Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:24, курсовая работа
За последние годы значение государственного долга Российской Федерации для ее экономики серьезно изменилось. Согласно данным отчетов об исполнении федерального бюджета, отношение объема госдолга РФ к объему ВВП сократилось с 49,0% на начало 2002 г. до 7,3 % на начало 2008 г. Прежде всего это связано с уменьшением государственного внешнего долга страны со 129,3 млрд до 44,9 млрд дол. При этом в общем объеме всех расходов государственного бюджета доля расходов на обслуживание долга уменьшилась с 17,5 % в 2001 г. до 2,2 % в 2007 г.
Работа по реструктуризации
долга по ГКО/ОФЗ велась параллельно
с переговорами по уточнению решения
проблемы «замороженного» долга. Итогом
переговоров явилось
Исключение было сделано для организаций, которым федеральными органами власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги. Они имели право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами, с уменьшением доли ОФЗ-ФД до 50%. Физические лица-резиденты, фонды обязательного медицинского страхования, страховые компании (в отношении средств обязательного медицинского страхования, государственного обязательного личного страхования) и некоммерческие организации имели право получить всю сумму погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежавших им облигаций. Часть денежных средств можно было инвестировать в новые выпуски ГКО с погашением в марте и июне 1999г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. [7] проведена новация облигаций внутреннего государственного облигационного займа третей серии, данные ОВГВЗ обменивались на облигации государственного валютного облигационного займа 1999г. (ОГВЗ) по номинальной стоимости в соотношении 1:1 и (или) на ОФЗ-ФК по номинальной стоимости, путем ее пересчета по курсу рубля к доллару США, установленному Банком России и составлявшему 26,2 рубля.
Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации [8] Единой системы управления государственным долгом Российской Федерации. Органическое воздействие внутреннего и внешнего долгов, обеспечение беспрепятственного их взаимного обеспечения на основе проведения единой долговой политики, единства планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволит:
- оптимизировать
сроки обращения, погашения и
доходности государственных
- минимизировать
неблагоприятные воздействия
- оптимизировать
бюджетные расходы на
- своевременно
и в полном объеме выполнять
обязательства перед
Оптимизация структуры
государственного долга на основе создания
эффективной системы управления
позволит укрепить доверие кредиторов
к Российскому государству как
надежному заемщику, обеспечит полноценное
и выгодное участие государства
на внутреннем финансовом рынке и
достойный выход в ближайшее
время на рынок внешних заимствований,
создаст более благоприятные
условия для продолжения
Хотелось бы
отметить каковы основные направления
в решении проблем
В процессе разработки бюджета на 2008-2010гг. встал вопрос о росте расходов на обслуживание внутреннего долга страны.
Было подчеркнуто то, что соответствующий рост расходов на обслуживание госдолга происходит на фоне роста негосударственного долга - увеличения заимствований компаний на внешних рынках. По данным Счетной палаты, негосударственный долг увеличился на конец 2006 года на 53 млрд. долларов - до 310 млрд. долларов.
В этой связи
было принято решение о
Как отметил Кудрин, в 2008 году превышение привлечения средств над погашением госдолга составит 0,5% ВВП, в 2009 году - 0,6% ВВП, в 2010 году - 0,7% ВВП [1].
«Это означает, что долг будет расти, но эти средства пойдут на финансирование текущих расходов бюджета», - пояснил министр [18].
Ранее Кудрин отмечал, что в 2008 году уровень государственного долга РФ будет самым низким за всю историю Российской Федерации - около 8,5% ВВП. Начиная с 2008 года, Россия будет постепенно наращивать государственный долг в основном за счет внутренних заимствований.
Кудрин подчеркнул, что это является взвешенной и разумной политикой. Минфин напоминает, что в 2008 году на эти цели запланировано выделить 56 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2007 году. В 2009 году планируется выделить 70 млрд. рублей, в 2010 году - 85 млрд. рублей.
