Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Интерес к инфляции возник еще в древности, когда многие правители с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляции. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана

Содержание

ведение
Глава 1. Сущность инфляции
1.1.Понятие инфляции…………………………………………………………………. ……5
1.2.Причины возникновения инфляции……………………………………………………..6
Глава 2. Типы и виды инфляции
2.1.Типы инфляции……………………………………………………………………….…10
2.2. Виды инфляции…………………………………………………………………………14
Глава 3. Социально – экономические последствия инфляции
3.1. Влияние инфляции на налоги………………………………………………………….20
3.2.Воздействие инфляции на перераспределение национального дохода……………...22
3.3. Влияние инфляции на накопление……………………………………………. ……...23
3.4. Влияние инфляции на платежный баланс страны……………………………………24
Глава 4. Антиинфляционная политика государства
4.1. Бюджетная и денежно – кредитная политика………………………………...............28
4.2. Политика цен и доходов………………………………………………………………..31
4.3. «Шоковая терапия» и градуирование денежной массы……………………………...32
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инфляция Курс раб Экономич теория.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

    Базовая инфляция в России, исключающая краткосрочные  неравномерные изменения цен  под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в 2007г. составила 11%.

    Инфляция  в России в 2008г. составила 13,3%. Базовый  индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию  факторов, которые носят административный, а также сезонный характер, в 2008г. составил 13,6%.

    Что же касается регионов России, то наибольший рост потребительских цен по итогам 2008г. зафиксирован в Чеченской Республике, где цены выросли на 20,5%. Наименьший уровень инфляции зафиксирован в Чукотском автономном округе, показатель за 2008г. составил 9,9%. При этом в регионе в 2008г. цены на продовольственные товары выросли на 7,3%, на непродовольственные - на 8,2%, на платные услуги и тарифы - на 19,3%. В Москве в 2008г. составила 12,3%, в Санкт-Петербурге - 14,4%.

Глава 2. ТИПЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 

    2.1. Типы инфляции 

    Уровень инфляции — один из важнейших экономических  показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, стоимость и  качество жизни. Поддержание уровня инфляции на приемлемом уровне определяет общее доверие к политической и экономической системе той или иной страны.

    В зависимости от причин возникновения  стремительного роста цен и обеспечения  денег, и на основании анализа  мировой практики можно выделить следующие типы инфляции4:

    - инфляцию  спроса;

    - инфляцию  издержек;

    - инфляцию  спирали цен и зарплат;

    - административную.

    С теоретической точки зрения инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Поэтому выделяются две альтернативные формы: инфляция спроса и инфляция издержек (предложения). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но не равнозначные причины инфляции: одна - со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая - со стороны предложения (рост производственных издержек).

    Инфляция  спроса возникает в результате увеличения спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей, а значит, невозможности отреагировать увеличением выпуска продукции. Причинами увеличения спроса могут быть увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами, растут цены, возникает инфляция.

                       Q1       Q2       Реальный ВВП

Рис. 1. Инфляция спроса

    Увеличение  спроса приведет к сдвигу кривой спроса вправо из положения AD1 в положение AD2. Цена в этом случае увеличится со значения Р1 до Р2. Если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения AS, то это вызывает инфляцию вследствие роста цен.

    Инфляция  предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др.

. Реальный ВВП

Рис. 2. Инфляция издержек

    На  рис.2. видно, что стоимостное увеличение совокупных издержек производства ведет к сдвигу кривой AS2 в положение AS1. В данном случае цены растут с Р1 до Р2, а реальный объем производства сокращается с Q1 до Q2.

    Рост  цен ухудшает жизненный уровень  населения, поэтому профсоюзы требуют повышения заработной платы, а государство начинает проводить политику социальной защиты населения от последствий инфляции путем компенсации и индексации их доходов. Рост номинальных доходов увеличивает издержки, что ведет к новому витку цен и требует дальнейшего повышения доходов населения.

    Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда. А также произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса и  другими факторами.

    Инфляция  спроса и инфляция издержек взаимосвязаны  и взаимообусловлены, их трудно чётко  подразделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется дальше, поражая производство и потребление, деформируя потребительский спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя, в конечном счёте, к инфляции издержек.5

        Административная инфляция порождается волей государственных органов, рыночных союзов и объединений, отдельных лиц и др.  Например, в России еще сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый сильный ценовой диктат монополистов. Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя, как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

     Административная  инфляция проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных  пошлин и др. Поднимая цены в ключевых отраслях, например, на нефтепродукты и другие энергоносители, административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.

     Инфляция  спирали цен и  зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и соответственно провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым, замыкая круг. Такая ситуация существовала в России в 1992-1996 гг., когда вслед за ростом цен увеличивалась заработная плата работникам бюджетной сферы. Та же ситуация возникла после августовского кризиса. Обесценение национальной валюты после девальвации и роста курса доллара вынудило Правительство заложить в бюджет России на 1999 г. и 2000 г. определенные средства на повышение заработной платы государственным служащим. 
 
 

2.2. Виды инфляции

        Существует несколько видов инфляции6. С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на ползучую (умеренную), галопирующую и гиперинфляцию.

     Ползучая  (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен ~ до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща странам с развитой рыночной экономикой.  Например, в западноевропейских странах последние 15 лет инфляция составляет в среднем 3-5% в год.         

     Галопирующая  инфляция (темп роста цен ~ 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в 2хзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (% по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, например Латиноамериканских стран в 80-е годы, бывших социалистических стран в 90-е годы.

     Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.) - наиболее губительна для экономики. Она сопровождается астрономическим ростом количества денег в обращении, вследствие чего наблюдается катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается, и население, и промышленные предприятия начинают переходить  на другие, гораздо менее эффективные формы расчета, например бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Цены растут огромными темпами и  расхождение цен, и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Разрушается национальное хозяйство. Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте оборот денег чрезвычайно увеличивается, а в данном случае это равносильно увеличению их количества. Соответственно цена увеличивается гораздо больше, чем количество наличных денег в обороте. В странах, которые испытывали гиперинфляцию, темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении. Классические пример гиперинфляции –  Германия в 1923 г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно, Венгрия в 1945-1946 гг. темпы роста цен опережали темпы роста количества денег  в 4000 раз. Это объясняется тем, что когда население окончательно теряет доверие в обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.

      Гиперинфляция, помимо негативных  экономических последствий, опасна  еще и тем, что остановить  ее иногда можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

    В зависимости от роста цен по разным товарным группам выделяют7:

    1) Сбалансированная инфляция. Цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. В реальности сбалансированная инфляция практически не встречается, потому что разные рынки обладают разной скоростью и степенью приспособляемости к новой рыночной ситуации.

    2) Несбалансированная инфляция. Цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к  другу и, как правило, в разных пропорциях. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цены всего сложного изделия.

    С точки зрения  ожидаемости и  предсказуемости инфляцию делят на:                                             1) Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, зачастую она может, является прямым результатом действий правительства.

2) Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.   Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, потому что  потребители, ожидая, что повышение цен - явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. Естественно, если  уменьшается размер спроса, производитель будет вынужден снижать цену, и все вернется в состояние равновесия.  Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, а это создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса. Что  в свою очередь ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. 

    Различают также открытый и подавленный  виды инфляции.

    Открытая  инфляция - характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Информация о работе Инфляция