Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:45, курсовая работа
Цель работы – расширить представление о функциях государства в переходный период и рассмотреть инструменты их реализации.
Задачи работы – рассмотреть основные черты переходной экономики (цикличность, неустойчивость, альтернативность, историчность, преемственность), изучить стратегические проблемы России по вопросам государственного регулирования переходной экономикой на современном этапе.
Наконец, в переходный период стоит задача формирования основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуры рыночной экономики в целом, которые вряд ли могут сложиться без активного регулирующего участия государства.
После создания основ рыночной экономики опять-таки нельзя говорить об уходе государства из этой сферы. Перед ним на этапе регулирования сложившейся, отлаженной системы экономических отношений возникают новые задачи.
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке - эффект будет невелик. Это задача всегда творческая, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы. Думается, что в принципе поиск таких ответов в рамках парного соотношения «государство-рынок» не отражает реальной ситуации в обществе и непродуктивен ни для науки, ни для практической деятельности. Эти категории вообще вряд ли можно рассматривать как парные.
Нельзя согласиться с теми экономистами, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем не совсем корректны и те, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции, стимулирования и т.д. Абсолютно правильный ответ в том, что надо искать взвешенное, рациональное их соотношение2.
Представление о вторичности управления свело проблемы руководства хозяйственными процессами к предельно простым связям и отношениям, примитивизму в понимании многосложных объективных процессов, практически подменило гибкое и нормативное регулирование импульсивными мерами по «тушению пожаров».
По этим причинам кризис приобрел всеобщий характер, задев самые основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков. Он превратился в кризис человеческих отношений. Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, корпоративной этики и чести.
К наиболее заметным проявлениям охватившего экономику кризиса управления можно отнести:
Разумеется, нельзя не учитывать, что централизованная система не могла быть сломана в одночасье. Надо отметить и то, что самым неуправляемым оказался государственный сектор. Практически не оправдали себя хозяйственное ведение как форма реализации государственной собственности, институт представителей государства в акционерных обществах с соответствующими пакетами акций. Государство как собственник не разработало обоснованную стратегию управления своим имуществом, оно не стало «стратегическим собственником».
Государство в крупных масштабах «сбросило» с себя выполнение действительно несвойственных ему хозяйственных функций, но при этом произошло ослабление управляемости оставшимися в его собственности предприятиями. Основные причины потери управляемости государственным сектором экономики носят институциональный характер и связаны с тем, что:
Создание системы
Но все это внешние условия по отношению к субъектам хозяйствования, являющимся как государственными, так и управляемыми с участием представителей государства в акционерных обществах. Именно здесь, на уровне субъектов хозяйствования, проявляются все негативные последствия плохо налаженной, неупорядоченной, малоэффективной системы управления.
Во-первых, изменение форм собственности, стремительное акционирование не сопровождалось применением форм и методов эффективного управления новыми субъектами хозяйствования.
Во-вторых, продолжается и даже усиливается процесс организационной и финансовой деформации предприятий. По данным Минэкономики РФ, в 1996 г. доля убыточных предприятий в промышленности возросла с 35 до 43%3. Общая сумма убытков в промышленности, строительстве и на транспорте составила 79,7 трлн. руб. и возросла по сравнению с 1995 г. в 3,6 раза4.
В-третьих, в отношениях с хозяйствующими субъектами государство попадает в «заколдованный круг». Проводится курс на то, чтобы государственную поддержку оказывать лишь тем предприятиям, которые успешно реформировались. Но в условиях экономического спада, кризиса неплатежей, действующей налоговой системы успешное реформирование предприятий за небольшим исключением практически невозможно.
Интересы дела требуют существенного повышения роли государства-собственника в управлении акционерными обществами. В частности, голосование государственным пакетом акций на собрании акционеров должен осуществлять представитель (или коллективный представитель) государства, а не руководитель исполнительного органа - генеральный директор. В отдельных случаях, когда закрепленные в государственной собственности пакеты акций передаются в доверительное управление или залог, допустимо, что государственным пакетом акций голосуют уполномоченные предпринимательские структуры.
Важно соблюдать условие, при котором государственные служащие, представляющие интересы государства на собрании акционеров и в совете директоров, являются разными лицами. Исключения возможны, например, при назначении коллективного акционера из сотрудников разных ведомств. Целесообразно в крупных акционерных обществах, которые имеют важное значение для экономики страны и доля государства в уставном капитале которых превышает 25%, ввести практику утверждения в должности председателей советов директоров и генеральных директоров5.
Необходимо структуры аппаратов управления акционерных обществ привести в соответствие с рыночными условиями. Особое значение приобретают подразделения, отвечающие за разработку стратегии поведения на рынке, управление финансами, маркетинг, работу с кадрами.
Малое предпринимательство все больше и больше занимает свою нишу в российской экономике. Однако в стране, где предельно высока концентрация производства, где почти 90% промышленного потенциала (оборудования, ресурсов сырья и специалистов) сосредоточено на предприятиях с численностью занятых свыше 10 тыс. человек, только малый бизнес не в состоянии обеспечить быстрые перемены во всех сегментах производственного сектора. В решении сложнейшей задачи реструктуризации крупных производств необходимо отказаться от примитивизма и упрощенчества6.
Мировой опыт свидетельствует, что концерны, холдинги, конгломераты и консорциумы, финансово-промышленные группы, включающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, а также многие структуры ассоциативного типа, базирующиеся на внутренних договорных отношениях, можно назвать своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран, да и мирового хозяйства в целом.
В России такие структуры пока еще не стали основой расширенного воспроизводства. Однако в последнее время резко возросла мотивация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Серьезные намерения их участников связаны с возможностью обеспечить акционерный контроль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйственных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализации приоритетных федеральных и региональных программ, получения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение производства, освоения долгосрочных и перспективных инвестиционных проектов.
В состав действующих в настоящее время в России финансово-промышленных групп на добровольной основе вошли 860 предприятий и организаций, в том числе 115 финансово-кредитных учреждений, включая 66 коммерческих банков, страховые компании, инвестиционные институты. Общая численность работающих, занятых на предприятиях и в организациях ФПГ, равна примерно 3 млн. человек при годовом объеме выпуска продукции свыше 100 трлн. руб7.
Мировой, и отечественный
опыт эффективного управления деятельностью
отдельных субъектов
Создание ФПГ в России
сдерживается рядом фактором. Никаких стимулов и условий для их «выращивания»
нет, государство не принимает целенаправленных
регулирующих мер ни через систему госзаказов,
ни с помощью программ развития перспективных
производств, ни через ограничение импорта.
К тому же приватизация государственной
промышленности приводит к распаду ранее
единых производственно-
По мере развития в российской экономике интегрированных компаний следует принять специальный закон о холдингах и холдинговых компаниях. Это тем более необходимо, поскольку организационно-управленческая структура данных институтов не отражена в законе о финансово-промышленных группах, а законом об акционерных обществах вообще игнорируется понятие «холдинг» или «холдинговая компания».
В России существует как минимум три типа холдинговых структур: интегрированные промышленные компании; конгломераты; банковские холдинги. Их особенность заключается в том, что в них присутствует государственный капитал. В отраслях, являющихся естественными монополистами, такой контроль себя вполне оправдывает. Государство практически во всех развитых странах регулирует либо устанавливает тарифы на электроэнергию. Кроме того, оно принимает решения о национализации или приватизации, разукрупнении или слиянии естественных монополий. Поэтому акционерный контроль над такими отраслями объективно обусловлен.
Восстановление
Информация о работе Функции государства в переходной экономики и инструменты их реализации