Бюджетный дефицит и государственный долг США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:14, доклад

Описание работы

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: (1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; (2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); (3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; (4) увеличить расходы бюджета, в том числе, за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Работа содержит 1 файл

Бюдетный дефицит и гос долг США.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Бюджетный дефицит и государственный  долг США

     Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами  называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты  всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: (1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; (2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); (3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; (4) увеличить расходы бюджета, в том числе, за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

     Наиболее  часто встречающаяся в экономической  практике сложная ситуация — это  дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит. Подавляющее большинство стран имеют средний относительный размер бюджетного дефицита. Однако примерно треть стран из этой группы снижает относительный размер своего дефицита, другая треть повышает, а у остальных этот показатель колеблется около определенного уровня.

     США уверенно входят в список стран, имеющих  наибольшую государственную задолженность. На 2001 год государственный долг США, по данным МВФ, составлял 3413,2 млрд. долл.

     В 90-х гг. для государственных финансов США характерна ярко выраженная тенденция к снижению относительного размера бюджетного дефицита. Определившими её факторами стали, во-первых, высокие темпы экономического развития, а во-вторых, профицитный бюджет. В 1997 году бюджет США впервые за многие годы был сведен с профицитом.

     Снижение  относительного объема бюджетного дефицита произошло весьма своевременно, т. к. в 2001 году имело место резкое замедление темпа экономического развития. За четырехлетний период профицитных  бюджетов (1997 – 2000 гг.) относительный  размер долга сократился на 17 процентных пунктов. Благодаря этому в 2001 г. сальдо бюджета осталось положительным, невзирая на ухудшение макроэкономической конъюнктуры.

     В области управления бюджетным дефицитом  американский опыт весьма показателен. Тот факт, что страна, де-факто играющая роль сверх державы начала 21 в., снизила размер долга до 33% ВВП, причем доля внешнего долга в общем объеме ее долга составляет одну треть, говорит о многом.

     Сальдо  федерального бюджета США зависит  от экономического роста, и зависимость эта прямо пропорциональна: чем выше темпы экономического роста, тем больше профицит бюджета (или меньше дефицит бюджета).

     Впервые проблема бюджетного дефицита возникла в Америке в 18 веке. В ходе шестилетней  войны за независимость Континентальный  Конгресс осуществил займы в объеме около 50 млн. долл. Общий объём долга приблизительно был равен 77 млн. долл. В 1789 доходная часть бюджета, находившегося в сбалансированном состоянии, составляла 4,4 млн. долл.

     Руководство США, в частности министр финансов А. Гамильтон, было твёрдо убеждено в том, что сбалансированный бюджет должен быть основной целью государственной политики до тех пор, пока у федерального правительства имеется задолженность. Погашение государственного долга стало продолжением борьбы за независимость.

     В настоящее время в Америке  нет единого бюджетного кодекса, регулирующего все стороны бюджетного процесса. Вместо кодекса имеются  многочисленные законодательные акты. Несистематизированность и большое  количество законов, регулирующих правовую сферу федерального бюджета и государственного долга, можно объяснить двумя причинами. Во-первых, США в сфере государственных финансов политические интересы преобладают над соображениями экономической целесообразности. Обе правящие партии рассматривают своих представителей в Конгрессе как лоббистов своих интересов. Во-вторых, американские законодатели оказались неспособными выработать единую правовую норму, которая определяла бы конечную цель составления и исполнения федерального бюджета. Начиная с 1980-х годов такой нормой можно было бы считать конституционную поправку о сбалансированном бюджете, однако фактические значения сальдо бюджета не дают для этого никаких оснований.

     В Конституции США записано, что  Конгресс наделён правом определять доходную и расходную части бюджета. Важнейшей особенностью конституционного устройства США является отсутствие в основном законе указаний о финансовых полномочиях президента. К середине 70-х гг. экономическое положение США резко ухудшилось. Одной из причин этого была чрезмерная концентрация властных полномочий по контролю над федеральным бюджетом в руках президента.

