Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит, государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

1Государственный бюджет.doc

— 168.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Рис.1. Роль бюджета в  перераспределении 
валового национального продукта

     Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

    Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Бюджетное устройство — организация бюджетной системы, принципы ее построения.

    Звеньями  бюджетной системы являются: федеральный  бюджет;

    региональные  бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

    бюджеты местных административно-территориальных образований – районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

    Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2.

    

      
 
 

     Рис. 2  Схема консолидированного

бюджета Российской Федерации. 

  На  рис. 3 представлена структура консолидированного бюджета области, который (как и консолидированные бюджеты других субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации.

  Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий  перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:

  • единства;

  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

  • самостоятельности бюджетов;

  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • сбалансированности бюджета;

  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;

  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

  • гласности;

  • достоверности бюджета;

  • адресности и целевого характера бюджетных средств. 
 
 

  

    

1. Областной бюджет
    2. Бюджеты городов областного подчинения,  
в т.ч. областного центра
  3. Бюджеты районов области

    

2.1.Городские бюджеты     2.2. Бюджеты городских районов   3.1. Районные бюджеты   3.2. Бюджеты городов районного подчинения   3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты
 

Рис.3. Структура консолидированного

бюджета области. 

      Бюджет  любого  уровня  представляет  собой  централизованный  фонд  денежных ресурсов,  которыми  располагает и распоряжается правительство страны  или администрация конкретной  территории.

      К  бюджетам  территории  относятся:  бюджеты  крупных  регионов  -  штатов,  земель,  департаментов;  бюджеты  местных  органов  управления  -  городов,  графств,  районов  и  т.  д.

      Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта  и  его  расходы.

      Расходы  показывают  направление  и  цели  бюджетных  ассигнований.  По  своей  структуре  расходные  статьи,  например  государства,  подразделяются  на  расходы  по  государственному  управлению,  на  военные  расходы,  расходы  на  социально-экономические  цели,  расходы  на  хозяйственную  деятельность  государства,  расходы  на  осуществление  внешнеэкономической  деятельности.

      Государственные  финансы,  в  которые  входят  бюджеты  центрального  правительства,  местных  органов  власти  всех  уровней,  а  в  ряде  стран  и  некоторые   внебюджетные  фонды,  -  важнейшая  составная  часть  хозяйственного  механизма  развитых  стран.  Это  тот  рычаг,  с  помощью  которого  правительство  оказывает  огромное  воздействие  на  весь  процесс  производства  и  распределения.  Бюджетная  система  выполняет  при  этом  три  функции:

  1. фискальную  -  через  изъятие  налогов  обеспечивает  необходимые  ресурсы  для  правительственной  деятельности,  то  есть  для  покрытия  расходов  на  военные,  экономические  и  социальные  программы,  а  также  на  существование  аппарата  управления;
  2. экономического  регулирования  -  налоги  и  расходы  используются  как  рычаги  управления  хозяйственной  деятельностью  и  осуществления  определённых  целей  экономической  политики  (стабилизации  экономики,  стимулирования  её  роста,  структурных  сдвигов  и  т.  п.);
  3. выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения  доходов,  благодаря  прогрессивной  системе  налогообложения  и  системе  трансфертных  платежей,  мало  обеспеченным  и  безработным  гражданам,  инвалидам,  детям,  отсталым  регионам  и  т.  п.

      Главная  особенность  стран  с  рыночной  экономикой  состоит  в    том,  что  с  помощью  бюджета  финансируются  по  преимуществу  только  те  общественные  потребности  или  сферы  народного  хозяйства,  где  частное  предпринимательство  и рыночные  отношения не  работают  или работают  плохо,  а также те  сферы,  где требуется защита  интересов отдельных слоёв общества  или населения в целом.

      Бюджетные  расходы  идут  на  такие  основные  статьи,  как:  содержание  вооружённых  сил  и  государственного  аппарата;  финансирование  социальной  инфраструктуры  (социальное  обеспечение,  здравоохранение,  просвещение,  наука  и  пр.);  финансирование  хозяйства;  выплата  процентов  по  государственному  долгу.

      Соотношение  между  этими  глобальными  категориями  определяется  многими  факторами:  социальной  и  экономической  структурой  в  конкретной  стране,  долей  государственного  сектора,  историческими  и  политическими  традициями,  общей  стратегией  регулирования  экономики. Бюджет – роспись денежных расходов и доходов, составляемая для государственных органов управления, предприятий, семей или отдельного лица.

      Приходная и расходная части содержат указания на источники поступления, направление  и расходование средств. Если расходы превышают доходы – то существует дефицит бюджета.

      Структура государственного бюджета.

      Доходы

      Расходы

      Налог с физических лиц (подоходный)       Социальные  расходы
      Налог на прибыль предприятий       Военные расходы
      Налог с оборота (НДС)       Расходы на фундаментальную науку и научные исследования
      Акцизы       Расходы на финансирование экономики:

      А) предоставление субсидий, дотаций, займов;

      Б) гос. Инвестиции

      В) федеральные программы

      Таможенные  пошлины       Содержание  гос. Аппарата
      Прочее       Обслуживание  гос. Долга.
 

      Существуют различные подходы к проблеме регулирования государственного бюджета. Одни экономисты и политики считают, что бюджет должен ежегодно быть сбалансирован. Другие придерживаются концепции циклически балансируемого бюджета  (свод бюджета то с дефицитом, то с положительным сальдо), доказывая, что бюджет является инструментом антициклической политики. Дефицит, возникающий в период спада, в ходе подъема экономики в результате жесткой фискальной политики может быть ликвидирован. Третий подход на первый план выдвигает  задачу стабилизации экономики.

      Наиболее  важным направлением бюджетной политики являются: сбор бюджетных доходов,   выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом; поэтому  эффективность бюджетной политики может быть оценена по результатам деятельности органов исполнительной власти по указанным составляющим.

      Основными критериями эффективности бюджетной  политики является:

  1. уровень собираемости бюджетных доходов,
  2. уровень выполнения бюджетных обязательств,
  3. величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга,
  4. объем финансирования ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного долга.
  5. Величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита,
  6. Динамика валового внутреннего продукта,
  7. Уровень безработицы,
  8. Степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете,
  9. Величина просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия  бюджетного финансирования,
  10. Величина просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

             
 
 
 
 

             1.2.Формирование бюджетных доходов и расходов.

    Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

      Основным источником формирования  рассматриваемых доходов является  национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты

    • предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей),
    • заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;

    Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

    • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
    • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
    • иные неналоговые доходы.

Информация о работе Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит, государственный долг