Функции налогов и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в республики Казахстан налог доход государство бюджет.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика налогов. 7
1.1.Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет. 7
1.2.Сущность налогов. 8
1.3.Функции и классификация налога. 16
14.Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет. 20
2 Налоговая Система Республики Казахстан. 22
2.1.Понятие о составе налогового законодательства. 22
2.2.Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет 24
2.3Принципы и виды налоговой системы 25
3. Общая характеристика налогообложение 30
3.1Структура налогообложения РК 32
3.2 Проблемы налоговой системы 33
Заключение 35
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 143.48 Кб (Скачать)

Таким образом законодатель определил, что налоговое законодательство регулирует властные отношения между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченного государством органа. Властность определяет и самый главный подход к формированию налогового законодательства, система регулирования которого основывается на системе государственно – властных предписаний одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства. Установление налога и других обязательных платежей в бюджет – это принятие нормативного правового акта. Налогового кодекса, в котором даётся чёткий перечень налогов и других обязательных платежей, порядок введения, исчисления и их уплаты.

     При этом согласно статье 10 Налогового кодекса  понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет составляют:

налоги это  установленные государством в одностороннем  порядке обязательные платежи в  бюджет, производимые в определённых размерах, носящих безвозвратный  и безвозмездный характер; другие обязательные платежи – обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определённых размер.

     Налоги - это обязательные поступления в  сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они  выражают обязательность юридических  и физических лиц участвовать  в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также  гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество.

     Ими облагается непосредственно доход  или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества.

Особенность этого  налога в том, что он не учитывает  финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать  платежеспособность налогоплательщика. Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков.

     Поэтому предпочтительней стремится к более  широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника  налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или  предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов  и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать  нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта  та часть объекта налога, которая  положена в основание начисления налога. 

     1.2 Сущность и признаки налогов 

     В соответствии с Налоговым кодексом РК под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной  жизни. От них в значительной части  зависит благополучие граждан, предприятий  и государства в целом.           Налоги в виде конкретной системы  являются экономической категорией. Они исторически связаны с  появлением государства и выполнением  целого ряда общегосударственных функций.

  Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.

Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций  можно считать следующее определение. «Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента».

     Налоги  являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой  часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия  части ВВП у других участников производственного процесса. Таким  образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

     Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как  часть финансовых отношений находятся  в постоянном изменении.

     Элементы  налога

Налоговая система  базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

     1) Субъект налогообложения – это  организация или физическое лицо, на которые законодательными  или иными нормативными актами  возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

     2) Объект налогообложения – это  те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают  обязанность субъекта заплатить  налог. Видами объектов налогообложения  как экономического элемента  налогов выступают: выручка от  реализации, доход, прибыль, имущество,  определенные действия и виды  деятельности, наступление отдельных  событий.

     3) Налоговая ставка – это величина  налога на единицу измерения  налоговой базы. Ставки бывают: твердые  и долевые. Долевые делятся  на пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные.

     4) Налоговая база представляет  собой стоимостную, физическую  или иную характеристику объекта  налогообложения. Порядок ее определения  по каждому виду налога устанавливается  законодательно. Она необходима  именно для исчисления налога, но непосредственно не является  обстоятельством, порождающим обязанность  уплатить налог.

     5) Налоговый период – календарный  год или иной период времени  применительно к отдельным налогам,  по окончании которого определяется  налоговая база и исчисляется  сумма налога, подлежащая уплате  в бюджет.

     6) Источник налога — это средства, используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго  ограничен: существуют только  два источника, за счет которых  может быть уплачен налог, - доход  и капитал налогоплательщика.

     7) Налоговый оклад — это подлежащая  взиманию сумма налога. Для каждого  налога устанавливаются срок  и порядок уплаты налога. Срок  уплаты налога — это срок, в  течение которого налогоплательщик  обязан фактически внести налог  в бюджет. Порядок уплаты налога  представляет собой нормативно  установленные способы и процедуры  внесения налога в бюджет. Существуют  три основных способа уплаты  налога

Рисунок 1.1 –  Способы уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ 

     8) Налоговые льготы – это полное  или частичное освобождение от  налогов субъекта в соответствии  с действующим законодательством.  Налоговые льготы могут быть  разделены на три группы:

1)  изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов);

2)  скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы);

3)налоговый кредит- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки.

