Бюджетный дефицит и профицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 06:04, доклад

Описание работы

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 59.33 Кб (Скачать)

Бюджетный дефицит 

Бюджетный дефицит  — состояние бюджета, характеризующееся  превышением объема предусмотренных  в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в  нем доходов и ведущее к  образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета  должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных  методов.

Механизм образования  дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом :

Сбалансированный  бюджет — равенство доходов и  расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это  превышение расходов госбюджета над  его доходами.

Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией  для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

выпуск в обращение  дополнительной денежной массы (инфляция);

выпуск облигаций  государственного займа (внутренний долг);

финансирование и  кредитование других государств (внешний  долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить  следующим образом (рис. 32):

 

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

реорганизация налоговой  системы в сторону повышения  ее эффективности;

реструктуризация  государственного внешнего долга;

усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

сокращение расходов бюджета на дотации убыточным  отраслям;

упорядочение действующей  системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при  составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета  состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию  — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ —  ОГД,

где:

ДБ — доходы госбюджета;

К — кредиты и займы;

РБ — расходы  госбюджета;

ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и  погашение капитальной части  долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

сократить привлечение  доходов от продажи государственной  собственности;

предусмотреть направление  бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы  бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой  является и сокращение налоговых  доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета  и его финансирование 

В ходе составления  и рассмотрения бюджета может  выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена  осуществить секвестр бюджетных  расходов.

В случае принятия бюджета  на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники,  а именно:

кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники  следующих видов:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

кредиты правительств иностранных государств, юридических  лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации  при их первичном размещении не могут  быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит  финансируется за счет денежной эмиссии. 

  Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период, не может превышать  размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается  только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год  цена на нефть не превышает базовой  цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также  приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при  их размещении не могут быть источниками  финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования: 

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного  годового объема доходов бюджета  субъекта Российской Федерации без  учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования  не должно превышать 10% утвержденного  годового объема доходов бюджета  муниципального образования без  учета безвозмездных поступлений  и поступлений налоговых доходов  по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные  пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса  не должно превышать 5% утвержденного  годового объема доходов бюджета  муниципального образования без  учета безвозмездных поступлений  и поступлений налоговых доходов  по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения  муниципальным правовым актом представительного  органа муниципального образования  о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета  размера поступлений от продажи  акций, долей, паев, находящихся в  собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся  в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств  местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений. 

Источники финансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ и субъектов Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками покрытия дефицита бюджета. 

К источникам финансирования федерального бюджета относят: 

1) внутренние источники  в следующих формах: 

v    кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; 

v    государственные займы, осуществляемые путём эмиссии ценных бумаг в валюте РФ; 

v    бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 

v    поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; 

v    суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; 

v    изменения остатка средств на счетах по учёту средств федерального бюджета; 

  2) внешние источники  в следующих формах: 

v              государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 

v              привлечённые Россией кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. 

Источниками покрытия дефицита бюджета субъекта РФ могут  быть внутренние источники в следующих  формах: 

§          государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; 

§        бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; 

§        кредиты, полученные от кредитных организаций; 

§        поступления от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; 

§        изменения остатка средств на счетах по учёту средств бюджета  субъекта РФ. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как  дефицит, так и профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством. 

На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны  расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления. 

Государственные финансы  оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые  могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает  существенное влияние на экономическую  ситуацию в стране. 

Однако ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция. 

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит