Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:53, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Стабилизация динамики внутреннего долга позволила денежным властям сосредоточиться на реализации одной из приоритетных задач политики управления этим долгом, а именно – удлинением сроков до погашения гос. Облигаций.. Путем общего снижения процентных ставок Министерству Финансов удалось выровнять временную структуру доходности. К октябрю 1997 года внутренний долг, оформленный в ГКО-ОФЗ и облигации сберегательного займа достиг 12,5-13%. Это примерно соответствует 3/5 общего значения внутреннего долга, включающего задолженность ЦБР, государственные гарантии и другие обязательства.
В течение последних 5 лет рынок Государственных Краткосрочных облигаци1 и Облигаций Федерального Займа являлся главным элементом всего финансового рынка. Высокая инвестиционная привлекательность рынка ГКО-ОФЗ объяснялась следующим:
Неправильное
регулирование Министерством
В ближайшие 2-3 года принципиальными задачами фискальной политики являются: проведение налоговой реформы, сокращение неэффективных бюджетных расходов и увеличение социальных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста ( на науку, образование, медицину). Решить эти задачи без значительных социально-политических издержек можно лишь при условии поддержания определенного уровня финансирования бюджетной сферы.
Политика
сокращения государственного долга
путем недофинансирования бюджетной
сферы сопряжена с неоправданно
высокими социальными издержками. В
условиях же начинающегося экономического
подъема можно осторожно
С
точки зрения долгосрочной стратегии
управления государственным долгом
можно применить временную
Минимизация текущей стоимости обслуживания гос. Долга предполагает, что доходности качественно однородных обязательств не должны значительно различаться. Если какая-то бумага обеспечивает относительную экономию для бюджета, то следует расширять ее эмиссию, и наоборот, изымать из обращения невыгодные выпуски.
Внешний государственный долг – это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению к другим. Внешний гос. Долг должен быть погашен в определенный срок. Его погашение осуществляется свободно конвертируемой валютой.
В период с 1999 по 2010 гг платежи по погашению и обслуживанию гос. Внешнего долга при действующих ныне условиях кредитных соглашений должны составить ежегодно 14-19 млрд. долларов. В ближайшие 12 лет предстоит выплатить 70% суммы основного долга и примерно на ту же сумму – процентов. Львиную долю Российских обязательств составляют Советские долги – 103 млрд. дол.
При огромных изъятиях из национальных сбережений лишь половина расходуемых сумм будет направляться на погашение основного долга, т.е. на возврат средств , действительно полученных бывшим СССР и Россией, другая половина – это процентные платежи. Российское правительство пытается убедить кредиторов простить России хоть и самую большую, но и самую безнадежную часть долгов – долги СССР.
Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста – 4-5% в год. Увеличение же сейчас затрат на погашение внешних долгов будет означать, что заметный рост российской экономики начнется еще на 3-4 года позже.
Анализ платежеспособности России на среднесрочную перспективу, показывает, что в течение 3-5 лет федеральный бюджет будет оставаться единственным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга. Но его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за дефицита валюты при сокращении негативных тенденций в динамике выручки от экспорта и увеличении валютных обязательств частного сектора. Надеятся же на зарубежные займы можно лишь после того, как Россия покажет твердые намерения рассчитаться по своим долгам. Восстановить доверие инвесторов и кредиторов возможно при выполнении следующих условий:
Основные элементы запроса России по урегулированию внешнего долга:
Основные схемы реструктуризации внешних долгов:
Если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, т.к. дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам.
Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золото-валютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке.
Основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств.
Предоставление
кредиторам права продажи долгов
с дисконтом за национальную валюту,
на которую впоследствии можно приобрести
акции национальных компаний.
2.3.Причины возникновения государственного долга.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Государственный долг — это сумма долга Федерального правительства населению. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.
Задолженность правительства представляет собой обещание уплатить этот долг в будущем. Здесь возникает вполне естественный вопрос: а сможет ли правительство оплатить в будущем свои долги, и если да, то каким образом оно будет это делать? Весьма популярной является точка зрения, согласно которой государственный долг — это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает потому, что долги правительства США, в конечном счете, являются долгами американских налогоплательщиков. Однако на этом уровне вряд ли есть повод для серьезного беспокойства. Государственный долг является в большей своей части долгом, который мы должны самим себе. Все американцы, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему. Любые выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь уплату самим себе процентов либо суммы долга. На основе подобного подхода долг сводится на нет, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам.
Имеются две основные причины того, почему государственный долг может стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государственного долга может сократить запас капитала в экономике. Тот, кто владеет облигациями США или казначейскими векселями, мог бы вместо этого вложить свои средства в покупку акций или предоставление займов фирмам, финансируя тем самым их инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала потенциальный выпуск продукции будет меньше, чем он мог бы быть в противном случае. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем.
Вторая
причина возможного беспокойства по
поводу наличия в экономике
Кроме того, правительство, добывая необходимые ему суммы путем увеличения налогов, может столкнуться с разного рода политическими осложнениями. В этом случае может возникнуть порочный круг. Если долг велик, то, следовательно, и процентные платежи являются достаточно высокими. Однако именно из-за того, что процентные платежи высоки, правительство, чтобы их выплачивать, будет вынуждено прибегать к новым займам. А это означает дальнейшее нарастание государственного долга.
В действительности существует альтернативный источник финансирования: для финансирования бюджетного дефицита правительство может просто печатать деньги. Вероятно, именно возможность того, что огромный государственный долг и ставший привычным дефицит бюджета, в конечном счете, приведут к печатанию дополнительного количества денег, а следовательно, к инфляции, и является основной причиной широко распространенных страхов по поводу существования бюджетного дефицита.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако
именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству
Информация о работе Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит, государственный долг