Автор: Ауау Ауаууа, 11 Июня 2010 в 08:29, курсовая работа
Во многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в очередях в билетных кассах, в крупных аэропортах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и оборудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Изучением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.
Федеральное
государственное
среднего профессионального образования
«Омский
промышленно-экономический
Курсовая работа
по дисциплине «Математические методы»
на
тему «Основные понятия
теории очередей»
Выполнил:
Плешивых
С.А.
Руководитель
Белгородцева Н.А.
Оценка:________________
Дата
защиты:___________
2010
Содержание
Во многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в очередях в билетных кассах, в крупных аэропортах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и оборудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Изучением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.
Примером
может служить организация
Теория массового обслуживания опирается на теорию вероятностей и математическую статистику.
На первичное развитие теории
массового обслуживания
Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживан6ия, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами.
Системы массового обслуживания могут быть одноканальными или многоканальными.
Механизм обслуживания определяется характеристиками самой процедуры обслуживания и структурой обслуживающей системы. К характеристикам процедуры обслуживания относятся: продолжительность процедуры обслуживания и количество требований, удовлетворяемых в результате выполнения каждой такой процедуры. Для аналитического описания характеристик процедуры обслуживания оперируют понятием «вероятностное распределение времени обслуживания требований».
Следует отметить, что время обслуживания
заявки зависит от характера
самой заявки или требований
клиента и от состояния и
возможностей обслуживающей
Структура обслуживающей
Система обслуживания может
Рассмотрев основные
1.вероятностным распределением моментов поступлений заявок на обслуживание (единичных или групповых);
2.вероятностным распределением времени продолжительности обслуживания;
3.конфигурацией обслуживающей системы (параллельное, последовательное или параллельно-последовательное обслуживание);
4.количеством и производительностью обслуживающих каналов;
5.дисциплиной очереди;
6.мощностью источника требований.
В качестве основных критериев эффективности функционирования систем массового обслуживания в зависимости от характера решаемой задачи могут выступать:
1.вероятность немедленного обслуживания поступившей заявки;
2.вероятность отказа в обслуживании поступившей заявки;
3.относительная и абсолютная пропускная способность системы;
4.средний процент заявок, получивших отказ в обслуживании;
5.среднее время ожидания в очереди;
6.средняя длина очереди;
7.средний
доход от функционирования системы в единицу
времени и т.п.
Простейшей из
всех задач теории массового обслуживания
является модель одноканальной СМО
с отказами (потерями).
При этом система массового обслуживания состоит только из одного канала (n = 1) и на нее поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ , зависящей, в общем случае, от времени: λ= λ(t)
Заявка, заставшая канал занятым, получает отказ и покидает систему. Обслуживание заявки продолжается в течение случайного времени распределенного по показательному закону с параметром
ƒ(t)=µe-µt (t>0)
Из этого следует, что «поток обслуживания» — простейший, с интенсивностью λ. Чтобы представить себе этот поток, вообразим один непрерывно занятый канал, который будет выдавать обслуженные заявки потоком с интенсивностью µ.
Примерами одноканальных
СМО с отказами в обслуживании
являются: стол заказов в магазине,
диспетчерская
Пример. Пусть одноканальная СМО с отказами представляет собой один пост ежедневного обслуживания для мойки автомобилей. Заявка — автомобиль, прибывший в момент, когда пост занят, — получает отказ в обслуживании. Интенсивность потока автомобилей λ 1,0 (автомобиль в час). Средняя продолжительность обслуживания — tоб=1,8 часа.
Требуется определить в установившемся режиме предельные значения:
относительной пропускной способности q;
абсолютной пропускной способности А;
вероятности отказа Ротк;
Сравнить
фактическую пропускную
Решение
Определим интенсивность потока обслуживания:
Вычислим относительную пропускную способность:
q =µ/(λ+ µ)=0,555/(1+0,555)=0,356
Величина q означает, что в установившемся режиме система будет обслуживать примерно 35% прибывающих на пост автомобилей.
Абсолютную
пропускную способность
Это означает, что система способна осуществить в среднем 0,356 обслуживания автомобилей в час.
Вероятность отказа:
Ротк=1-q=1-0,356=0,644.
Это
означает, что около 65% прибывших
автомобилей на пост ЕО
Определим
номинальную пропускную
Аном = 1/tоб =1/1,8=0,555 автомобилей в час
Оказывается, что Аном в 0,555/0,356≈1,5 раза больше, чем фактическая пропускная способность, вычисленная с учетом случайного характера потока заявок и времени обслуживания.
В коммерческой деятельности примерами многоканальных СМО являются офисы коммерческих предприятий с несколькими телефонными каналами, бесплатная справочная служба по наличию в авто магазинах самых дешевых автомобилей в Москве имеет 7 телефонных номеров, а дозвониться и получить справку, как известно, очень трудно.
Следовательно, авто магазины теряют клиентов, возможность увеличить количество проданных автомобилей и выручку от продаж, товарооборот, прибыль.
Туристические фирмы по продаже путевок имеют два, три, четыре и более каналов, как, например, фирма Express-Line.
Рассмотрим многоканальную СМО с отказами в обслуживании на рис. 3.2, на вход которой поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ.
Поток обслуживания в каждом канале имеет интенсивность μ. По числу заявок СМО определяются ее состояния Sk, представленные в виде размеченного графа:
S0 – все каналы свободны k=0,
S1 – занят только один канал, k=1,
S2 – заняты только два канала, k=2,
Sk – заняты k каналов,
Sn – заняты все n каналов, k= n.
Состояния многоканальной СМО меняются скачкообразно в случайные моменты времени. Переход из одного состояния, например S0 в S1, происходит под воздействием входного потока заявок с интенсивностью λ, а обратно – под воздействием потока обслуживания заявок с интенсивностью μ. Для перехода системы из состояния Sk в Sk-1 безразлично, какой именно из каналов освободиться, поэтому поток событий, переводящий СМО, имеет интенсивность kμ, следовательно, поток событий, переводящий систему из Sn в Sn-1, имеет интенсивность nμ. Так формулируется классическая задача Эрланга, названная по имени датского инженера – математика- основателя теории массового обслуживания.
<