Функции государства в переходной экономики и инструменты их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – расширить представление о функциях государства в переходный период и рассмотреть инструменты их реализации.
Задачи работы – рассмотреть основные черты переходной экономики (цикличность, неустойчивость, альтернативность, историчность, преемственность), изучить стратегические проблемы России по вопросам государственного регулирования переходной экономикой на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 120.00 Кб (Скачать)


Российский Государственный 

Торгово-экономический  Университет

Новосибирский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ТЕМА: Функции  государства в переходной экономики  и инструменты их реализации

Выполнила:

студентка 2 курса;

гр. 233

спец. «Коммерция»

Плотникова  А.В.

Проверила:

преподаватель к.э.н. Ермолаева Елена 

Николаевна

НОВОСИБИРСК, 2004

 

Содержание

 

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе в России требуются чрезвычайные и вместе с тем системные стратегические меры для вывода страны из глубокого управленческого кризиса, поразившего практически все звенья и уровни руководства хозяйством. Речь идет, во-первых, о реорганизации первичного звена экономики - хозяйствующих субъектов и, во-вторых, о радикальном усилении регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти, о беспрепятственном прохождении управленческих импульсов и надежной обратной связи по всей управленческой вертикали.

Один из самых драматичных и дорогостоящих уроков прошедших пяти-шести лет заключается в том, что ни исполнительная власть, ни законодательные органы не разработали концепцию создания системы управления, адекватную рыночному механизму и особенностям переходного периода. Нет и ответа на вопрос: как выходить из организационного кризиса? К тому же в программах перехода к рыночной экономике, которые провозглашались в последние годы представителями всех направлений (правого, левого, центра), оставались в тени основные условия эффективности проведения реформ - система управления экономикой во всех звеньях, организация хозяйственного управления, формирование четкой и безотказной институциональной структуры.

Цель работы – расширить  представление о функциях государства  в переходный период и рассмотреть инструменты их реализации.

Задачи работы – рассмотреть  основные черты переходной экономики (цикличность, неустойчивость, альтернативность,  историчность, преемственность), изучить стратегические проблемы России по вопросам государственного регулирования переходной экономикой на современном этапе.

 

1. Основные черты переходности

1.1.Цикличность

Первая и  наиболее отчетливо проявляющаяся  черта переходной экономики –  цикличность. Цикличность означает повторение в тех или иных формах и способах изменчивости экономических состояний или стадий развития. Цикличность переходной экономики является производной от цикличности смены общественно-экономических состояний или ступеней развития. Если мы говорим о переходном состоянии или переходном периоде, то из этого следует, что есть такие состояния и периоды в функционировании экономических систем, когда в обществе ощущаются или наблюдаются предвестники каких-либо существенных и масштабных изменений в предвестники каких-либо существенных и масштабных изменений в содержании, в структуре экономических, производственных отношений. Следовательно, речь идет о начинающемся процессе замены устоявшихся социально-экономических отношений.

Для достижения зрелого, устойчивого состояния требуется, по-видимому, определенный период времени, когда устанавливаются и утверждаются те или иные экономические отношения, которые первоначально находились в зародышевом состоянии, были новыми для предшествовавшего им периода экономических отношений. Следовательно, само движение к зрелости производственных отношений означает сосуществование некогда зрелых отношений, но вытесняемых с арены хозяйственной жизни, и вновь зародившихся и развивающихся отношений. Поэтому картина переходности, связанная со становлением новых экономических отношений, дополняется процессом отмирания устаревших отношений производства.

В связи с  вышесказанным к экономике, экономической  системе необходимо относиться как  к живому, но в биологическом смысле слова, а в социальном, организму, которому присущ естественный исторический процесс становления, возмужания, старения, отмирания. Следовательно, социально-экономическая система как определенная историческая стадия состояния экономики характеризуется тремя ступенями:

    • восхождением;

    • пиком развития, или зрелости;

    • затуханием, нисхождением.

1.2. Неустойчивость

Из характеристики динамики экономической системы  вытекает другая черта переходной экономики  – неустойчивость. Она сопряжена  с совместным параллельным функционированием  различных по своему содержанию укладов экономических отношений, которые не могут не функционировать в рамках сосуществования, противостояния, противоборства. Если в первом случае речь идет о естественно-эволюционном процессе, то во втором – реформаторско-эволюционном или революционном. Надо отметить, что данные направления развития переходных процессов во многом зависят от властных структур в государстве, их целевых установок и устремлений, так как последние обусловливают формы и методы реализации трансформационных процессов. Именно социальная и финансово-экономическая политика государства, в которой и реализуется нормативный аспект экономической теории на этапе переходности, прямо и непосредственно сказывается как на общей макроэкономической среде, в которой функционируют хозяйствующие субъекты и от которой в немалой степени зависит социальное благополучие как отдельного человека, социальных групп, классов, так и общества в целом.

