей торгово-
предпринимательских
кругов. Значение трактата Ксенофонта
«О доходах» для понимания уровня
развития экономических представлений
весьма велико. Автор, составляя свой
план развития государственного хозяйства,
исходил из сложившейся к средине
IV в. до н. э. социально-политической ситуации
и особенностей экономики Афин. Впервые
в истории Афин Ксенофонтом был поставлен
вопрос о непосредственном участии * государства
в важнейших отраслях экономики - торговле
и промышленности. Тем самым, трактат «О
доходах» стал теоретическим обоснованием
активного вторжения государства в сферу
производства и обмена
Государство Платона
Государство, по
Платону, возникает из-за естественной
потребности людей к
В государстве
могут существовать три основные формы
правления — монархия, аристократия и
демократия. В свою очередь, каждая из
них делится на две формы. Законная монархия
— это власть просвещенного царя, незаконная
— тирания; власть просвещенных и немногих
— аристократия, власть немногих, думающих
только о себе, — олигархия. Демократия
как власть всех может быть законной и
незаконной. Симпатии Платона однозначно
на стороне царской власти. Каждая форма
государства, по Платону, гибнет из-за
внутренних противоречий. Поэтому, чтобы
не создавать в обществе предпосылок для
волнений, Платон ратует за умеренность
и средний достаток и осуждает как чрезмерное
богатство, так и крайнюю бедность. Управление
государством Платон характеризует как
царское искусство, главным для которого
будет наличие истинного царского знания
и способность управлять людьми. Если
правители имеют такие данные, то будет
уже неважно, правят ли они по законам
или без них, добровольно или против воли,
бедны они или богаты: принимать это в
расчет никогда и ни в коем случае не будет
правильным.
Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.
Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.
В финале IX книги
«Государства» говорится, что «не
так важно, как должно или как
может быть» в идеальном государстве,
достаточно уже, если кто-то один живет
по законам этого Города, то есть по закону
Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде,
чем возникнуть в реальности внешне, то
есть в истории, платоновский Город родится
внутри человека.
«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.
— Но быть может,
есть на небе его образец, доступный
каждому желающему; глядя на него
человек задумается над тем, как бы это
устроить самого себя. А есть ли такое
государство на земле и будет ли оно —
это совсем неважно. Человек этот занялся
бы делами такого — и только такого —
государства»
Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.
— Пусть так. Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети — тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.
— Да, мы в этом согласились.
— И договорились
насчет того, что как только
будут назначены правители,
— Помню,
мы держались взгляда, что
К самому труду
как таковому, отношение Платона
не только безразличное, но скорее даже
пренебрежительное. Неизбежность производительного
труда для существования и благосостояния
общества в целом не делает в глазах Платона
этот труд привлекательным или достойным
почитания. На душу труд действует принижающим
образом. В конце концов он удел тех, у
кого способности скудны и для кого нет
лучшего выбора. В третьей книге «Государства»
есть место, где Платон помещает кузнецов,
ремесленников, перевозчиков на весельных
судах, а их начальников рядом с худыми
людьми - пьяницами, бешеными и непристойно
ведущими себя. Всем таким людям по Платону,
не только не следует подражать, но и внимания
обращать на них не следует.
Руководство платоновских правителей
ограничивается требованием, чтобы каждый
разряд работников выполнял только одну,
указанную ему свыше отрасль работы. Ни
о каком планировании процесса производства
у Платона нет и речи. Точно так же нет
речи и ни о каком обобществлении средств
производства.
Бросается в глаза то, что в платоновской
теории разделения труда и специализации
отсутствует, даже не называется класс
рабов. Но в этом нет ничего удивительного.
Проект Платона рассматривает разделение
труда в государстве только между его
свободными гражданами. Платон не забыл
о рабстве. Рабство просто вынесено у него
за скобки.
