Государственный долг и его влияние на экономическую безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

За последние годы значение государственного долга Российской Федерации для ее экономики серьезно изменилось. Согласно данным отчетов об исполнении федерального бюджета, отношение объема госдолга РФ к объему ВВП сократилось с 49,0% на начало 2002 г. до 7,3 % на начало 2008 г. Прежде всего это связано с уменьшением государственного внешнего долга страны со 129,3 млрд до 44,9 млрд дол. При этом в общем объеме всех расходов государственного бюджета доля расходов на обслуживание долга уменьшилась с 17,5 % в 2001 г. до 2,2 % в 2007 г.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 128.62 Кб (Скачать)

Также существует использованный национальный доход, который  равен разности между национальным доходом и потерями, связанными со стихийными бедствиями, ущербом при  хранении и пр., а также за минусом  внешнеторгового сальдо.

Вышеупомянутый  личный доход также относится  к макроэкономическим показателям  экономической безопасности страны, и является фактически полученным домохозяйствами  доходом.

Однако и личный доход еще не выступает точной величиной дохода, которым распоряжаются  домохозяйства. Ведь из личного дохода требуется уплатить индивидуальные налоги. В силу этого измеряют и  доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Его называют личным располагаемым доходом (ЛРД). Этот доход  после уплаты индивидуальных налогов, которыми располагают домохозяйства, располагают в окончательном  виде. Он направляется на потребления  и сбережения.

Такая структура  личного располагаемого дохода обусловлена  тем, что гражданин в условиях рыночного хозяйства выполняет  две основных функции – потребителя  и инвестора (он вкладывает свои сбережения в развитие имущественных компонентов  домохозяйств и фирм, а в этом последнем случае – с целью  получения доходов).  

2.2. Связь государственного  долга и экономической  безопасности.

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической  его независимости.

Под государственным  долгом понимаются обязательства, возникающие  из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих  лиц .

Первое основание  возникновения государственного долга  – это государственные и муниципальные  заимствования, с помощью которых  обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

Вторым основанием формирования государственного долга  Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные  соглашения и договоры, которые могут  заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

Третьим основанием выступает предоставление государственных  гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения  обязательств за других заемщиков.

Четвертым основанием являются факты, когда государство  или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе  названы соглашения и договоры (в  том числе международные), заключенные  от имени Российской Федерации или  субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации  или субъекта РФ прошлых лет.

Для государства  на федеральном и региональном уровнях  возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

Критерием разграничения  долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

Любое государство  в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.

По структуре  государственный долг РФ состоит  из нескольких групп долговых обязательств:

· задолженности  владельцам ГКО-ОФЗ (около 160 млрд. рублей);

· задолженности  Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей);

· задолженности, появившейся вследствие взятого  на себя государством обязательства  по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей [3]);

· внешней задолженности  бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 100 млрд. долларов США);

· вновь возникшая  задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями  и фирмами (более 50 млрд. долл.).

Таким образом, внешний долг России составляет в  настоящее время более 150 миллиардов долларов. Для сравнения Бразилия в настоящее время имеет 228 миллиардов долларов. Однако внутренний валовой  продукт Бразилии составляет 800 миллиардов долларов, России – 400 миллиардов долларов.

Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный  кодекс устанавливает при этом порядок  определения количественных пределов таких обязательств и порядок  их выполнения.

Для федерального уровня долговых обязательств государства  Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего  долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований  на очередной финансовый год. Указанные  предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней  бюджетной системы. На федеральном  уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований  устанавливаются федеральным законом  о бюджете на очередной год, в  котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

Так, Федеральным  законом от 22 февраля 1999 г. "О федеральном  бюджете на 1999 год" устанавливается  верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации на 1 января 2000 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 648,3 млрд. рублей, по целевым долговым обязательствам Российской Федерации - в сумме 30 млрд. долговых рублей. При этом Правительство  РФ наделяется правом определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию  в объеме, не приводящем к превышению указанного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

В дополнение к  вышеназванному общему правилу для  федерального уровня государства Бюджетным  кодексом устанавливается, что предельный объем государственных внешних  заимствований Российской Федерации  не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и погашению  государственного внешнего долга Российской Федерации. Это делается с целью  недопущения неограниченного роста  долговой зависимости государства  от внешних кредиторов. В данном случае фактически устанавливаются  не пределы самого долга, а пределы  заимствований, посредством которых  и создается внешний долг.  

1.Карелин О.В. Регулирование  международных кредитных отношений  России.

2. Белов Д.В. и др. Государственные финансы в экономической политике.

3. Г.Б. Поляка. Бюджетная система России.

Глава 3   Анализ динамики и структуры государственного долга в Российской Федерации .

3.1.    Особенности формирования государственного долга в современной России

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется  государственный долг. Увеличение долга  происходит в результате капитализации  процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

В настоящих  условиях государственный долг находится  в центре экономических проблем  страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории  и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга ложно выделить следующие основные аспекты: структура  и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и  реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что  государство может и должно брать  в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны  кредиторов -- как физических, так и юридических лиц.

Практически в  эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный  долг не является ключевой проблемой  развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся  экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в  том числе государственных.

Однако госдолг  растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Актуальность  данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных  условиях Россия и ее субъекты активно  пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в  условиях текущего финансового кризиса.

Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов  классиков, среди которых можно  выделить Д.Рикардо, Ж.-Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.

Поэтому, целью  нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение  понятиям «государственный долг», «государственный займ»;

определить особенности  внутренних и внешних займов как  наиболее быстро развивающегося способа  заимствований;

определить принципы управления государственным долгом;

проанализировать  современную ситуацию на рынке внешних  и внутренних заимствований.

В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующий вид расходов - это осуществление  международной деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми  организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации  в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении  федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год)Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г..

Работа направления  по контролю за внешнеэкономической  и международной деятельностью  осуществлялась в соответствии с  планом работы и решениями Коллегии Счетной палаты.

В целом в 2008 году был осуществлен контроль за 33,7 % от общей величины доходов и 4,6 % расходов, которые установлены  Федеральным законом «О федеральным  бюджете на 2008 год» (с учетом Федерального закона "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон  «О федеральном бюджете на 2008 год" в связи с получением дополнительных доходов»). Удельный вес расходов, установленных федеральным бюджетом без вычетов сумм погашения государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией правительствам иностранных государств, и возврата предприятиями и организациями иностранных кредитных ресурсов, предоставляемых Российской Федерации, которые по принятой методике учитываются со знаком "минус", составляет 13,1 % от общей величины расходовКонтроль за внешнеэкономической и международной деятельностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на экономическую безопасность