Наглядным примером является наша российская  пореформенная  действительность, когда структуры  исполнительной власти объявляют своей целью то недопущение возврата к прошлому (социалистической экономике), то реформирование национальной экономики в направлениях формирования частног капитала и предпринимательства, то борьбу с инфляцией и дефицитом государственного бюджета и т.п., что свидетельствует о политизированной и идеологической экономической политике. Отсюда и проистекает неустойчивость не только возникшей системы экономических отношений, но и политической власти, с которой сопряжены все те колоссальные разрушительные последствия в экономике и социально-духовной жизни общества, которые мы имеем на сегодняшний день.

1.3. Альтернативность

К следующей  характерной черте переходной экономики  необходимо отнести альтернативность, т.е. возможность нескольких направлений  развития социально-экономических событий. В их выборе немаловажную роль играет характер и содержание политической власти. В то же время нельзя не учитывать и объективный момент, вытекающий из складывающейся комбинации производственных, экономических отношений, через которые находят свое выражение экономические интересы всех участников общественного производства – собственников факторов производства и потребителей. Накал противоречий либо его отсутствие во многом определяют характер трансформационных процессов, а способы и методы их разрешения (снятия) – пути эволюционной или революционнй смены одной социально-экономической системы другой. Однако новые социально-экономические отношения не всегда добиваются быстрой победы. Здесь могут быть и возвратные движения, и зигзаги, и отклонения от основной, стержневой линии естественно-исторического процесса. Следует не забывать, что помимо общих теоретических положений в каждой отдельно взятой стране имеются свои особенности, традиции во всех сферах жизнедеятельности общества, которые не могут не накладывать отпечаток национального колорита.

1.4. Историчность

Характерной чертой переходной экономики является также историчность, которая указывает  на неповторимость состояний как  экономических систем, так и их переходности. Для каждого исторического этапа характерны свои специфические составляющие экономической системы и факторы производства, экономические отношения. Несмотря на то, что по истечении относительно длительных периодов общество и его экономика каждый раз сталкиваются с проблемой переходности, это всегда неповторимые проблемы и противоречия, связанные со специфическими укладами и их экономическим базисом. В каждом отдельном случае речь идет как о различных исходных состояниях, так и о различных процессах социально-экономических преобразований и их результатах, отличных дуг от друга экономическими и социальными структурами общества, предопределяющими особенность исторического момента переходности.

1.5.Преемственность

Наконец, необходимо обратить внимание на такую черту  переходной экономики, как преемственность даже если речь идет о кардинальных преобразованиях, сопряженных с разрушительными последствиями для национальной экономики и общества. Преемственность заложена уже в этике, которая значительно в меньшей степени подвержена изменениям (если таковые происходят) и сохраняет память поколений и систему ценностей. И если даже происходят значительные изменения в экономическом базисе, то они приобретают определенную этическую окраску нации либо вступают в противоречие с ее этическими нормами. Равным образом и «чистая» экономическая система не может в одночасье измениться, ибо в ней сосуществуют и взаимодействуют различные уклады. Поэтому необходимо такое их взаимодействие, которое обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса как непременного условия дальнейшего развития экономики. Естественно, что воспроизводственный процесс втягивает в себя все существующие социально-экономические уклады. Некоторые из них еще длительное время сохраняют печать своих «родовых» экономических отношений и форм общественной организации производства. Поэтому процесс трансформирования экономической системы при естественно-эволюционном преобразовании общества охватывает относительно длительный период времени, в течение которого идет соревновательность, взаимодействие и противоборство различных укладов в рамках объективного характера общественной эволюции1.

2. Функции и задачи государства в переходной экономике

С развитием общества, с изменениями в структуре  общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, социальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

В последнее время  возникли и качественно новые  функции государства, которые ранее  не были однозначно структурированы, что  связано с постепенным становлением постиндустриального общества. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов. В качестве примеров положительной роли государства за последнее десятилетие приведем преодоление трагедии Великих озер в Соединенных Штатах Америки или очистку Рейна, который еще несколько десятилетий назад был сточной канавой Европы. Рынок привел к экологической катастрофе, а наводить порядок пришлось с помощью государства. Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Роль государства качественно  различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и  в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок - классический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции, возврату экономики в прежнее состояние, укоренению старых тенденций. Это очень опасно. К тому же отсутствие каких-либо регулирующих начал в период трансформации ведет к неизбежному нарастанию хаотических процессов. Кстати, и тенденция к консервации сложившихся структур, и нарастание хаотических процессов четко видны в современной России. О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Можно выделить несколько таких задач.

Это прежде всего формирование новой системы отношений собственности, присущей смешанной, многоукладной  экономике. Самостийно данный процесс  в исторически обозримой перспективе в принципе не может произойти.

Становление малого предпринимательства, в том числе и фермерского  хозяйства, невозможно без поддержки  и государственного регулирования. В последнем нуждаются и современные высокоорганизованные структуры типа финансово-промышленных групп и аналогичных им. Их создание тоже не может быть пущено на самотек, требует чёткого инициирования, регулирования и поддержки со стороны государства.

Информация о работе Функции государства в переходной экономики и инструменты их реализации