Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:24, курсовая работа
За последние годы значение государственного долга Российской Федерации для ее экономики серьезно изменилось. Согласно данным отчетов об исполнении федерального бюджета, отношение объема госдолга РФ к объему ВВП сократилось с 49,0% на начало 2002 г. до 7,3 % на начало 2008 г. Прежде всего это связано с уменьшением государственного внешнего долга страны со 129,3 млрд до 44,9 млрд дол. При этом в общем объеме всех расходов государственного бюджета доля расходов на обслуживание долга уменьшилась с 17,5 % в 2001 г. до 2,2 % в 2007 г.
По итогам 2008 года поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности, контролируемым ГТК России (налогу на добавленную стоимость на импортируемую продукцию, акцизам, таможенным пошлинам, включая авансовые платежи и залоги), составили 340490,9 млн. рублей, или 119,2 % от годового бюджетного назначения.
Фактором, обусловившим перевыполнение федерального бюджета по доходам от установленного задания, является продолжившийся рост экономики, сориентированной на экспорт. На увеличение налоговых доходов повлиял рост на международном рынке цен на газ, нефть и нефтепродукты, которые в отчетном году были выше, чем заложенные в расчетах при формировании федерального бюджета на 2008 год.
Годовое бюджетное назначение по сбору ввозных таможенных пошлин было уменьшено до 62497,7 млн. рублей (ранее установлено 87488,0 млн. рублей). Изменения показателя по доходам от ввозных таможенных пошлин были внесены из-за неоправданного завышения прогнозных показателей объема импорта из стран дальнего зарубежья.
В связи с ростом мировых цен на энергоносители неоднократно в течение отчетного года увеличивались ставки экспортных пошлин на нефть сырую и другие товары группы ТН ВЭД 27 (товарная номенклатура ВЭД 27) (постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 185, от 30 сентября 2000 г. № 732). Поступления вывозных таможенных пошлин по сравнению с 2007 годом возросли в 1,5 раза.
Наибольший удельный
вес в составе неналоговых
доходов прогнозировался по доходам
от внешнеэкономической
Основными составляющими
этих неналоговых доходов являются
таможенные сборы, а также доходы
по кредитным операциям. Фактические
поступления по подгруппе "Доходы
от внешнеэкономической
Поступления в федеральный бюджет от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке в отчетном году возросли по сравнению с 2007 годом в 3,4 раза и составили 45731,1 млн. рублей. Данные поступления учитываются в источниках внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
Расходы по разделу "Международная деятельность" в 2008 году составили сумму 19513,2 млн. рублей, и их выполнение от годового бюджетного назначения обеспечено на 34,8 процентов. По подразделу "Международное сотрудничество" выполнение обеспечено на 22,8 % и составило сумму 12259,3 млн. рублей. Даже с учетом проведенного уменьшения расходов выполнение назначений не обеспечено, и они составили 49,4 % и 41,7 % соответственно Контроль за внешнеэкономической и международной деятельностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/.
Полученный низкий
процент связан с ограничением в
отчетном году иностранных кредитных
ресурсов, предоставленных предприятиям,
с одновременным ростом погашения
предприятиями и организациями
задолженности перед
Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации
Под обслуживанием государственного (муниципального) долга, согласно БК РФ, понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконты, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента безвозмездно.
Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Минфином Российской Федерации, производится из федерального бюджета, заключенными с исполнительным органом субъекта Российской Федерации - из средств бюджета субъекта Российской Федерации, а с местной администрацией - из средств местного бюджета.
До 1993г. рынок
государственных ценных бумаг носил
ограниченный характер, на нем вяло
обращались некоторые долговые обязательства
бывшего СССР и российские бумаги.
Подлинное становление рынка
государственных облигаций
Этому предшествовали
следующие меры. В первую очередь
отметим утвержденное правительством
РСФСР постановление
Среди фактических
шагов следует выделить подготовку
и размещение во второй половине 1991г.
облигаций 8,5 процентного займа Российской
Федерации с трехлетним сроком обращения.
В ходе экспериментального аукциона,
проведенного Банком России, были опробованы
новые технологии выпуска и размещения:
безбумажная форма облигаций, аукционный
сбор заявок, определение цены реализации
на основе конкуренции ценовых
Опыт этого
аукциона показал, что для создания
широкого рынка государственных
долговых обязательств необходим наряду
с совершенствованием нормативно-правовой
базы формирование государственной (коммерческой)
сети организаций, прежде всего из числа
банков, осуществляющих роль организаторов-посредников
рынка между эмитентом и
В августе 1992г. Банк Росси начал постоянную торговлю облигациями Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991г. Этот тридцатилетний заем стал первым контролируемым Банком России займом.
Целый год, с
мая 1992г. шла работа по реализации проекта
организации выпуска и
В его основе
лежит передовая электронная
технология, в которой торговля ведется
на компьютерах, а сделки при совпадении
цен заявок на покупку и продажу
ГКО осуществляются автоматически.
