Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Интерес к инфляции возник еще в древности, когда многие правители с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляции. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана

Содержание

ведение
Глава 1. Сущность инфляции
1.1.Понятие инфляции…………………………………………………………………. ……5
1.2.Причины возникновения инфляции……………………………………………………..6
Глава 2. Типы и виды инфляции
2.1.Типы инфляции……………………………………………………………………….…10
2.2. Виды инфляции…………………………………………………………………………14
Глава 3. Социально – экономические последствия инфляции
3.1. Влияние инфляции на налоги………………………………………………………….20
3.2.Воздействие инфляции на перераспределение национального дохода……………...22
3.3. Влияние инфляции на накопление……………………………………………. ……...23
3.4. Влияние инфляции на платежный баланс страны……………………………………24
Глава 4. Антиинфляционная политика государства
4.1. Бюджетная и денежно – кредитная политика………………………………...............28
4.2. Политика цен и доходов………………………………………………………………..31
4.3. «Шоковая терапия» и градуирование денежной массы……………………………...32
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инфляция Курс раб Экономич теория.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

   - сокращение инфляционного потенциала.

   - предсказуемость динамики инфляции.

   - снижение темпов инфляции.

   - стабилизация цен.

    Стратегической целью антиинфляционной политики является приведение темпов роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы в короткий срок, а объем предложения с объемом спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней несколько методов борьбы с инфляцией такие, как бюджетная и денежно-кредитная политика государства, политика цен и доходов, «шоковая терапия» и градуирование денежной массы.

    4.1. Бюджетная и денежно-кредитная  политика

       Активная бюджетная политика12 – это маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но одновременно может произойти  спад инвестиций и производства, что в свою очередь может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.  При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

     Денежно – кредитная политика предусматривает  денежно – кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия  бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики – это воздействие на экономическую конъюнктуру через  изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия).  В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов,  причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными отрезками, которые различны в разных странах и в разных условиях.  Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

   - Операции на открытом рынке  ценных бумаг. Покупая ценные  бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

   - Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом, получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

    - Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

   - Валютное регулирование. Целевые  показатели валютного курса (фиксированные  или фиксированные с возможностью  корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

   - Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяется более чем в 20 странах. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

    Денежную  эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже  функционирующих в экономике  активов. В связи с этим можно  выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

    Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

   -   Фондовый канал эмиссии.  Этот канал активно используется  в некоторых странах, например  в Японии и Германии. Правительство  выпускает и размещает облигации  займа в целях аккумулирования  средств для финансирования бюджетов  развития, потом они превращаются в активы Центрального Банка,  который обменивает их на деньги.

   -  Кредитный канал эмиссии.  ЦБ РФ непосредственно кредитует  коммерческие банки или гибко  управляет их ликвидностью. Данный  канал эмиссии опасен тем, что  исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка. 

    4.2. Политика цен и доходов

    Политика  цен и доходов13 - ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Контроль над ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Однако существует мнение, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. Потому что предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае, при высоком уровне инфляции.    

    4.3. «Шоковая терапия» и градуирование денежной массы

    Когда в стране инфляция достигает таких  размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») 14 или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считается то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, а значит, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости.

    Одним из вариантов шоковой терапии  является проведение предваряющей либерализацию  цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с  последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

    Реформы конфискационного типа могут оказаться  полезными при переходе от подавленной  к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.

    При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы –  градуирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию  - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Поэтому политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.

    Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между  шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной  социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.  
 
 

    Заключение 

    Инфляция  существовала со времен экономического развития человечества, но целиком  проявилась сравнительно недавно, поразив  экономики как развитых, так и  развивающихся стран. В условиях развитой рыночной экономики инфляция может рассматриваться, как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма, там она может не представлять серьезной угрозы. Тогда как в странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.

    Инфляция - это кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги. Практически во всех странах отмечается множество причин инфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.

     Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает разной,  хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

    Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Информация о работе Инфляция