     Смысл реформы 1974 г. заключался в усилении контроля за федеральным бюджетом со стороны Конгресса с целью  исключить злоупотребления ресурсами  федерального бюджета со стороны исполнительной власти.

     Цель  реформы середины 1980-х гг. сводилась  к борьбе за сбалансированность бюджета.

     В декабре 1985 г. Конгресс принял закон  о сбалансированном бюджете и  чрезвычайных мерах контроля за дефицитом.

     Следующий этап бюджетных реформ относится к 90-м.

     В 1993 г. демократическая администрация  президента У. Клинтона, убедившись в  недостижимости плана Дж. Буша снизить  размер дефицита бюджета до 83 млрд. долл. к 1995 г., вовсе отменила принцип  законодательного установления ограничений  на размер бюджетного дефицита.

     Отметим, что в 1993г. был принят закон об общих бюджетных согласованиях, содержащий пакет мер по сокращению дефицита на период 1994-1998 фин. гг. Закон  предусматривал увеличение налогов  на 250 млрд. долл. и снижение расходов на 255 млрд. долл. за этот срок.

     Для устранения бюджетных дефицитов  в 1997 году был принят очередной закон  о сбалансированном бюджете, в котором  была поставлена цель сбалансирования  бюджета к 2002 г.

     Внезапное наступление периода бюджетных  профицитов, названного американцами «эрой профицитов», было обусловлено более быстрыми, чем ожидалось темпами экономического развития. Предполагалось, что экономический рост составит 3% в год, в действительности же экономика вышла на уровень 4% в год.

     Бюджетный дефицит в 2009 финансовом году, закончившийся 30 сентября, составил 1,5 триллиона долларов, против 1,8 триллиона в майском прогнозе. Уменьшение произошло из-за меньших расходов на спасение банков. На конец 2009 финансового года размер бюджетного дефицита США составил 1,417 триллиона долларов, то есть примерно на 962 миллиарда больше, чем в 2008 году.

     Дефицит составляет примерно 10 процентов от валового внутреннего продукта, что  является наибольшим показателем с 1945 года. 

     По  официальным данным, доходы бюджета  в 2009 финансовом году, который завершился в сентябре, составили 2,105 триллиона долларов, расходы - 3,522 триллиона. Тем не менее, подчеркивают в правительстве США, дефицит 1,417 триллиона долларов - это несколько меньше, чем спрогнозированный администрацией Барака Обамы в начале года дефицит в размере 1,58 триллиона.

     Как указывается в совместном заявлении  министра финансов США Тимоти Гайтнера и главы бюджетного управления Питера Орзага, сложившийся в течение 2009 года дефицит во многом стал результатом  налоговой и расходной политики предыдущего правительства, усугубленной финансово-экономическим кризисом. 

     "В  условиях перехода от спасения (экономики) к восстановлению  президент осознает, что нам следует  вернуть нацию на финансово  устойчивую дорогу", - заключил  Орзаг.

     Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны, сообщил в пятницу  американский Минфин.

     Таким образом, бюджетный дефицит США  снизился на 122 миллиарда долларов по сравнению с 2009-м финансовым годом, когда дефицит равнялся 1,416 триллиона долларов, или 10,0% ВВП.

     "Денежные  поступления в американский федеральный  бюджет в 2010 финансовом году  составили 2 триллиона 162 миллиарда  долларов (14,9% от ВВП), расходы бюджета - 3 триллиона 456 миллиардов долларов, или 23,8% от ВВП", - говорится в сообщении американского министерства.

     Представленные  Минфином США показатели являются официальными и окончательными.

     Доходы  федерального бюджета США в 2009 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (14,9% ВВП), расходы - 3,520 триллиона долларов (25,0% ВВП).