Сначала торги велись только на ММВБ.
В 1995г. к системе подключились первые
региональные площадки - Новосибирск
и Санкт-Петербург. В 1996г. завершен первый
этап по созданию единого электронного
финансового рынка России. В июне
1995г. на электронный рынок
После президентских выборов, состоявшихся в июне 1996г., рынок ГКО/ОФЗ характеризовался стабильным поступательным развитием. Правительство Российской Федерации на основе стабилизации количественных параметров рынка добилось существенного достижения уровня доходности государственных ценных бумаг. Эта тенденция продолжилась и в 1997г. вплоть до известных потрясений на международных финансовых рынках второй половины октября.
В сентябре 1995г.
на финансовом рынке появились облигации
государственного сберегательного
займа, нашедшего признание у
инвесторов. С выходом этого займа
население получило надежное доходное
средство защиты своих сбережений от
инфляции. В июне 1996г. утверждены условия
выпуска и обращения облигаций
федерального займа с постоянным
купонным доходом. На рынке они обращаются
только с 1997г., поскольку в 1996г. весь
выпуск был купле Банком России.
С 1997г. функционируют облигации
В рассматриваемый период появились и вышли из обращения золотые сертификаты 1993г., казначейские векселя и казначейские обязательства 1994г., продолжают обращаться векселя министерства финансов Российской Федерации.
До середины
1996г. участие нерезидентов на рынке
ГКО было незначительным, поскольку
сохранялись существенные ограничения
на их деятельность. С 15 августа иностранные
инвесторы стали работать по новым
правилам. Нерезиденты получили право
осуществлять свои операции на первичном
и вторичном рынке ГКО/ОФЗ
Признаки экономической
стабилизации (в 1997г. впервые за годы
реформ в России не наблюдалось падение
ВВП, до 11% снизились темпы инфляции)
и широкое участие нерезидентов
на рынке ГКО/ОФЗ предопределили
достижение некоторых успехов на
рынке внутреннего долга: значительно
уменьшилась стоимость
Однако последовавшее
падение мировых цен на энергоносители,
составляющие основу российского экспорта,
и длительный период политической неопределенности,
последовавший за отставкой правительства
в марте 1998г., серьезно отразились на
состоянии государственных
Объявление дефолта
совмещено с проведением
В январе 1999г. возобновлен весь спектр операций с государственными ценными бумагами на финансовом рынке, но их количественные параметры существенно ниже первой волны 1998г. Торги на вторичном рынке ГКО/ОФЗ возобновились с 15.01.1999г. по неструктурированным ОФЗ-ПД, а с 28.01.1999г. - по облигациям, выпущенным в ходе новаций. В целях возврата доверия иностранных инвесторов в декабре 1999г. были размещены три выпуска ГКО на общую сумму 4,2 млрд. рублей по номиналу. Средства от погашения этих бумаг нерезиденты могли свободно репатриировать.
В целом внутренний рынок государственного долга в 1999г. характеризовался осторожностью инвесторов, низкой ликвидностью и высокой доходностью облигаций государства. Некоторое оживление в деятельности рынка началось в четвертом квартале 1999г.
По завершении
основного этапа
В 2000-2001гг. была продолжена жесткая политика государственных заимствований. В частности, в 2001г. Минфин России стремился к размещению ГКО/ОФЗ в объемах, несколько превышавших объемы погашаемых бумаг. На этой основе в начале года сохранялся понижательный тренд аукционной доходности (затем этот показатель стабилизировался), возрастала срочность размещаемых облигаций, появились тенденции к выравниванию доходности долговых инструментов с различным сроком погашения, сокращалась доля нерезидентов в рыночном портфеле ГКО/ОФЗ (продолжался контролируемый российским государством вывод средств нерезидентов данного сегмента долгового рынка), Минфин России возобновил практику доразмещения облигаций и начал практиковать досрочный выкуп инструментов в целях уменьшения объема внутреннего долга и сглаживания платежного графика. В результате абсолютный и относительный государственный внутренний долг сократился за год еще на 23,9 млрд. рублей [15].
Итогом такой
политики стало восстановление рынка
внутреннего долга и
Тенденции к
сжатию объемов внутреннего долга
была преодолена в 2002г. на основе перехода
к умеренно-жесткой долговой политике
- за год долг увеличился на 17,7%. В
целом рынок внутренних заимствований
развивался под сильным воздействием
двух факторов. Во-первых, в связи
с неблагоприятными условиями внешних
заимствований (внутренняя норма доходности
валютных облигаций на 10 процентных
пунктов превышала аналогичный
показатель по ГКО/ОФЗ) было принято
решение о замещении их внутренними
займами. Во-вторых, на рынок государственного
долга вышли значительные средства
Пенсионного фонда Российской Федерации
в виде страховых взносов на финансирование
накопительной части трудовой пенсии
из свободных резервных средств.
Правительство Российской Федерации
дважды вносило изменения в
Информация о работе Государственный долг и его влияние на экономическую безопасность