Характеристика основных теорий, описывающих сбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 02:59, доклад

Описание работы

К настоящему времени в западной экономической науке имеется целый ряд теорий, направленных на объяснение поведения населения относительно сбережений. Большое количество теоретических исследований, проведенных на тему сбережений в послевоенные годы, выявило три основных явления, свойственных всем странам:

Работа содержит 1 файл

23.docx

— 20.98 Кб (Скачать)

1.Характеристика основных теорий, описывающих сбережения

        

       К настоящему времени в западной  экономической науке имеется  целый ряд теорий, направленных  на объяснение поведения населения  относительно сбережений. Большое  количество теоретических исследований, проведенных на тему сбережений  в послевоенные годы, выявило  три основных явления, свойственных  всем странам:

       1) в конкретно взятый момент  времени в конкретной стране  группы населения с высоким  уровнем дохода откладывают на  сбережения большую часть своего  дохода, чем группы населения  с низким уровнем дохода;

       2) внутри конкретно взятой страны  коэффициент сбережений населения  остается относительно постоянным  в течение длительного промежутка  времени;

       3) в разных странах наблюдаются  различные значения коэффициентов  сбережений, независимо от относительных  величин доходов населения в  этих странах.

       Существуют пять основных теорий, дающих объяснение таким эмпирическим  результатам.

       1.Теорияабсолютного дохода Кейнса, выдвинутая им в тридцатые годы, утверждает, что между сбережениями и доходом существует линейная зависимость, выражаемая следующим образом:

              S = a + sYd,

              где S - сбережения, Yd- текущая величина располагаемого дохода, a - константа, s - предельная склонность к сбережению. В соответствии с данной теорией, коэффициент сбережений (сбережения в процентах к ВНП), должен расти в тех странах, где наблюдается рост доходов. Однако теория абсолютного дохода имеет мало подтверждений статистического характера.

       2.Теорияотносительного доходасостоит в том, что потребление, а, следовательно, и сбережение, зависит не только от текущего дохода, но и от предшествующего уровня дохода и потребительского поведения. Одной из модификаций теории относительного дохода стала теория Дюзенберри, названная по имени американского экономиста, предложившего ее в сороковые годы. Эта теория может быть выражена следующей формулой:

      

       C1= a + (1-s)Yd1+ bCh ,где:

       C1- потребление в период времени  1;

       Yd1- доход в период времени 1;

       Ch- предыдущий наивысший уровень потребления;

       a и b - константы.

       Таким образом, по теории Дюзенберри функция сбережений в краткосрочном периоде является возрастающей: при кратковременном увеличении дохода население не стремится сразу потратить его в силу инерции и сложившихся к данному моменту потребительских привычек. Однако с течением времени, когда уровень дохода стабилизируется, население возвращается к старому коэффициенту сбережений за счет увеличения потребления.

       3.Теорияперманентного дохода, разработанная в пятидесятые годы Милтоном Фридманом, предполагает, что население принимает решение о потреблении и сбережениях на основании ожидаемого совокупного дохода за все время своей жизни. По мнению Фридмана, дохода, получаемый индивидуумом в каждый момент времени, состоит из двух компонентов: перманентного (постоянного) и транзитивного (временного) доходов. Перманентные доходы - это регулярные доходы, которые обусловлены имеющимся в распоряжении индивидуума материальным и нематериальным капиталом; они зависят от уровня благосостояния человека, его образования и прочих факторов. Фридман утверждает, что население в состоянии оценить полезность такого рода доходов в течение времени жизни и распределить потребление между отдельными периодами жизни таким образом, чтобы максимизировать совокупную полезность доходов. Транзитивные доходы - это нерегулярные доходы, связанные, например, с неожиданными изменениями рыночной стоимости активов, изменениями ценовых пропорций, выигрышами в лотерее и прочими непредсказуемыми событиями. В наиболее жесткой форме теория перманентного дохода гласит, что население будет стремиться потреблять все перманентные доходы и сберегать транзитивные доходы. Тем не менее, эмпирических доказательств справедливости теории перманентного дохода не так уж много. Скорее, наоборот, в ряде случаев исследования показали, что склонность к расходованию транзитивных доходов на потребление, а не сбережение, очень велика. Как следствие, возникли вариации теории Фридмана, которые имеют менее жесткий характер. Основное утверждение состоит в том, что склонность к сбережению за счет перманентного дохода меньше, чем за счет транзитивного дохода. Эмпирическое подтверждение данный вывод нашел в исследованиях Дитона, который в 1989 году пришел к выводу, что в мотивах сбережений населения развивающихся стран важную роль играет неопределенность будущих доходов, связанная с зависимостью благосостояния преимущественно сельскохозяйственных предприятий от непредсказуемого влияния природных условий. В результате население сглаживает потребление в течение длительного периода времени за счет сбережений.

       4.Несколько отличается от теории  перманентного дохода теорияжизненного цикла, предложенная в пятидесятые годы американскими экономистами Андо и Модильяни. Согласно теории жизненного цикла, индивидуум стремится к максимизации совокупной полезности потребления в течение периода своей жизни при наличии бюджетного ограничения. По данной теории дисконтированная величина всех будущих потоков потребления равна сумме накопленного текущего богатства индивидуума и дисконтированной величины всех будущих доходов. В течение своего трудоспособного возраста индивидуум сберегает больше определенную часть своего дохода, чтобы в момент выхода на пенсию иметь резерв накоплений, позволяющий не допустить резкого падения уровня потребления, связанного с сокращением доходов.

       5.Английский экономист Калдор выдвинул гипотезу осоциальной природе сбережений. Его теория классов базируется на том, что рабочие, получающие доходы от трудовой деятельности, менее склонны к сбережениям, чем капиталисты, чей доход складывается в основном из процентов и дивидендов. 
 
 
 

2.Политика обеспечения  занятости населения в регионе.

Государственная служба занятости населения и  ее функции 

Для реализации государственной политики в области  занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих  центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана  Государственная служба занятости .

В связи с  этим, нового определения потребовало  понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость  граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить  основанием для привлечения человека к административной или уголовной  ответственности . С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно 

Функции службы занятости многообразны:

Анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения и  работодателей о состоянии рынка  труда;

Учет свободных  рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации  в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке  информации, оставляет время для  разбора различных вариантов  принимаемых решений. Основным средством  автоматизации является вычислительная техника.Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

Консультация  обращающихся в службу занятости  трудящихся и работодателей о  возможностях получения работы и  обеспечения рабочей силой, о  требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых  работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом  граждане имеют право на свободный  выбор работы путем прямого обращения  на предприятия, а не обязательно  через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении  содержания курсов обучения и переобучения;

Основным принципом  обучения, в том числе и через  систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений  необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие  органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных  делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Оказание услуг  в профессиональной ориентации и  трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с  этим необходима разработка новой концепции  развития системы профориентации , охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

Регистрация безработных  и оказание им в пределах своей  компетенции помощи ;

В законе определен  статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых , необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

Информация о работе Характеристика основных теорий, описывающих сбережения