Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа
Активно государственные кредиты используются и в наши дни. Однако на современном этапе в России сложилась прямо противоположная ситуация. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 4
1.1 Государственный долг и бюджетный дефицит 4
1.2 Виды государственного долга 6
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 12
2.1 История возникновения 12
2.2 Состав и структура внешнего государственного долга. 15
2.3 Динамика внешнего долга государственного долга 20
2.4 Современное состояние и перспективы государственного внешнего долга. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Государственный долг и бюджетный дефицит
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 4
1.1 Государственный долг и бюджетный дефицит 4
1.2 Виды государственного долга 6
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 12
2.1 История возникновения 12
2.2 Состав и
структура внешнего
2.3 Динамика внешнего долга государственного долга 20
2.4 Современное
состояние и перспективы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение
Практически все
страны мира, проводя экономические
преобразования, прибегают к внешним
источникам финансирования. Рациональное
использование иностранных
Известно, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.
С появлением и
развитием в XVII веке государственных
кредитных операций ни одно российское
правительство не обходилось без
привлечения средств для
Не менее важным
элементом государственных
Активно государственные
кредиты используются и в наши
дни. Однако на современном этапе
в России сложилась прямо
В большинстве
аналитических работ в данной
связи отмечаются три ключевых фактора:
высокая доля государственных расходов
в структуре ВВП; неточный финансовый
счет бюджетного дефицита, приводящий
к его двукратному занижению;
высокая доходность государственных
ценных бумаг.
Заключение
Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующем нарастании долговых последствий. Увеличивает государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.
Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг —
задолженность гражданам и
В целом же последствия
государственного долга приводят к
существенному сокращению возможностей
роста потребления для
При наличии
значительного долга происходит
перераспределение доходов
Такие макроэкономические деформации накапливаются и в переходной российской экономике, где величина долга на конец 1998 г. Превысила 150 млрд дол., в том числе внешний долг составлял 103 млрд. дол. Вместе с процентами внутренний и внешний долги России достигали 140 млрд дол. Сумма внешнего долга России на сегодняшний день составляет 105,6 млрд. долларов США. Надо заметить, что задолженность, доставшаяся в наследство от СССР, не только составляет подавляющую долю внешнего долга России (103 млрд. дол.), но и продолжает увеличиваться: Ее обслуживание является не только финансовым, но и моральным бременем российского правительства и налогоплательщиков, вынужденных расплачиваться по долгам уже не существующего государства.
С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.
Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.
Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.
Таким образом, в результате проведенных исследований приходим к следующим выводам:
• понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом;
• понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
• причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
• большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно и, в том числе, из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;
• отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;
• погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;
• правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
• выдаваемые России
кредиты принесли ей мало пользы, но
привели увеличению долгового бремени.
Список использованной
литературы
1. Международные экономические отношения / Под ред. В. Е. Рыбалкина.- М.: Журнал "Внешнеэкономический бюллетень". Дипломатическая академия при МИД РФ, 2002.
2. Мишель Пебро.
Международные экономические,
3. П. X. Линдерт.
Экономика мирохозяйственных
4. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фоминского.- М.: Международные отношения, 2003, гл. 6.
5. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 2002.
6. Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.
7. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 2003.
8. Улюкаев А. Государственный долг. Теоретический, аспект, Проблемы, внешней, задолженности. –М., Финансы. 2003.
9. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 2003.
10. Мир в цифрах:
статистический ежегодник.
Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит