Государственный долг и бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Активно государственные кредиты используются и в наши дни. Однако на современном этапе в России сложилась прямо противоположная ситуация. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 4
1.1 Государственный долг и бюджетный дефицит 4
1.2 Виды государственного долга 6
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 12
2.1 История возникновения 12
2.2 Состав и структура внешнего государственного долга. 15
2.3 Динамика внешнего долга государственного долга 20
2.4 Современное состояние и перспективы государственного внешнего долга. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Государственный долг и бюджетный дефицит.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Государственный долг и бюджетный  дефицит

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА  4

1.1 Государственный  долг и бюджетный дефицит 4

1.2 Виды государственного  долга 6

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 12

2.1 История возникновения 12

2.2 Состав и  структура внешнего государственного  долга. 15

2.3 Динамика внешнего  долга государственного долга  20

2.4 Современное  состояние и перспективы государственного  внешнего долга. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33 

Введение 

Практически все  страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению  экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Известно, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты.

С появлением и  развитием в XVII веке государственных  кредитных операций ни одно российское правительство не обходилось без  привлечения средств для удовлетворения своих потребностей с помощью  займов и кредитов. Они сыграли  незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных дефицитов.

Не менее важным элементом государственных кредитных  отношений являются государственные  кредиты и гарантии, предоставляемые  хозяйствующим субъектам и правительствам иностранных государств. Они способствовали железнодорожному и промышленному строительству в России во второй половине XIX века, восстановлению и развитию народного хозяйства в двадцатые годы и в период после Великой Отечественной войны.

Активно государственные  кредиты используются и в наши дни. Однако на современном этапе  в России сложилась прямо противоположная  ситуация. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов  к проблемам государственных  заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике.

В большинстве  аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.  

Заключение 

Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны  со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга  проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующем  нарастании долговых последствий. Увеличивает государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены  постоянно к ним прибегать  для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг —  задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой — в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

В целом же последствия  государственного долга приводят к  существенному сокращению возможностей роста потребления для населения  данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии  значительного долга происходит перераспределение доходов различных  слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Такие макроэкономические деформации накапливаются и в переходной российской экономике, где величина долга на конец 1998 г. Превысила 150 млрд дол., в том числе внешний долг составлял 103 млрд. дол. Вместе с процентами внутренний и внешний долги России достигали 140 млрд дол. Сумма внешнего долга России на сегодняшний день составляет 105,6 млрд. долларов США. Надо заметить, что задолженность, доставшаяся в наследство от СССР, не только составляет подавляющую долю внешнего долга России (103 млрд. дол.), но и продолжает увеличиваться: Ее обслуживание является не только финансовым, но и моральным бременем российского правительства и налогоплательщиков, вынужденных расплачиваться по долгам уже не существующего государства.

С появлением долга  появляется обязанность управлять  им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.

Конверсия —  изменение условий займа и  размеров выплачиваемых процентов  по нему или превращение его в  долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием  такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в  страну финансовых ресурсов.

Консолидация  — изменение условий займа, связанное  с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание  условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Таким образом, в результате проведенных исследований приходим к следующим выводам:

• понятие и  сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом;

• понятия внутреннего  и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании  такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;

• причинами  возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды  для экономики: войны, спады и  т.д.;

• большую часть  российского долга (в том числе  долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно и, в том числе, из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;

• отсутствует  система долгового управления, долгами  в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;

• погашению  и обслуживанию государственного долга  в настоящее время уделяется приоритетное значение;

• правительство  стало осознавать проблему предстоящих  значительных выплат внешнему долгу  в ближайшие годы. Об этом свидетельствует  прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и  заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;

• выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели увеличению долгового бремени. 

Список использованной литературы 

1. Международные  экономические отношения / Под  ред. В. Е. Рыбалкина.- М.: Журнал "Внешнеэкономический бюллетень". Дипломатическая академия при МИД РФ, 2002.

2. Мишель Пебро.  Международные экономические, валютные  и финансовые отношения.- М.: Прогресс-Универс, 2003, гл. 3.

3. П. X. Линдерт.  Экономика мирохозяйственных связей.- М.: Прогресс-Универс, 2000, гл. 24, 25.

4. Основы внешнеэкономических  знаний / Под ред. И. П. Фоминского.- М.: Международные отношения, 2003, гл. 6.

5. Киреев А.А.  Международная экономика. -М., Международные  отношения, 2002.

6. Международные  экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.

7. Мировая экономика  /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 2003.

8. Улюкаев А.  Государственный долг. Теоретический,  аспект, Проблемы, внешней, задолженности.  –М., Финансы. 2003.

9. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 2003.

10. Мир в цифрах: статистический ежегодник. Москва. 2003.

Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит