Функции государства в переходной экономики и инструменты их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – расширить представление о функциях государства в переходный период и рассмотреть инструменты их реализации.
Задачи работы – рассмотреть основные черты переходной экономики (цикличность, неустойчивость, альтернативность, историчность, преемственность), изучить стратегические проблемы России по вопросам государственного регулирования переходной экономикой на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Функционирование холдинговых  компаний может принести максимальную отдачу:

  • в отраслях промышленности с высокой концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии);
  • в отраслях, являющихся естественными монополиями;
  • в отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей технологической цепочкой (например, в нефтедобыче и нефтепереработке);
  • в случае предотвращения скупки контрольных пакетов акций предприятий криминальными коммерческими структурами (для этого необходима передача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).

Рассматривая актуальные задачи государственного управления экономикой, нельзя не сказать о таком важном и перспективном направлении, каким является расширение масштабов и повышение роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций. В настоящее время Россия занимает 16-е место в мире по удельному весу в мировом компьютерном парке, в ней в 63 раза меньше компьютеров, чем в США. Наша страна находится на 34-м месте по количеству компьютеров на душу населения, то есть имеет 7 компьютеров на 1000 человек. К тому же пока еще не создана общенациональная компьютерная сеть8.

Борьба российских предприятий  за выживание, трудности переходного  периода отодвинули на второй план создание эффективных коммуникаций в управлении. Вместе с тем можно  утверждать, что глубокие экономические  реформы и институциональные  изменения нуждаются в использовании в широких масштабах глобальных компьютерных сетей. Низкий технический уровень системы информационного обеспечения выдвигает задачу модернизации средств связи и телекоммуникаций, насыщения экономики компьютерным оборудованием. Предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов, гарантий, реальной экономической заинтересованности и юридической ответственности за решение этих задач.

Область властно-административных и экономических функций государства  затрагивает интересы десятков и сотен миллионов людей. На основе опыта развитых стран, многосторонних научных исследований в сфере управления выработана взаимосвязанная система звеньев регулирования и управления экономическим развитием. Особое значение такая система звеньев и присущих им функций имеет для России, прошедшей в последние годы беспрецедентный в истории путь разрушения своей промышленности, уничтожения производственного и научно-технического потенциала.

Речь идет об органах государственного регулирования  промышленной деятельности федерального и регионального уровней, наделенных соответствующими функциями. На разных этапах переходного периода они могут принимать различные формы и призваны обеспечивать выработку законодательных основ и нормативных правил промышленной деятельности и строгий контроль за их соблюдением. Ключевое их назначение - формирование стратегии (приоритетов и ключевых задач) промышленной политики и влияние на создание соответствующих структур как государственных, так и коммерческих. К этому надо добавить разработку и реализацию соответствующих государственных программ, прогнозирование развития индустриальных отраслей, ограничение монополизма и стимулирование конкуренции. В задачу данных органов входит также поддержка приоритетных направлений развития промышленного комплекса, использование налоговых, ценовых, дотационных рычагов для поддержки структурных изменений и развития научно-технического потенциала9.

 

Заключение

В заключение представленной работы хотелось бы сделать следующие  предложения для существенного улучшения политики правительства России в регулировании экономики переходного периода:

  • следует повысить объемы реальных государственных расходов по сравнению с установленными законодательством и современной практикой;
  • необходимо резко сократить финансирование бюджетного дефицита посредством выпуска новых ГКО и внешних заимствований, расширив финансирование за счет кредитов Центробанка РФ;
  • надо существенно увеличить объемы государственных капиталовложений в реальную экономику;
  • следует провести серьезную банковскую реформу для упорядочения расчетов между предприятиями и предприятий с бюджетом.

Проведение этих мер  должно иметь приоритет перед  жилищно-коммунальной реформой или  реорганизацией естественных монополий, которые следовало бы отложить до создания более благоприятной макроэкономической ситуации. Оба эти мероприятия могут быть реализованы только путем существенного повышения квартирной платы, а также тарифов на коммунальные услуги и пассажирский транспорт. Не говоря уже о нереальности получения дополнительных доходов в бюджет от населения, такие меры, безусловно, приведут к значительному сокращению реального спроса на потребительские товары (как минимум на 10-15%), что еще больше обострит сбыт, а, следовательно, вызовет дальнейшее падение национального производства. Этот минус грозит перекрыть возможный плюс от снижения для предприятий цен на газ, электроэнергию и железнодорожных тарифов.

Предлагаемые рекомендации радикально расходятся с догмами  монетаризма, которыми сейчас руководствуется  правительство. В России со времен великих реформ прошлого столетия неоднократно предпринимались попытки решения организационных проблем реформирования экономики при смене экономического уклада и политического курса. Хотя коренные изменения политических систем в феврале и октябре 1917 г. и в августе 1991 г. имели разную политическую подоплеку, но цели реформирования организационного порядка у них во многом совпадали. Однако следует признать, что решить организационные вопросы управления экономикой эти реформы не смогли.

Установление советским  режимом жесткого административного  контроля над экономикой в 30-50-е годы сковало хозяйственную инициативу, обусловило зависимость предприятий  и региональных хозяйственных систем от донорской помощи государства, оказываемой  часто без учета экономической целесообразности и эффективности. Реформы 1991-1992 гг., наоборот, напоминают революцию. Они сломали существовавший в стране общественно-политический строй. Главная их цель - освободиться от всех последствий и атрибутов социализма, включая идеологию и образ жизни людей. И надо отметить, что российские реформаторы добились в этом больших успехов, чем в экономических преобразованиях. Жизнь людей резко изменилась, они оказались незащищенными (за исключением немногочисленного слоя новой буржуазии) перед чисто товарным производством, сопровождаемым ростом цен, неуверенностью в завтрашнем дне, отсутствием социальных гарантий со стороны государства.

Необходимо совершенствовать, а может быть, даже коренным образом  изменить роль организационных структур управления современным российским рынком, особенно в переходный период. Государство оказывает влияние на экономику посредством установления ставок налогов, акцизов и сборов, внешнеторговых пошлин, предоставляя займы и кредиты, выделяя средства на образование, науку, культуру, охрану окружающей среды и др. Главное при этом - не подавить частную инициативу и обеспечить рост уровня жизни населения.

 

Список литературы:

 

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2000.-861 стр.
  2. Общая экономическая теория: учебное пособие. М.: Изд-во “ПРИОР”, Новосибирск: ООО “Изд-во ЮКЭА”, 1999 г., 528 стр.
  3. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. М.: изд-во “ДИС”, 1997 г., 735 стр.
  4. Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П.Журавлевой и Н.Н.Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997., 248 стр.
  5. Шарипова А.Ю. Экономическая теория: тексты лекций. Новосибирск: НИИХ, 1993 г., 168 стр.
  6. Экономическая теория. / Под ред. Зюзиной М.И. М.: ИНФРА-М, 2003., 444 стр.

1 Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2000. С. 776-780.

2 Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2000. С. 567-569.

3 Экономическая теория. / Под ред. Зюзиной М.И. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 302.

4 Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2000. С. 569.

5 Экономическая теория. / Под ред. Зюзиной М.И. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 307.

6 Экономическая теория. / Под ред. Зюзиной М.И. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 308.

7 Экономическая теория. / Под ред. Зюзиной М.И. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 309.

8 Сидорович А.В. Курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. М.: изд-во “ДИС”, 1997 г. С. 55-57.

9 Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г.П.Журавлевой и Н.Н.Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 90-94.


Информация о работе Функции государства в переходной экономики и инструменты их реализации