     "Сокращение  дефицита стало возможным, благодаря  поступлению большего объема  доходов и сокращению трат. Доходы  бюджета увеличились по сравнению  с 2009 финансовым годом на 57 миллиардов долларов, или на 2,7%. В свою очередь, рост доходов после двухлетнего их снижения стал возможным, благодаря увеличению объемов поступлений средств от налогообложения, а также прибыли, получаемой Федеральной резервной системой. Это частично возместило общее снижение средств, получаемых от налогообложения физических лиц. Однако в процентах от ВВП общий объем доходов бюджета остался неизменным - 14,9 процента", - отмечает Минфин.

     Сокращение  бюджетных расходов объясняется  главным образом тем, что правительство завершило программы кризисной поддержки экономики, в том числе известную программу по выкупу так называемых "токсичных" активов банков.

     Огромный  бюджетный дефицит является одной  из тяжелых экономических проблем, с которыми сталкивается действующая администрация демократа Барака Обамы. В преддверии ноябрьских промежуточных выборов в конгресс правительство подвергается ожесточенной критике со стороны политических оппонентов - республиканцев - за неспособность справиться с бюджетным дефицитом и неоправданно высокие бюджетные траты. Представители администрации постоянно напоминают политическим оппонентам о том, что основа столь высокого бюджетного дефицита была заложена в годы правления президента-республиканца Джорджа Буша-младшего, развязавшего две дорогостоящие войны и неосторожно снижавшего налоги. Кроме того, по словам представителей администрации, все дорогостоящие программы по спасению в кризисный год за счет бюджета крупных банков и компаний были инициированы и начали реализовываться еще при прошлой администрации. Теперь же, после публикации данных Минфина, администрация Обамы может фактически говорить о том, что сделала первые шаги по обузданию бюджетного дефицита.

     Дефицит федерального бюджета США по итогам 2011 финансового года (закончился 30 сентября) составил 1,299 трлн долл. - против 1,294 трлн долл. в 2010г.

     Это составляет 8,7% от ВВП государства. В  прошлом году дефицит бюджета  составил 9% от ВВП США. Об этом сообщает Министерство финансов США.

     По  итогам 2011г. расходы американского бюджета составили 3,601 трлн долл., доходы - 2,302 трлн долл. В 2010г. расходы бюджета США составили 3,455 трлн долл, доходы - 2,161 трлн долл.

      Дефицит федерального бюджета  США в сентябре 2011г. составил 64,57 млрд долл. против 34,61 млрд долл. в сентябре 2010г.

           Данные показатели близки к  предварительной информации по  дефициту бюджета США, опубликованной  бюджетным управлением конгресса  США в конце сентября 2011г. Тогда  ведомство сообщило, что дефицит  американского бюджета составит по итогам нынешнего финансового года 1,3 трлн долл. - или 8,9% от ВВП.

     Большую часть средств из госрасходов  властям США в 2011 финансовом году пришлось направить на борьбу с безработицей, на обслуживания государственного долга, на нужды армии, на программу медицинского страхования Medicare, а также на выплату пенсий и социальных пособий.

     25 августа 2009 Правительство США сообщило, что прогнозируемый дефицит федерального бюджета в ближайшие десять лет составит 9 триллионов долларов. Это на 2 триллиона больше предыдущего прогноза, опубликованного в мае этого года. Главная причина роста прогнозируемого дефицита — более глубокий чем ожидалось экономический кризис. Это в свою очередь повлечет большие чем ожидалось государственные расходы на социальные нужды, например, на пособия по безработице, которая сейчас составляет 9,4 % и может превысить 10 % в следующем году. Однако независимые эксперты полагают, что эта цифра будет значительно выше и достигнет к 2020 году 15 триллионов долларов. По мнению экспертов, подобная  нехватка средств может привести к валютным   шокам,  ускорению  темпов  инфляции  и  другим  экономическим проблемам в стране. При  этом  экономисты уверены в том, что опубликованный долгосрочный прогноз является заниженным.  

 

Внутренний и внешний долги США

Внешний долг США

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг США