Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в республики Казахстан налог доход государство бюджет.
Введение 3
1.Общая характеристика налогов. 7
1.1.Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет. 7
1.2.Сущность налогов. 8
1.3.Функции и классификация налога. 16
14.Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет. 20
2 Налоговая Система Республики Казахстан. 22
2.1.Понятие о составе налогового законодательства. 22
2.2.Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет 24
2.3Принципы и виды налоговой системы 25
3. Общая характеристика налогообложение 30
3.1Структура налогообложения РК 32
3.2 Проблемы налоговой системы 33
Заключение 35
Список использованной литературы
предусматривает
утверждение нормативных
Правительством и уполномоченным государственным органом. В частности,
утверждение форм налоговой отчётности предоставлено уполномоченному
государственному органу. Как правило, указанные формы налоговой отчётности
утверждаются
приказом уполномоченного
Министерством
государственных доходов
указанные нормативные правовые акты Правительства и Министерства государственных
доходов Республики Казахстан включаются в состав налогового законодательства.
Налоговый кодекс предполагает утверждение только тех нормативных правовых актов,
которые прямо предусмотрены Налоговым кодексом. Если Правительство или
уполномоченный государственный орган, установят какие-либо формы или нормативные
правовые акты, не содержащиеся в налоговом кодексе, то такие формы или нормативные
правовые акты
не будут иметь для
2.2 Регулирование вопросов
Статья 2 Налогового кодекса четко определила, что: ни на кого не может быть
возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей, не
предусмотренных Налоговым кодексом; налоги и другие обязательные платежи в бюджет
устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях,
установленных Налоговым кодексом.
Принятие этих норм предусматривает регулирование вопросов поступления в бюджет
налогов и других обязательных платежей только Налоговым кодексом. В настоящее время
по действующему законодательству Республики Казахстан другие обязательные платежи
неналогового характера, поступающие в бюджет, регулируются различными
законами и постановлениями Правительства Республики Казахстан. Согласно статье 54
Конституции Республики Казахстан только Парламент устанавливает и отменяет
государственные налоги и сборы. В соответствии с этим в Общей части Налогового
кодекса предусмотрена данная норма, исключающая принятие в других законодательных
актах РК каких-либо дополнительных платежей и сборов в бюджет, не предусмотренных
Налоговым кодексом.
Установить какие-либо платежи и сборы можно только единственным способом, путем введения в Налоговый кодекс поправки.
Из Налогового кодекса следует, что актом, который определяет и устанавливает налоговые отношения, может быть только Налоговый кодекс.
При этом запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. Данное весьма важное положение
означает, что
даже если законодателем будут
2.3 Принципы и виды
налоговой системы
Существует три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная.
В глобальной налоговой
системе все доходы физических и
юридических лиц облагаются одинаково.
Такая система облегчает расчет
налогов и упрощает планирование
финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система шире
применяется в западных государствах.
При дифференцированной системе
все доходы делятся на группы в
зависимости от источника их получения
(активные и пассивные доходы), к
которым применяются различные
ставки. В смешанной системе
Примером
перехода от глобальной к дифференцированной
системе налогообложения может
служить процесс
Рассмотрим вначале так называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения.
Часть из них известна еще со времен Д. Рикардо и А. Смита, другие сформированы на основе опыта и практики современной системы налогообложения.
Начнем с трех
главных принципов, которым должны
удовлетворять любые
Определенность в понимании Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:
1.Лиц, которые должны платить этот налог;
2.Лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть уплачен;
3.Срока, в течение которого или до которого этот налог должен быть уплачен;
4.Твердой определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.
Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке Смита, это – принципы 3 и 4 (удобство времени и места уплаты налога и минимум добавочных расходов для налогоплательщика).
Действительно, власти в те времена нередко злоупотребляли введением особых ограничений и условий при уплате налогов, которые оказывали негативное влияние на благосостояние налогоплательщиков (требованиями уплаты налога в неудобное время и в неудобном месте, условиями внесения налога только через откупщиков и т.д.).
В
настоящее время принцип
Во-первых, должны учитываться не только расходы государства на сбор налогов, но и затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во времена Смита эти затраты для граждан были минимальны, но при современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога. В большинстве западных стран такие затраты налогоплательщиков давно признаны (включая и право налогоплательщика зачислять их в расходы при исчислении облагаемого дохода) и строго контролируются.
Во-вторых, следует учитывать, что расходы налоговых органов в связи с взиманием ими налогов также непрерывно растут в связи с усложнением налогового законодательства, увеличением затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичным и более дорогим дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.
Под справедливостью налога Смит понимал сторгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина.
Заслуга
Смита в том, что он предложил
считать налоговой
В настоящее время идея «
Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:
1). Запрет на введение налога без закона;
2). Запрет двойного взимания налога;
3). Запрет налогообложения факторов производства;
4). Запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).
Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.
Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.
Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог и налоги на доходы от капитала на прибыль. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках предприятия.
Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства рабочей силы ( для США ~ $5-6 тыс. в год). На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий. В целом же не следует считать жертву властей для таких случаев слишком значительной. На самом деле, освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.
Фактически в большинстве западных стран в настоящее время принята следующая градация при налогообложении доходов граждан: для доходов в пределах минимального прожиточного (вполне достойного) уровня – нулевая ставка обложения; для «заработанных» трудовых доходов – налоговые ставки в пределах 15 – 20%; для «заработанных» предпринимательских доходов – обложение только чистого дохода по налоговым ставкам в 20-35% (но часто со снижением до нуля для реинвестируемых прибылей); для доходов от вложения капиталов (для рантье) – обложение общей (валовой) суммы дохода по ставкам в 25-30%; для «незаработанных» (даровых) доходов, к которым относятся дары, наследства, выигрыши по лотереям и т.д. – максимальные налоговые ставки, достигающие 50-75%.
Наконец, последний запрет касается, в основном, международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и не граждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).