Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:24, курсовая работа
За последние годы значение государственного долга Российской Федерации для ее экономики серьезно изменилось. Согласно данным отчетов об исполнении федерального бюджета, отношение объема госдолга РФ к объему ВВП сократилось с 49,0% на начало 2002 г. до 7,3 % на начало 2008 г. Прежде всего это связано с уменьшением государственного внешнего долга страны со 129,3 млрд до 44,9 млрд дол. При этом в общем объеме всех расходов государственного бюджета доля расходов на обслуживание долга уменьшилась с 17,5 % в 2001 г. до 2,2 % в 2007 г.
В 2002г. сохранилась позитивная тенденция снижения доходности ГКО/ОФЗ: за год индикатор рыночного портфеля этих обязательств (по методологии Банка России) понизился с 14,5% до 13,5% годовых. Во второй половине года, впервые после августа 1998г. были выпущены долгосрочные облигации. Возросла ликвидность государственных бумаг. Реальная доходность операций по ГКО/ОФЗ была положительной и сложилась за год на уровне 4,35% годовых.
В 2003г. усилилась тенденция к перераспределению инвестиционных потоков в пользу рублевых. Государственные ценные бумаги все более воспринимались как один из новых объектов среднесрочного, а зачастую и долгосрочного вложения средств. Повышенный спрос предъявлялся на облигации федерального займа с амортизированным доходом. Эти процессы сопровождались дальнейшим снижением доходности по операциям с ГКО/ОФЗ для инвесторов (что совсем не сказалось на инвестиционной привлекательности государственных финансовых инструментов).
В марте 2003г. Банк России впервые после августа 1998г. получил возможность проведения операций по продаже федеральных облигаций и из собственного портфеля и от своего имени. Это стало осуществимым в результате обмена Минфином России части портфеля облигаций Центробанка Российской Федерации на ОФЗ-АД с хорошими рыночными характеристиками. На этой основе произошло реальное разделение ответственности на рынке долговых обязательств: Минфин России отвечает за финансирование бюджетных расходов в части привлечения источников финансирования бюджетного дефицита, Банк России операциями на рынке государственного долга, регулируя денежное обращение в стране.
Углубление разделения
ответственности продолжалось в 2004-2005гг.
Это делалось на основе сокращения
Минфином Росси объема краткосрочных
заимствований и передачи Центральному
банку Российской Федерации права
удовлетворения потребности в краткосрочных
инструментах в случаях увеличения
рублевого предложения
Следует отметить, что в 2004-2005гг. наблюдалось дальнейшее расширение рынка государственного внутреннего долга - только в 2004г. внутренняя задолженность, выраженная в государственных облигациях, увеличилась на 14,0% за счет ОФЗ-АД. При этом неуклонно возрастал удельный вес облигаций федеральных займов с отдаленным сроком погашения: 2008,2010, 2012 и 2018 годах. Принимались меры к повышению ликвидности рынка для этого активно размещались облигации с высоким купонным доходом и имитировались пользующиеся повышенным спросом ОФЗ-АД (см. Приложение 4,5,6,7).
Реализация такой долговой политики не замедлила сказаться на увеличении доли рыночной составляющей внутреннего долга России.
Резюмируя сказанное, следует отметить что российский рынок государственных ценных бумаг относится к числу развивающихся рынков. Его дальнейшая динамика будет связана с совершенствованием нормативной базы, институциональным развитием рынка, формированием единой системы управления государственным внутренним долгом.
Анализ обслуживания и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации
Провозгласив
государственную независимость
в 1991г., Российская Федерация не утратила
доступа к внешним источникам
государственных заимствований. Однако
структура заимствований
Советский Союз
не являлся членом межправительственных
валютно-кредитных организаций
Как и СССР, Россия активно привлекает коммерческие кредиты иностранных банков и фирм, гарантированные или застрахованные правительствами стран-кредиторов или уполномоченными ими институтами. Проявляя доверие к проводимой Россией политике демократических и рыночных преобразований, все большее число стран выражает готовность к предоставлению государственных гарантий по привлекаемым ею заимствованиям. Россия использует и межправительственные займы. На долю этой части задолженности (ее называют официальной) сейчас приходится почти 45% российского внешнего долга.
Основным нашим кредитором является Германия. На ее долю приходится боле 1/3 официальной задолженности Российской Федерации. Далее с большим отрывом следуют Италия, Япония, США, Франция, Австрия и другие государства [18].
До недавнего
времени Россия мало использовала негарантированные
правительственными структурами кредиты
иностранных фирм-поставщиков
Ситуацию в данной области переломили заявление Правительства Российской Федерации от 27.09.1994г. «О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами» [17], практические шаги по реализации его положений и подписание в апреле 1996г. Соглашения с Парижским клубом о всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. На 01.01.1997г. неофициальная коммерческая задолженность России по собственным долгам составила 1,0 млрд. долларов, увеличившись в течение 1997г. до 5,8 млрд. долларов. На 01.01.2000г. на долю советской и российской неофициальной задолженности приходилось почти 24% внешнего долга России.
Достижение договоренности
с кредиторами Лондонского
В ноябре 1996г. Минфин Российской Федерации сделал принципиально новый шаг по овладению международным рынком капитала, удачно разместив первый транш еврооблигаций. Во многом это стало возможным благодаря присвоению России относительно высоких рейтингов кредитоспособности тремя ведущими зарубежными рейтинговыми агентствами - Mooby's, Standard & Poor's, IBCA.
