Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит, государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

1Государственный бюджет.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

          Выделяют регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

      Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

    • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
    • трансферты населению;
    • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
    • бюджетные кредиты юридическим лицам;
    • субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
    • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
    • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
    • кредиты иностранным государствам;
    • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           1.3.Бюджнтный дефицит и профицит.

      В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. Когда  расходы бюджета превышают его  доходы, образуется отрицательное бюджетное  сальдо, или дефицит бюджета.

    Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.  Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

    Основная  причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

    • кризисные явления в экономике;
    • неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
    • чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия ):
    • милитаризация экономики в мирное время;
    • осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
    • чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

       Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

    Принято также различать фактический, структурный  и циклический дефицит государственного бюджета.

    Фактический дефицит – это отрицательная  разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

       Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 4.

          T,G

 

          E                    Профицит

                Дефицит

Y

      Рис. 4. Государственные расходы,

  налоговые поступления  и дефицит 
государственного бюджета.

t – налоговая ставка; G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

       При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита.

       Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства  как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

   Увеличение  государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет  свои пределы. Отсюда – хронический  дефицит, который растет не только в  абсолютных размерах, но и относительно

   Не  означает ли это, что государство  с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:

   а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;

   б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%);

   в) внешний долг – международный  кредит, получивший в современных  условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки в банках, чтобы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансировать бюджетный дефицит. В 80-х годах чистая задолженность (разница между предоставленными и полученными иностранными займами) США превысила 500 млрд.долларов (около 11% ВНП), а в конце 90-х годов может составить 1 трлн.долларов;

   г) внутренний долг – ценные государственные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации.

          
 

                            Глава 2.Государственный долг.                                            

          2.1.История возникновения государственного долга.

   История государственного долга  России началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке около 15 млрд. руб. Накануне революции основная часть долга была погашена. В тот момент старейшими займами российского государственного долга были 6%-ные  займы 1817-1818 г.

    В начале ХХ в. сумма задолженности  государственного долга России  возросла в период русско-японской  войны и революции, а затем  стабилизировалась. На протяжении  XIX и в начале ХХ в. правительство осуществляло финансирование строительства железных дорог, выкупало частные линии. Поэтому правительство разделило бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся за счет традиционных источников дохода (налоги, акцизы и др.), а  чрезвычайный бюджет составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно эти заемные средства шли на строительство железных дорог, ведение войн, борьбу со стихийными бедствиями. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялось за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Затем Госдума получила право утверждения каждого займа в отдельности. Время и условия займа определялось по решению правительства.  Основными видами ценных бумаг, в то время, были:

1. Долгосрочные  обязательства

2. Краткосрочные  обязательства

3. Бессрочные  обязательства

Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные обязательства могли заключаться  на срок 50-80 лет.  Бессрочные обязательства  для держателя, становились рентой, так как по ним он получал лишь договорной процент.

   В тоже время существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые были ориентированы на иностранного покупателя и обращение за границей, вторые были рассчитаны на российский рынок. При этом никаких ограничений в покупке иностранных выпусков для российских подданных не было. Россия зарекомендовала себя, как один из исправных плательщиков по долгам. Однако Советское правительство отказалось платить долги своим и иностранным гражданам.

За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения в соответствии, с которым СССР официально прекратил  существование, 8 из 15 союзных республик  подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР ". В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписала с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяв на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Россия стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности.

За годы реформ после распада СССР доходы государства уменьшились, а расходы  возросли многократно, спад производства, уход бизнеса в теневую экономику, привели к тому, что государственный  долг возрос, а обслуживание его  стало непосильной ношей для  государства. Государственный долг составляет на 1 января 2002 года:

1) по  внешнему долгу 138,1 млрд. долларов

2) по  внутреннему долгу 531,1 млрд. руб.       

Возникает вопрос, а что же составляет эти  суммы? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть структуру  и виды долга. 
 

                         2.2.Види государственного долга. 

Большое внимание в последние годы уделяется государственному долгу. Государственный долг- это  сумма, накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом, имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

    Долг   различают по двум  критериям:

1) по  сроку

2) по  месту выплаты

По сроку  различают следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее  тяжелым является краткосрочный, так  как по нему вскоре приходится выплачивать  основную сумму с высокими процентами.

По месту  выплаты различают внутренний и  внешний долги.

            Внутренний долг – долг перед  гражданами и предприятиями своей страны. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска облигаций на всю сумму займа, кроме того внутренний государственный долг – это денежные сбережения населения и часть средств на счетах различных банков и предприятий. Он образуется при дефиците бюджетных средств. Необходимость финансирования социальных расходов  (главным образом – выплата задолженностей по пенсиям и заработной плате в бюджетных отраслях) резко увеличивает потребность в привлечении бюджетных средств. В то же время снижение налоговой дисциплины предприятий приводит к снижению реальных налоговых поступлений. Что наблюдалось в 1995 г. Изменение динамики внутреннего долга  были достигнуты за счет резкого снижения доходности государственных  ценных бумаг. В результате  удалось избежать лавинообразного накопления долга. Бюджетный дефицит финансировался по следующей схеме: в условиях нарастающей доходности новые выпуски государственных долговых обязательств покрывают их погашение и процентные  выплаты по старым обязательствам.

Информация о работе Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит, государственный долг