Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 07:14, курсовая работа
Переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.
Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
◦проанализировать роль государства в переходной экономике
◦определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в Беларуси;
◦определить проблемы переходной экономики в Беларуси и их пути решения.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития.
Таким
образом, процесс становления
Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
Выбранная мной тема
1.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
ГОСУДАРСТВА В
ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночная экономика.
Переходная
экономика характеризуется
Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.
В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят “переходный”, неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как “бартерные” расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования; характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.
Следует
отметить, что понятие "переходная
экономика" является не новым в истории
развития нашей страны. Она существовала
в 20-е годы нашего столетия и насчитывала
5 общественно-экономических укладов:
социалистический, частнокапиталистический,
государственно-
Переходная экономика нашей страны и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой к рыночной экономике. Поэтому сущность нашей переходной экономики в том, что это смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем.
Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Но нужно учитывать, что в каждой стране складывается своя социально-экономическая ситуация, существуют свои стартовые условия. Есть также своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые накладывают свой отпечаток на формируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая рыночная модель белорусской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально ориентированной экономики.
Основная трудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
Характерный признак переходной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого — глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.
Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).
Начало переходного периода в странах СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов.
Сейчас в переходной экономике практически каждой постсоциалистической страны сочетаются три фундаментальных тенденции: 1) постепенное умирание административного социализма; 2) генезис отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства, то есть современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности; 3) наличие тенденции социализации и гуманизации общественно-экономической жизни, как фундаментальной предпосылки любых современных трансформационных процессов.
Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. О размахе экономических реформ свидетельствует тот факт, что за пять лет, (с 1990 по 1995 год) в странах с переходной экономикой было приватизировано более 30 тысяч крупных и средних предприятий, а в остальных странах мира за одиннадцать лет (с 1980 по 1991 год) — менее 7 тысяч.
Существенной
чертой переходной экономики является
социально-экономический кризис. Возникший
как результат краха командно-административной
системы, этот кризис характеризуется
массовым падением объемов производства,
снижением жизненного уровня населения,
банкротством предприятий, увеличивающейся
безработицей. Ему способствовали такие
факторы, как деформация структуры народного
хозяйства (прежде всего преобладание
производства средств производства над
производством предметов потребления),
совпавший по времени с трансформацией
экономики массовый износ основных фондов,
катастрофически медленное внедрение
достижений НТП в производство.
1.2. Роль государства в переходной экономике
Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.