Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:53, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Выделяют регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Расходы
бюджета, являясь важной составной
частью государственных расходов в целом,
выражают экономические отношения, возникающие
в связи с использованием средств общегосударственного
денежного фонда. Формой проявления этих
отношений выступают конкретные виды
бюджетных расходов, причем их многообразие
обусловлено действием целого ряда факторов:
природой, функциями государства, уровнем
социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с национальной
экономикой, административно-
1.3.Бюджнтный дефицит и профицит.
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.
Основная
причина возникновения
Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято
также различать фактический, структурный
и циклический дефицит
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 4.
E Профицит
Дефицит
Y
Рис. 4. Государственные расходы,
налоговые поступления
и дефицит
государственного бюджета.
t – налоговая ставка; G – государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G
При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита.
Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).
Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы. Отсюда – хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и относительно
Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:
а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;
б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%);
в) внешний долг – международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки в банках, чтобы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансировать бюджетный дефицит. В 80-х годах чистая задолженность (разница между предоставленными и полученными иностранными займами) США превысила 500 млрд.долларов (около 11% ВНП), а в конце 90-х годов может составить 1 трлн.долларов;
г) внутренний долг – ценные государственные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации.
Глава 2.Государственный
долг.
2.1.История возникновения государственного долга.
История государственного
В начале ХХ в. сумма
1. Долгосрочные обязательства
2. Краткосрочные обязательства
3. Бессрочные обязательства
Основу
государственного долга составляли
долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные
обязательства могли
В тоже время существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые были ориентированы на иностранного покупателя и обращение за границей, вторые были рассчитаны на российский рынок. При этом никаких ограничений в покупке иностранных выпусков для российских подданных не было. Россия зарекомендовала себя, как один из исправных плательщиков по долгам. Однако Советское правительство отказалось платить долги своим и иностранным гражданам.
За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. Беловежского соглашения в соответствии, с которым СССР официально прекратил существование, 8 из 15 союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР ". В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписала с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяв на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Россия стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности.
За годы реформ после распада СССР доходы государства уменьшились, а расходы возросли многократно, спад производства, уход бизнеса в теневую экономику, привели к тому, что государственный долг возрос, а обслуживание его стало непосильной ношей для государства. Государственный долг составляет на 1 января 2002 года:
1) по внешнему долгу 138,1 млрд. долларов
2) по внутреннему долгу 531,1 млрд. руб.
Возникает
вопрос, а что же составляет эти
суммы? Чтобы ответить на этот вопрос,
следует рассмотреть структуру
и виды долга.
2.2.Види государственного долга.
Большое внимание в последние годы уделяется государственному долгу. Государственный долг- это сумма, накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом, имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.
Долг различают по двум критериям:
1) по сроку
2) по месту выплаты
По сроку различают следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).
Наиболее тяжелым является краткосрочный, так как по нему вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
По месту выплаты различают внутренний и внешний долги.
Внутренний долг – долг перед
гражданами и предприятиями
Информация о работе Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит, государственный долг