Минфин Российской Федерации в 2008-2010гг. планирует привлечь на рынке государственных ценных бумаг 1,633 трлн. рублей [1]. Такие данные содержатся в материалах министерства. Так, в 2008г. планируется привлечь 463,299 млрд. рублей, в 2009г. - 496,733 млрд. рублей, в 2010г. - 673,265 млрд. рублей. Также за этот период планируется погасить долг по государственным ценным бумагам в объеме 343,115 млрд. рублей. Таким образом, объем чистого привлечения на рынке ценных бумаг в этот период составит 1,290 трлн. рублей. Так, в 2008г. будут погашены ценные бумаги на 94,225 млрд. рублей (чистое привлечение 369,044 млрд. рублей), в 2009г. - на 100,439 млрд. рублей (396,294 млрд. рублей), в 2010г. - на 148,421 млрд. рублей (524,844 млрд. рублей). В целом в 2008-2010гг. за счет внутренних источников финансирования планируется привлечь 1,768 трлн. рублей. Объем погашения за этот период составит 665,137 млрд. рублей. В том числе в 2008г. за счет всех внутренних источников будет привлечено 509,605 млрд. рублей, погашено - 181,035 млрд. рублей, в 2009г. - привлечено 541,16 млрд. рублей, погашено - 207,997 млрд. рублей, в 2010г. - привлечено 717,619 млрд. рублей, погашено - 276,105 млрд. рублей. Кроме того, в целом за три года запланировано исполнение государственных гарантий в объеме 39,556 млрд. рублей, в том числе в 2008г. - на 6,429 млрд. рублей, в 2009г. - 13,801 млрд. рублей, в 2010г. - 19,326 млрд. рублей. Задолженность по бюджетным ссудам и кредитам в 2008-2010гг. составит 19,92 млрд. рублей, в том числе в 2008г. - 6,055 млрд. рублей, в 2009г. - 6,77 млрд. рублей, в 2010г. - 7,096 млрд. рублей. При этом запланированы возвраты по бюджетным ссудам и кредитам на 56,737 млрд. рублей. Предоставлено же за это время будет 36,817 млрд. рублей ссуд и кредитов. За счет внешних источников финансирования за три года планируется привлечь 94,31 млрд. рублей, а погасить долги по ним на 457,952 млрд. рублей. В том числе в 2008г. за счет внешних источников будет привлечено 37,461 млрд. рублей, погашено - 193,227 млрд. рублей, в 2009г. - привлечено 28,175 млрд. рублей, погашено - 127,842 млрд. рублей, в 2010г. будет привлечено 28,675 млрд. рублей, погашено - 136,883 млрд. рублей. Во внешних источниках финансирования в 2008-2010гг. кредиты международных финансовых организаций составят 43,393 млрд. рублей, за это время будут погашены кредиты на 62,754 млрд. рублей. Кредиты правительств иностранных государство в 2008-2010гг. привлекать не планируется. Уже существующие кредиты будут погашены за это время на 79,777 млрд. рублей. Также Минфин в эту трехлетку не планирует выпускать еврооблигации, а уже находящиеся в обращении ценные бумаги будут погашены на сумму 171,111 млрд. рублей. Таким образом, в 2008-2010гг. за счет внутренних и внешних источников планируется привлечь 1,862 трлн. рублей, погашено по данным источникам будет 1,123 трлн. рублей.
Согласно проекту
долговой политики Минфина РФ на 2008-2010гг.
основной задачей министерства в
этой сфере в ближайшие годы будет
повышение ликвидности
Многое предстоит
сделать государству в части
более активного вовлечения в
орбиту государственного долга средств
мелких инвесторов, прежде всего населения,
удешевления и удлинения сроков
государственных заимствований, совершенствования
технологий выпуска и обращения
ценных бумаг государства, которые
совершают свои обороты вне системы
электронного рынка, ослабления зависимости
российского рынка
Однако уже сейчас можно выделить основные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.
Во-первых, безусловное
обслуживание обязательств и поддержание
высокого кредитного рейтинга. Для
получения инвестиционного
Во-вторых, долговременная
стратегия и эффективное
В-третьих, связь с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций. Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.
В-четвертых, обеспечение
прозрачности сделок по урегулированию
задолженности. Имеющаяся система
отчетности о государственном долге
отличается высокой степенью закрытости,
прежде всего для участников финансовых
рынков - потенциальных инвесторов
с точки зрения объема доступной
для них информации о наиболее
важных аспектах политики и операций
по управлению долгом. Между тем, прозрачность
режима принятия решений, четкость правил
и процедур осуществления операций
по управлению государственным долгом
способствует укреплению доверия кредиторов
и инвесторов к долговым обязательствам
государства. Это, в свою очередь, повышает
эффективность проводимых операций
по управлению государственными долговыми
обязательствами и в
Информация о работе Государственный долг и его влияние на экономическую безопасность