Механизм реализации функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена такой теме, как механизм реализации функций государства. Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Ведь вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и, безусловно, практическое значение.

Содержание

Введение
I. Понятие и классификация функций государства:
1. Понятие «функции государства»
2. Классификация функций государства
II. Механизм реализации функций государства
1. Понятие механизма реализации функций государства
2. Формы реализации функций государства
3. Методы реализации функций государства
4. Способы реализации функций государства
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Механизм реализации функций государства.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    по

    теории  государства и права

    на  тему: «Механизм реализации функций  государства» 
     
     

    Выполнил:

    Студент 1 курса

    юридического  факультета ХГАЭП

    Группы: Ю-03

    Шемелин Евгений Евгеньевич

    Проверил:

    Кандидат  юридических наук, доцент,

    заведующий  кафедрой теории и

    истории государства и права ХГАЭП

    Пастушенко  Александр Борисович 
     
     
     

    Хабаровск 2011

    План

    Введение………………………………………………………………...……...3

  1. Понятие и классификация функций государства:
    1. Понятие «функции государства»……..………………………………..5
    1. Классификация функций государства………….……………………..7
  1. Механизм реализации функций государства
  1. Понятие механизма реализации функций государства………….….14
  2. Формы реализации функций государства……………………………14
  3. Методы реализации функций государства…………………………..19
  4. Способы реализации функций государства………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиографический список……………………………………………………..28

 

    Введение

         Данная  курсовая работа посвящена такой теме, как механизм реализации функций государства. Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Ведь вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и, безусловно, практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, но и рассмотреть его разностороннюю деятельность. С помощью функций можно с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.1

         Изменение многих функций государства есть процесс неизбежный, он происходит на всех этапах развития государства и зависит от множества факторов: социально-экономических, военно-политических, эколого-географических и т. д. Однако, вместе с этим происходит изменение и в механизме реализации данных функций государства, что, безусловно, имеет немаловажное значение.

         Цель  данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «механизм реализации функций  государства».

         Задачи  работы можно определить следующим образом:

  • раскрытие понятия «функции государства», его неоднозначности, классификация функций государства;
  • раскрытие основных внешних и внутренних функций современного государства;
  • раскрытие понятия «механизм реализации функций государства»;
  • характеристика основных механизмов реализации как внешних, так и внутренних функций государства.

     Методологическую  основу работы составляют общенаучные  методы (анализ, сравнение, систематизация) и частнонаучные методы (исторический).

 

  1. Понятие и классификация функций государства
  1. Понятие «функции государства»

     Термин  «функция» имеет в отечественной  и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. Как правило, в философском и общесоциологическом плане он рассматривается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

     Функция в теории же государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

     Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

     Содержание  функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его  органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития. 2

     Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению  функций государства вынуждает  сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что отличает функции государства? Чем они характеризуются? Обратим внимание на следующие их общие черты.

  1. Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. За этим всегда стоит целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.
  2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социальную сущность и содержание конкретного государства.
  3. В функциях государства прослеживается прямая связь с его непосредственными основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Так, например, в условиях войны, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.
  4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.
  5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.

     В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.

     Таким образом, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы.3

  1. Классификация функций государства

     Как и в других науках для наилучшего осознания и изучения различных  понятий, так и для такого понятия  как функции государства невозможно обойтись без классификации этого понятия.

     В юридической литературе существует множество оснований (критериев) классификации  функций государства. Классификационные  критерии, то есть признаки (их совокупность), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например: объекты и сферы государственной деятельности; территориальный масштаб; способ государственного воздействия на общественные отношения; взаимоотношения государств; содержание функций.

     Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям. Например, по времени действия функции делятся на постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования) и временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

     По  сферам общественной жизни функции  государства могут быть разделены на экономические, политические, социальные, осуществляемые в духовной сфере.

     Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и не основные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Но в различных условиях различные функции могут приобретать приоритетное (основное) значение. Но в тоже время у современного государства в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной-единственной основной функции.

     К числу критериев также можно  отнести принцип разделения властей  и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь, соответственно, функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные (в том числе судебные). Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной, но, тем не менее, весьма часто используемой в научных и практических целях.

     Наиболее  распространённой и общепризнанной является классификация функций государства в зависимости от политической направленности (внутренняя и внешняя политика), согласно которой функции делятся на внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества), внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

     К внутренним функциям государства относятся следующие функции.

     Экономическая функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей экономической жизни. В современных условиях демократическое государство активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. Такое государство влияет на экономику через налоговую, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы. Вмешательство государства имеет определенные пределы и, как правило, сводится к:

  1. выработке экономической политики;
  2. управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность (например, оборонная промышленность);
  3. установлению правовых основ рынка и ценовой политики (стимулирование предпринимательства, антимонопольная политика).

     В периоды экономических кризисов вмешательство государства в  экономику увеличивается. Это характерно для современного этапа развития России после последнего мирового экономического кризиса (предложено увеличение поддержки малого бизнеса, изменение налогообложения, увеличение дотаций сельского хозяйства).

     Социальная  функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.4

     Многие  государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они  считают своей важной задачей  заботу обо всех тех гражданах, кто  в силу каких-либо причин не в состоянии  обеспечить для себя нормальное существование. Как правило, эта защита происходит в формах добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения, благотворительности, государственной поддержки науки, культуры, здравоохранения.

Информация о работе Механизм реализации функций государства