Федеральное
агентство по образованию
Муромский институт
(филиал)
Государственного
образовательного учреждения
Высшего профессионального
образования
«Владимирский
Государственный университет»
Факультет: Права и социальных технологий
Кафедра: СГД
По дисциплине «Психология»
______________________________________________________________
Тема:
«Основные теории личности»_______________________________
Руководитель
Сафонова
Т. Н.___________
________________________
(подпись) (дата)
Студентка
СРЗ-210________
(группа)
Серебренникова
Е. А._______
__________________________
(подпись) (дата)
Муром
2010
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1.Биологическая
теория личности………………………………………………..5
2.Социологическая
теория личности…………………………………………….7
3.Фрейдизм,
психоанализ……………………………………………………………….8
4.Гуманистическая
теория личности……………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………………………13
Список
использованных источников………………………………………………14
Введение.
В психологической
науке категория личности относится
к числу базовых категорий. Она
не является сугубо психологической и
изучается, по существу, всеми общественными
науками. В этой связи возникает вопрос
о специфике исследования личности психологией:
все психические явления формируются
и развиваются в деятельности и общении,
но принадлежат они не этим процессам,
а их субъекту – общественному индивиду,
личности. Наряду с другими принципами
в психологии сформулирован личностный
принцип, который требует исследовать
психические процессы и состояния личности.
Но проблема
личности в психологии выступает
и как самостоятельная. И при
этом в разных планах изучается
различными отраслями психологической
науки. Важнейшая теоретическая
задача состоит в том, чтобы
вскрыть объективные основания тех психологических
свойств, которые характеризуют человека
как индивида, как индивидуальность и
как личность.
Психологи определяют
личность чаще всего как человека
в совокупности его социальных,
приобретённых качеств. Это значит,
что к числу личностных не
относятся такие особенности
человека, которые генотипически
или физиологически обусловлены, никак
не зависят от жизни в обществе. Во многих
определениях личности подчёркивается,
что к числу личностных не относятся психологические
качества человека, характеризующие его
познавательные процессы или индивидуальный
стиль деятельности, за исключением тех,
которые проявляются в отношениях к людям
в обществе. В понятие «личность» обычно
включают такие свойства, которые являются
более или менее устойчивыми и свидетельствуют
об индивидуальности человека, определяя
его значимые для людей поступки.
Личность
– это человек, взятый в системе таких
его психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях,
являются устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.
В основе личности лежит её структура
– связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов личности: способностей,
темперамента, характера, волевых качеств,
эмоции и мотивации, социальных установок.
Для более
полного изучения проблемы личности
рассмотрим наиболее известные психологические
теории личности.
1.Биологическая
теория личности.
Эта
теория возникла в XVII веке и закрепилась
в XIX веке под прямым влиянием на психологию
и другие науки взглядов известного
английского естествоиспытателя Ч.
Дарвина. Обратив внимание на общие биологические
корни у человека и у животных, Дарвин
стимулировал поиски единых для животных
и человека биологических основ поведения.
Биологическая
теория личности видит её истоки
в органических потребностях и считает
их главным фактором мотивации поведения,
как человека, так и животных. Эта же теория
в социальном поведении человека ищет
аналогию с биологическим поведением
животных, акцентируя внимание на общих
формах поведения у людей и высших животных.
Оказывается, что у них есть общие потребности
в пище, в воде, в продолжении рода, в стремлении
к физическому комфорту, самосохранению
и развитию. Утверждая, что, в конечном
счете, ничего, кроме этого, в поведении
человека не содержатся, а разница между
им и животными состоит лишь в том, что
свои органические потребности люди удовлетворяют
по – другому, чем животные. Предполагается,
что так понятая личность имеет врождённый,
наследственный характер, что черты личности
передаются человеку напрямую от его предков.
Это касается способностей, характера
человека, его потребностей и морали. Никакой
принципиальной разницы между моралью
человека и моралью животных биологическая
теория личности не усматривает. Человек
– это то - же животное – вот одна из
главных мыслей, отстаиваемых в этой теории.
Многие виды
человеческого поведения – альтруизм,
агрессивность, полоролевое поведение,
- имеют врождённый, наследуемый характер.
И у человека, и у животных существуют
аналоги такого поведения. Например, высшие
животные, как и человек, любят своих детенышей,
ведут стадный образ жизни, заботятся
друг о друге, бывают иногда агрессивными.
Биологическая
теория личности объявляет врождённым
неравенство людей по способностям,
а социальная структура общества и отношения
людей в её трактовке представляются аналогичными
структуре и отношениям между высшими
животными. Действительно, наблюдая за
жизнью стад человекообразных обезьян,
учёные обнаружили, что между ними складываются
почти такие же отношения, как в социальных
группах между людьми. В каждом стаде есть
свой вожак, похожий на лидера или руководителя
среди людей. В стаде обезьян особь, приближённая
к вожаку, пользуется такими же привилегиями,
как человек среди людей, приближённых
к руководителю или лидеру. Меняется власть
в стаде, теряет свою силу вожак и, как
следствие этого изменяется вся система
отношений в стаде. Примерно то - же
самое происходит и среди людей при
перемене власти. Биологическая теория
личности была особенно популярна среди
учёных на рубеже XIX и XX веков, а затем постепенно
была вытеснена социологической и гуманистической
теориями.
- Социологическая
теория личности.
Эта теория свои основные
идеи позаимствовала из социологии и
социальной психологии, где человек
рассматривается и описывается
как часть и продукт общества.
В нём, как в личности, выделяются
такие качества, которые возникают
под влиянием общества и обеспечивают
его нормальную общественную жизнь. Одним
из известных вариантов социологической
теории личности стала теория ролей. Здесь
личность предстала в тех социальных ролях,
которые она выполняет в обществе, например,
роли ребёнка, родителя, руководителя,
учителя и т.п. Своеобразие в исполнении
человеком типичных социальных ролей
характеризовалось как его личностная
индивидуальность. Она включала в себя
отношение человека к своим социальным
ролям и его поведение в них.
Будучи членом
общества, человек в нём не
только исполняет различные роли,
но в своём поведении руководствуется
определёнными социальными нормами.
Они входят в структуру личности.
Под нормами понимаются правила
поведения, принятые в данном обществе
и усвоенные личностью, т. е. ставшие частью
её морали. В обществе также существуют
свои обычаи, традиции, этикет и общепринятые
формы поведения. Изучение и описание
личности с точки зрения традиционных
(культурных, национальных, религиозных
и т. п.) форм поведения, с позицией этикета
– также особенность социологической
теории личности.
- Фрейдизм,
психоанализ.
Возникновение
этого направления связано с
именем австрийского психиатра З.
Фрейда (1856 – 1939). Формирование фрейдизма
как концепции относится к началу XX века.
Широкое распространение
психоанализ получил после Первой
мировой войны, в 20 – е годы.
Ни одно направление не приобрело
столь громкую известность за пределами
психологии, как фрейдизм. Его идеи влияли
на искусство, литературу, медицину и другие
области науки, связанные с человеком.
В структуре
личности Фрейд обратил внимание
на бессознательное и превратил
его в объект исследования. Всё развитие
личности он выводил из двух врождённых
инстинктов: продолжения рода (степень
выраженности полового влечения – либидо)
и сохранения жизни (страх смерти). На их
стихийные и неконтролируемые проявления
общество накладывает табу (запрет). В
результате этого они вытесняются в сферу
бессознательного и сублимируются (замещаются)
разрешённой обществом деятельностью.
Фрейд сформулировал
психологическую концепцию, согласно
которой структура личности имеет
три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх
– Я». «Оно» - это собственно бессознательное,
включающее глубинные влечения, мотивы
и потребности. «Оно» насыщено сексуальной
энергией – «либидо». «Я» - сознание, а
«Сверх – Я» представлено как на сознательном,
так и на подсознательном уровнях. «Оно»
действует в соответствии с так называемым
принципом удовольствия. «Я» ориентируется
на принципы реальности, а «Сверх – Я»
руководствуется идеальными представлениями
– принятыми в обществе нормами морали
и ценностями. «Оно» является продуктом
унаследованного человеком от животных
биологического опыта. «Я» - это, как
правило, самосознание человека, восприятие
и оценка им самим собственной личности
и поведения. «Сверх – Я» - это итог воздействия
общества на сознание и подсознание человека,
принятия им норм и ценностей общественной
морали.
