Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в республики Казахстан налог доход государство бюджет.
Введение 3
1.Общая характеристика налогов. 7
1.1.Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет. 7
1.2.Сущность налогов. 8
1.3.Функции и классификация налога. 16
14.Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет. 20
2 Налоговая Система Республики Казахстан. 22
2.1.Понятие о составе налогового законодательства. 22
2.2.Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет 24
2.3Принципы и виды налоговой системы 25
3. Общая характеристика налогообложение 30
3.1Структура налогообложения РК 32
3.2 Проблемы налоговой системы 33
Заключение 35
Список использованной литературы
Стимулирующая функция с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Регулирующая
функция налогов проявляется
в государственном
При
помощи налогов можно поощрять или
сдерживать определенные виды деятельности
(повышая или понижая налоги),
направлять развитие тех или иных
отраслей промышленности, воздействовать
на экономическую активность предпринимателей,
сбалансировать платежеспособный спрос
и предложение, регулировать количество
денег в обращении. Так предоставление
налоговых льгот отраслям промышленности
или отдельным предприятиям стимулирует
их подъём и развитие. Назначая более
высокие налоги на сверхприбыль, государство
контролирует движение цен на товары
и услуги. Предоставляя льготы, государство
решает серьезные, порой стратегические
задачи. Например, не облагая налогами,
часть прибыли, идущую на внедрение
новой техники, оно поощряет технический
прогресс. А, не облагая налогами, часть
прибыли, идущей на благотворительную
деятельность, государство привлекает
предприятия к решению
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).
Последствия повышения налогов
Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).
Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке
С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1.
Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.
Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.
Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.
Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.
Классификация налогов
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
Виды налогов по объекту:
прямые;
косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.
Виды налогов по принципу целевого использования:
1)маркированные;
2)немаркированные.
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
Виды налогов по характеру налогообложения:
пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Прогрессивными,
как правило, бывают подоходные налоги.
Чем больше доход индивида, тем большую
его часть он вынужден отдавать государству.
Как правило, для взимания подоходного
налога устанавливается прогрессивная
шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб.
индивид платит налог по ставке 12%, если
его доход превышает указанную сумму,
то — 20%. Регрессивные налоги означают,
что их доля выше в доходе более бедной
части населения. Регрессивный характер
налога проявляется в том случае, если
налог установлен в фиксированном размере
на единицу товара. Тогда доля взимаемого
налога в доходе будет выше у того покупателя,
чей доход меньше.
1.4
Виды налогов и других
В Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся на лог на добавленную стоимость и акциз.
Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.
Налоги
1. Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.
3. Налог на добавленную стоимость.
Акцизы.
Налоги и специальные платежи недропользователей.
Социальный налог.
Земельный налог.
Налог на транспортные средства.
Налог на имущество.
Сборы.
Сбор за государственную регистрацию юридических лиц.
Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов.
Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов.
Сбор за государственную
регистрацию гражданских
Сбор за государственную
регистрацию лекарственных
Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.
Сбор с аукционов.
Гербовый сбор.
Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.
Сбор за выдачу
разрешения на использование радиочастотного
спектра телевизионным и
Платы.
1.Плата за
пользование земельными
2. Плата за пользование водными ресурсами.
3.Плата за загрязнение окружающей среды.
4.Плата за пользование животным миром.
5.Плата за лесные пользования.
6.Плата за
использование особо
7.Плата за использование радиочастотного спектра.
8.Плата за
пользование судоходными
9.Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Государственная пошлина.
Государственная пошлина
Таможенные платежи.
Таможенная пошлина.
Таможенные сборы.
Плата.
Сборы.
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1
Понятие о составе налогового
законодательства
Статья 2 налогового кодекса определила, что налоговое законодательство Республики
Казахстан состоит из налогового кодекса, а также нормативных правовых актов,
принятие которых предусмотрено налоговым кодексом.
Таким образом, налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса и
нормативных правовых
актов Правительства и
Республики Казахстан. При этом круг вопросов, по которым будут, приниматься
нормативные правовые
акты Правительства или
доходов Республики
Казахстан также чётко
Однако задача по разработке единого нормативного правового акта- Налогового кодекса, который бы охватил регулирование всех вопросов в области налоговых правоотношений, не являлась возможной, так как регулирование отношений. Согласно теории права в области публичного права, в том числе налоговых правоотношений, требует детального регламентирования всех процедурных моментов, связанных с исполнением налогоплательщиком налогового обязательства перед государством. В частности, такими формами исполнения обязательств являются декларации, расчёты и другие формы налоговой отчётности.
Налоговый кодекс, относящийся к законодательному акту, по теории права должен устанавливать только нормы права, то есть права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия должен регулировать данный закон.
Утверждение форм декларации, расчётов и других форм налоговой отчётности нельзя
назвать установлением нормы права, в то же время утверждение их форм является
обязательным и для государства и для налогоплательщиков. Поэтому Налоговый кодекс