     Многие авторы усматривают налог (правда, в его зачатке) во всякого рода обязательных платежах, которые производятся в пользу религиозной общины.

Так, М.Т.Оспанов усматривает в «канонизированной почти на два тысячелетия христианской и мусульманскими религиями достославной десятине» зародышевую форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в условиях, когда государство в современном виде еще не существовало, не существовало и общегосударственных законов, их вполне заменяли законы религиозных общин.(3, ст.52-53)

С такого рода мнениями согласиться нельзя. Безусловно, существовали и существуют самые разнообразные  обязательные платежи, которые не связаны с государством (например, взносы, определенные членством в общественной организации или политической партии, отчисления в пользу общины, платежи, обусловленные религиозными догматами, платежи, вытекающие из гражданско-правовых обязательств). Некоторые из них, хотя и не основаны на предписаниях государства, но обеспечиваются его принудительной силой (например, алименты на содержание детей, платежи, вытекающие из договора ренты, - если плательщик не производит их выплату, получатель вправе обратиться в суд и произвести их взыскание в принудительном порядке).

     Ясно  и то, что термин «налог» и по сей день не имеет однозначного толкования, как и то, что обозначаемый им платеж может именоваться другим словом. Скажем, в дореволюционные времена более употребительным был термин «подать».

     Тем не менее, понятие «налог», все более  уточняясь в ходе исторического развития научных представлений о сущности налогообложения, в настоящее время означает такой платеж, который связан с государством: во-первых, он устанавливается государством путем издания соответствующего правового акта; во-вторых, это платеж, который производится в пользу государства. Поэтому сейчас вряд ли кто будет утверждать, что, скажем, калым - это налог.

       Но дело даже не в этом: слова  и термины могут меняться, но  как объективно существующая  экономическая категория налог  всегда представлял собой обязательный  платеж, установленный государством в свою пользу. Этим свойством налог обладал с момента своего возникновения, оно не изменилось в настоящее время и не может измениться в будущем, хотя формы и виды налогов, способы их исчисления и уплаты изменялись, изменяются и будут изменяться. Это свойство объективно, оно выражает сущность налога как экономической и правовой категории. И данное свойство не меняется во времени.

     Поэтому калым, а равно жертвоприношение, церковная десятина, дар, дань, откуп, выкуп и т. п., не являются налогом не потому, что сейчас изменилось значение этого слова, а потому, что налогом они никогда и не были, так как не обладали и не обладают свойством, которое объективно присуще той экономической и правовой категории, которую ныне мы обозначаем термином «налог».

     Отсюда  понимание налога в его узком  значении (и, подчеркнем, единственно правильном), когда под ним понимается определенная разновидность платежей, которые установлены государством, осуществляются его в пользу и отвечают определенным требованиям.

     Налоги, наряду с военной добычей и  пошлинами, являются весьма древним (но не самым древним) способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный финансист П. П. Гензель по этому поводу отмечал, что «уже в древнем мире были известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания».(4, ст. 48 )

     Сразу же отметим, что государство понимается нами как представленная своим аппаратом организация, являющаяся политически-властным субъектом, стоящим над обществом и управляющим им. При таком понимании государства, налоги являются инструментом изъятия денежных средств у общества в пользу этого государства.

На вопросе  о понятии государства мы останавливаемся  в связи с тем, что зачастую государство ассоциируется некоторыми авторами со страной или даже с обществом. При таком понимании государства, налоги выступают инструментом перераспределения денежных средств внутри страны в пользу самого ее населения. Надо сказать, что такая концепция весьма выгодна для государства.

     Положение, согласно которому налоги являются атрибутом  государство продиктовано как минимум  тремя обстоятельствами. Во-первых, налог -это такая экономическая и правовая категория, которая всегда связана с государством. Платеж, который не установлен государством и не поступает в его пользу, не может именоваться налогом. Во-вторых, в процессе деятельности государства, являющейся разновидностью управленческой деятельности, не создается тех материальных ценностей, которые будучи носителями стоимости, могут быть источником получения государством денежных средств. Труд государственных служащих, формирующих аппарат государства, при всей своей общественной значимости и полезности, в экономическом смысле не является производственным. Но поскольку без денег никакое государство обойтись не может, то оно вынуждено искать их где-то на стороне посредством установления и взимания налогов.

Информация о работе Функции налогов и их виды