Основные
источники формирования «Сверх – Я»
личности – это родители, учителя, воспитатели,
другие люди, с которыми данный человек
вступал длительное общение и личные контакты
на протяжении жизни, а также произведения
литературы и искусства. Система жизненно
важных потребностей человека, которая
составляет содержание «Оно», постоянно
требует удовлетворения и бессознательно
направляет психологическую активность
человека, регулируя его психические процессы
и состояния.
Неосознаваемые
влечения, идущие от «Оно», чаще
всего находятся в состоянии конфликта
с тем, что содержится в «Сверх – Я», т.е.
с социальными и нравственными оценками
поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх
– Я» существуют постоянные и неизбежные
противоречия. Они решаются с помощью
«Я» - сознания, которое, действуя в соответствии
с принципом реальности, стремится разумно
примирить обе конфликтующие стороны
таким образом, чтобы влечение «Оно» были
в максимальной степени удовлетворены
и при этом не были нарушены нормы морали.
Если «Я» примет решение или совершит
действие в угоду «Оно», но в противовес
«Сверх – Я», то испытывает наказание
в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
«Сверх – Я» не пускает инстинкты в «Я»,
и тогда энергия этих инстинктов сублимируется,
воплощается в иных формах деятельности,
которые приемлемы для общества и человека
(творчество, искусство, общественная
и трудовая активность, в формах поведения:
во снах, описках, обмолвках, шутках, в
свободных ассоциациях, в особенностях
забывания). Если энергия «либидо» не находит
выхода, то будут у человека психические
болезни, нервозы, истерики, тоска.
Для спасения
от конфликта между «Я» и
«Оно» применяются человеком
средства психологической защиты.
Вот некоторые из них:
- Вытеснение, подавление
– непроизвольное устранение из сознания
недозволенных мыслей, чувств, желаний
в бессознательное «Оно»;
- Проекция – бессознательная
попытка избавиться от навязчивого желания,
идеи, приписав их другому лицу;
- Рационализация
– бессознательная попытка рационализировать,
обосновать абсурдную идею;
- Замещение – оно
выражается в частичном, косвенном удовлетворении
неприемлемого мотива каким – либо нравственно
доступным способом.
При недостаточной
выработке мер защиты возникает
невроз, в основе которого лежат,
по мнению Фрейда, психотравмирующие переживания
раннего детства, связанные с неосознаваемыми
и вытеснёнными влечениями ребёнка к родителям
противоположного пола (комплекс Эдипа
или Электры). Человек с позиции фрейдизма
изначально порочное, мучающееся, страдающее
существо, невротипичное и конфликтное.
Недостатком фрейдизма является полный
отрыв личности от социальных условий
её формирования, при увеличении роли
сексуальной сферы в жизни и психике человека,
человек понимается в основном как биологическое
сексуальное существо, которое находится
в состоянии непрерывной тайной войны
с обществом, заставляющим подавлять сексуальные
влечения.
Поэтому
даже его последователи, неофрейдисты
(неофрейдизм возник в конце
30 – х годов XX века), отталкиваясь
от основных постулатов Фрейда о бессознательности,
пошли по линии ограничения роли сексуальных
влечений в объяснении психики человека.
Бессознательное лишь наполнялось новым
содержанием: место нереализуемых сексуальных
влечений заняли стремление к власти вследствие
чувства неполноценности (Адлер), коллективное
бессознательное («архетипы»), выражаемое
в мифологии, религиозной символике, искусстве
и передаваемое по наследству (К. Юнг),
невозможность достичь гармонии с социальной
структурой общества и вызываемое этим
чувство одиночества (Э. Фромм) и другие
психоаналитические механизмы отторжения
личности от общества. Заслуга Фрейда
состоит в том, что он привлёк внимание
учёных к серьёзному изучению бессознательного
в психике, впервые выделил и стал изучать
внутренние конфликты личности человека.
- Гуманистическая
теория личности.
Гуманистическая
психология возникла как своеобразная
альтернатива тем концепциям, которые
полностью или частично отождествляли
психологию и поведение человека
и животных.