С появлением еврооблигаций
Минфина Российской Федерации сформировался
и успешно функционировал до летнего
кризиса 1998г. новый сегмент рынка
федеральных внешних займов. Он дополнил
уже сложившиеся сегменты рынка:
долговые обязательства Внешэкономбанка,
облигации внутреннего
Таким образом,
с выходом еврооблигаций
Для бесперебойного функционирования рынка внешних долгов России взаимосвязи между ее правительством и инвесторами осуществляет широкая сеть организаторов и посредников. С российской стороны наиболее важные функции выполняют Правительственная комиссия по государственному внешнему долгу и государственным активам Российской Федерации, Минфин Российской Федерации, Банк России, Внешэкономбанк, Внешторгбанк Российской Федерации, Российский финансово-банковский союз, российские уполномоченные банки.
Вопросы официальной российской задолженности решаются в рамках Парижского клуба стран-кредиторов и на двусторонних переговорах.
Все расчеты с иностранными агентами и кредиторами Правительства Российской Федерации проходят через Внешэкономбанк. Это делается в соответствии с возложенной на ВЭБ функцией агента Правительства России по управлению государственным внешним долгом и внешними долговыми активами. Работая в этом направлении, Внешэкономбанк, в частности, по поручению Министерства Российской Федерации осуществляет платежи в счет погашения и обслуживания долга, при проведении реструктуризаций и новаций по внешнему долгу осуществляет обмен одних долговых инструментов на другие, участвует в подготовке и подписании межправительственных соглашений по долговым вопросам, принимает участие в разработке валютно-финансовых условий контрактов на поставку товаров в счет погашения российской задолженности, обслуживает привлечение иностранных связанных кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, ведет учет внешнего долга в разрезе отдельных категорий кредиторов, является головным депозитарием по облигациям государственного валютного займа 1999г. и обслуживает их вторичный рынок. Многогранную деятельность агента Правительства Российской Федерации по обслуживанию государственного внешнего долга и внешних долговых активов Внешэкономбанк осуществляет, в частности, через сеть своих зарубежных и российских представительств.
Кризис государственных финансов, до предела обострившийся летом 1998г., не обошел стороной и рынок государственного внешнего долга. И после 17.08.1998г. Правительство Российской Федерации продолжало обслуживать внешнюю задолженность, однако котировки российских бумаг на иностранных рынках упали до критического уровня: осенью 1998г. еврооблигации опускались до 20% их номинальной стоимости, а котировки некоторых других видов российских бумаг - даже до 6%. В результате долгового кризиса 1998г. мировые финансовые рынки оказались закрытыми для новых выпусков еврооблигаций России [16].
Сократились возможности внешних заимствований и по линии международных финансовых организаций. В 1999г. они предоставляли средства по ранее открытым кредитным линиям и заключенным соглашениям: кредитная линия Stand-by, второй угольный заем, третий заем на структурную перестройку экономики, инвестиционные кредиты. Несколько лучше обстояло дело с получением связанных кредитов, предоставляемых правительствами иностранных государств, иностранными банками и фирмами. В 1999г. связанных кредитов было получено на сумму 1,2 млрд. долларов при плане 0,7 млрд. долларов. Но эти средства Правительство Российской Федерации не имело возможности направить на решение своих финансовых проблем, поскольку целью предоставления связанных кредитов было создание финансовых условий для более успешного продвижения экспортных товаров и услуг на российский рынок.
Ввиду невозможности
получения новых заимствований
на одних сегментах рынка
В 2000г. рынок российских валютных облигаций находился под воздействием двух основных благоприятных факторов: устойчивость макроэкономической ситуации и успешное завершение переговоров с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации платежей по выпущенным в 1997г. облигациям. Почти все старые облигации были предъявлены к обмену на новые еврооблигации Российской Федерации со сроками погашения в 2006-2010гг. и 2007-2030гг. В результате в первые восемь месяцев наблюдался заметный рост котировок российских валютных облигаций, сменившийся затем небольшой коррекцией индикаторов: доходность по наиболее популярным выпускам еврооблигаций упала с 20% годовых в 1999г. до 13-14% годовых в августе 2000г.
Основными факторами, оказывающими благоприятное воздействие на динамику рынка валютных облигаций России в 2001г., явились стабильность внутренней макроэкономической ситуации, четкое исполнение Правительством Российской Федерации графиков платежей по внешнему долгу, рост золотовалютных резервов страны, высокая конъюнктура мирового рынка энергоносителей, заметным поставщиком которых является Россия, повышение международными рейтинговыми агентствами рейтингов всех серий облигаций государственных валютных заимствований и еврооблигаций Российской Федерации.
В 2001г. на рынке обращались пять серий облигаций государственных валютных займов номинальной стоимостью 10,8 млрд. долларов США, выпущенных в 1993,1996 и 1999 годах. По всем сериям облигаций наблюдалась устойчивая повышательная динамика котировок. Благоприятные условия сложились и вокруг всех одиннадцати выпусков еврооблигаций Российской Федерации, эмитированных Минфином Российской Федерации в 1996-2000гг. на общую сумму 36,4 млрд. долларов: сначала года котировки неуклонно росли, а доходность на конец октября 2001г. составляла 6-13%.
Крайне нерациональная
структура российского долга (на
начало 2002г. на долю внешнего долга
в совокупном долге страны приходилось
88%, то есть внешний долг в 7,3 раза превышал
внутреннюю задолженность государства),
относительно комфортные условия заимствований
на внутреннем долговом рынке по сравнению
с условиями заимствований на
внешнем рынке, накопление значительных
бюджетных резервов для обеспечения
безболезненных расчетов с иностранными
кредиторами позволили
Информация о работе Государственный долг и его влияние на экономическую безопасность