Основные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1.Биологическая теория личности………………………………………………..5
2.Социологическая теория личности…………………………………………….7
3.Фрейдизм, психоанализ……………………………………………………………….8
4.Гуманистическая теория личности……………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………………………13
Список использованных источников………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБ..docx

— 31.58 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Муромский институт (филиал)

Государственного  образовательного  учреждения

Высшего профессионального  образования

«Владимирский Государственный университет» 
 

      Факультет: Права и социальных технологий

      Кафедра: СГД  

      Контрольная работа 

По дисциплине «Психология» ______________________________________________________________

Тема: «Основные теории личности»_______________________________

      Руководитель

      Сафонова  Т. Н.___________

      ________________________

      (подпись) (дата)

  Студентка СРЗ-210________

      (группа)

                                                                                                            Серебренникова Е. А._______                   

                                                                                     __________________________

      (подпись) (дата)

      Муром 2010 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………………3

1.Биологическая  теория личности………………………………………………..5

2.Социологическая  теория личности…………………………………………….7

3.Фрейдизм, психоанализ……………………………………………………………….8

4.Гуманистическая  теория личности……………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………………………13

Список  использованных источников………………………………………………14

 

Введение.

   В психологической  науке категория личности относится  к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности.

   Но проблема  личности в психологии выступает  и как самостоятельная. И при  этом в разных планах изучается  различными отраслями психологической  науки. Важнейшая теоретическая  задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

  Психологи определяют  личность чаще всего как человека  в совокупности его социальных, приобретённых качеств. Это значит, что к числу личностных  не  относятся такие особенности  человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчёркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность  – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных  по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для  него самого и окружающих. В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера,  волевых качеств, эмоции и мотивации, социальных установок.

   Для более  полного изучения проблемы личности  рассмотрим наиболее известные психологические теории личности.

          

1.Биологическая  теория личности.

  Эта теория возникла  в XVII веке  и закрепилась в XIX веке под прямым влиянием на психологию и другие науки взглядов известного  английского  естествоиспытателя Ч. Дарвина. Обратив внимание на общие биологические корни у человека и у животных, Дарвин стимулировал поиски единых для животных и человека биологических основ поведения.

   Биологическая  теория личности видит её истоки  в органических потребностях и считает их главным фактором мотивации поведения, как человека, так и животных. Эта же теория в социальном поведении человека ищет аналогию с биологическим поведением животных, акцентируя внимание  на общих формах поведения у людей и высших животных. Оказывается, что у них есть общие потребности в пище, в воде, в продолжении рода, в стремлении к физическому комфорту, самосохранению и развитию. Утверждая, что, в конечном счете, ничего, кроме этого, в поведении человека не содержатся, а разница между им и животными состоит лишь в том, что свои органические потребности люди удовлетворяют по – другому, чем животные. Предполагается, что так понятая личность имеет врождённый, наследственный характер, что черты личности передаются человеку напрямую от его предков. Это касается способностей, характера человека, его потребностей и морали. Никакой принципиальной разницы между моралью человека и моралью животных биологическая теория личности не усматривает. Человек – это то -  же животное – вот одна из главных мыслей, отстаиваемых в этой теории.

   Многие виды  человеческого поведения – альтруизм,  агрессивность, полоролевое поведение, - имеют врождённый, наследуемый характер. И у человека, и у животных существуют аналоги такого поведения. Например, высшие животные, как и человек, любят своих детенышей, ведут стадный образ жизни, заботятся друг о друге, бывают иногда агрессивными.

   Биологическая  теория личности объявляет врождённым  неравенство людей по способностям, а социальная структура общества и отношения людей в её трактовке представляются аналогичными структуре и отношениям между  высшими животными. Действительно, наблюдая за жизнью стад человекообразных обезьян, учёные обнаружили, что между ними складываются почти такие же отношения, как в социальных группах между людьми. В каждом стаде есть свой вожак, похожий на лидера или руководителя среди людей. В стаде обезьян особь, приближённая к вожаку, пользуется такими же привилегиями, как человек среди людей, приближённых к руководителю или лидеру. Меняется власть в стаде, теряет свою силу вожак и, как следствие этого изменяется вся система отношений в стаде. Примерно то -  же самое происходит и среди людей  при перемене власти. Биологическая теория личности была особенно популярна среди учёных на рубеже XIX и XX веков, а затем постепенно была вытеснена социологической и гуманистической теориями.

 

 

  1. Социологическая теория личности.

Эта теория свои основные идеи позаимствовала из социологии и  социальной  психологии, где человек  рассматривается  и описывается  как часть и продукт общества. В нём, как в личности, выделяются такие качества, которые возникают под влиянием общества и обеспечивают его нормальную общественную жизнь. Одним из известных вариантов социологической теории личности стала теория ролей. Здесь личность предстала в тех социальных ролях, которые она выполняет в обществе, например, роли ребёнка, родителя, руководителя, учителя и т.п. Своеобразие в исполнении человеком типичных социальных  ролей характеризовалось как его личностная индивидуальность. Она включала в себя отношение человека к своим социальным ролям и его поведение в них.

   Будучи  членом  общества, человек в нём не  только исполняет различные роли, но в своём поведении руководствуется  определёнными социальными нормами.  Они входят в структуру личности. Под нормами  понимаются правила поведения, принятые в данном обществе и усвоенные личностью, т. е. ставшие частью её морали. В обществе также существуют свои обычаи, традиции, этикет и общепринятые формы поведения. Изучение и описание личности с точки зрения традиционных (культурных, национальных, религиозных и т. п.) форм поведения, с позицией этикета – также особенность социологической теории личности.

 

  1. Фрейдизм, психоанализ.

  Возникновение  этого направления связано с  именем австрийского психиатра З. Фрейда (1856 – 1939). Формирование фрейдизма как концепции относится к началу XX века.

  Широкое распространение  психоанализ получил после Первой  мировой войны, в 20 – е годы. Ни одно направление не приобрело  столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм. Его идеи влияли  на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.

   В структуре  личности Фрейд обратил внимание  на бессознательное и превратил его в объект исследования. Всё развитие личности он выводил из двух врождённых инстинктов: продолжения рода  (степень выраженности полового влечения – либидо) и сохранения жизни (страх смерти). На их стихийные и неконтролируемые  проявления общество накладывает табу (запрет). В результате этого они вытесняются в сферу бессознательного и сублимируются (замещаются) разрешённой обществом деятельностью.

   Фрейд сформулировал  психологическую концепцию, согласно  которой структура личности имеет  три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх – Я». «Оно»  - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Оно» насыщено сексуальной энергией – «либидо». «Я» - сознание, а «Сверх – Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принципы реальности, а «Сверх – Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями. «Оно» является продуктом унаследованного  человеком от животных биологического опыта. «Я»  - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной  личности и поведения. «Сверх – Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия  им норм и ценностей общественной морали.

    Основные источники формирования  «Сверх – Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства. Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения  и бессознательно направляет психологическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния.

    Неосознаваемые  влечения, идущие от «Оно», чаще  всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх – Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх – Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они решаются с помощью «Я» - сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечение «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх – Я», то испытывает наказание  в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх – Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная и трудовая активность, в формах поведения: во снах, описках, обмолвках, шутках, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, нервозы, истерики, тоска.

  Для спасения  от конфликта между «Я» и  «Оно» применяются человеком  средства психологической защиты. Вот некоторые из них:

  • Вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «Оно»;
  • Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав их другому лицу;
  • Рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею;
  • Замещение – оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким – либо нравственно доступным способом.

  При недостаточной  выработке мер защиты возникает  невроз, в основе которого лежат, по мнению Фрейда, психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытеснёнными влечениями ребёнка к родителям  противоположного пола (комплекс Эдипа или Электры). Человек с позиции фрейдизма изначально порочное, мучающееся, страдающее существо, невротипичное и конфликтное. Недостатком фрейдизма является полный отрыв личности от социальных условий её формирования, при увеличении роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое  находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

    Поэтому   даже его последователи, неофрейдисты (неофрейдизм возник в конце  30 – х годов XX века), отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим  чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлёк внимание учёных к серьёзному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

 

  1. Гуманистическая теория личности.

   Гуманистическая  психология возникла как своеобразная  альтернатива тем концепциям, которые  полностью или частично отождествляли  психологию и поведение человека  и животных.

Информация о работе Основные теории личности