Многие исследователи Платона ломали
себе голову по поводу положения класса
земледельцев и ремесленников в идеальном
государстве. Многие полагали, что это
рабы, что это означает у Платона увековечивание
рабовладельческого государства. Однако
его ремесленники не рабы, они свободны,
в меру той свободы, которая допускается
в идеальном государстве.
Они уже по одному тому не могут быть у
Платона рабами, что два его сословия -
философы и воины - лишены всякой частной
собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники
им принадлежать не могут. Более того,
только этому сословию предоставлена
у Платона экономическая свобода. Члены
его производят продукты потребления,
самостоятельно их продают, входят в экономические
отношения с иностранцами. Все это строжайше
запрещено философам и воинам.
Платон не раз ссылается на социально-политический
строй Спарты с ее государственными крепостными.
Можно было бы говорить о государственном
крепостничестве в идеальном государстве
Платона.
В сущности, все сословия у Платона закабалены
одним - служением вечному и абсолютному
миру идей.
Разделение умственного и физического
труда у Платона абсолютизировано и увековечено
на все времена: одни только мыслят и воюют,
другие только кормят. Разделение труда,
преподносимое Платоном в виде абсолютной
нормы, несомненно, заимствовано из практики
рабовладельческой формации и доведено
до степени египетского кастового строя.
Аскетически строй свое идеальное государство
Платона, однако мало кто обращает внимание
на слова Платона о том, что взрослый или
ребенок, свободный или раб, мужчина или
женщина, словом, все целиком граждане
должны беспрестанно петь самому себе
очаровывающие песни.
Разделение труда
в государстве
по Платону
«Кто лучше работает - тот, кто владеет многими искусствами или же только одним?
- Тот, кто владеет одним.
- Ясно, по-моему, и то, что стоит упустить время для какой-нибудь работы, и ничего не выйдет.
- Конечно, ясно.
- И по-моему,
никакая работа не захочет
ждать, когда у работника
- Непременно.
- Поэтому можно
сделать всё в большем
И далее:
«Чтобы у нас успешнее
шло сапожное дело, мы запретили сапожнику
даже пытаться стать земледельцем, или
ткачом, или домостроителем; так же точно
и всякому другому мы поручили только
одно дело, к которому он годится по своим
природным задаткам, этим он и будет заниматься
всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое,
и достигнет успеха, если не упустит время.
А разве не важно хорошее выполнение всего,
что относится к военному делу? Или оно
настолько легко, что земледелец, сапожник,
любой другой ремесленник может быть вместе
с тем и воином? Прилично играть в шашки
или в кости никто не научится, если не
занимался этим с детства, а играл так,
между прочим».
Экономическое мировоззрение Аристотеля
Как и Платон, Аристотель придает важное значение решению проблемы собственности, – какая форма собственности на землю - частная или общая (государственная) лучше отвечает интересам полиса и его граждан. Аристотель утверждает, что обе эти формы приводят к отрицательным последствиям, – господство частной собственности противопоставляет граждан, развивает алчность и зависть, подрывая общество. В случае господства общей собственности у граждан исчезает интерес к ее рациональному использованию. Аристотель приходит к выводу, что более предпочтителен тот способ пользования собственностью, который освящен обычаем и закреплен законодательством и объединяет в себе хорошие свойства как частной, так и общей собственности. «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, в абсолютном смысле она должна быть частной».
Как и его учитель, Аристотель видит растущую угрозу для стабильности полиса в растущей экономической дифференциации граждан. С ростом собственности отдельных лиц, развитием стремления к обогащению в обществе растет социальная вражда. По мнению Аристотеля, противостоять этим процессам может только политика государства направленная на поддержание многочисленного среднего класса, который по своему положению обеспечивает социальный мир и равновесие в обществе, позволяет избежать крайностей поляризации богатства и нищеты. Богатые, утверждает Аристотель, с презрением относятся к власти, высокомерны и недобросовестны в важных делах и стремятся повелевать деспотически. Бедняки, испытывающие постоянную материальную нужду, утрачивают чувство собственного достоинства, В обществе растут с одной стороны зависть, с другой – презрение.