Формирование имиджевой политики региона в современной экономике на примере Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования имиджевой политики в регионе на примере Пермского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность и основные характеристики имиджа
изучить особенности и способы формирования имиджевой политики региона

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования имеджевой политики региона 6
§ 1.1 Сущность и основные характеристики имиджа 6
§ 1.2 Особенности и способы формирования имиджевой политики региона 11
Глава 2. Анализ особенностей формирования имиджевой политики Пермского края 21
§ 2.1 История формирования имиджевой политики Пермского края 21
§ 2.2 Проблемы и основные направления совершенствования имиджевой политики Пермского края 26
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс(1).doc

— 350.00 Кб (Скачать)

 

     

     Глава 2.   Анализ особенностей формирования имиджевой политики Пермского края 

     § 2.1 История формирования имиджевой политики Пермского края

     До  конца 1990-х годов в пермской периодике  практически не встречаются статьи, связанные с темой имиджа территории. Так в период с 1997 по 2010 годы издавались 849 статей из таких изданий как «Пермские новости», «Новый Компаньон», «Звезда», «Деловое Прикамье», «Пермский обозреватель», «Местное время», «Вечерняя Пермь», «Business-Class» и прочие. При этом как видно в таблице 1, распределялись они не равномерно.

     Таблица 1. Количество статей с отношением к  имиджу Пермского края по годам (1997-2010 гг.)

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
0 5 9 11 18 15 72 116 95 103 101 98 95 111

     Во-первых, данная таблица дает представление о том, что в действительности развитие имиджа региона началось лишь в 2003 году, во-вторых, на сегодняшний день имидж региона поддерживаться большинством изданий, в-третьих- это стабильность, даже не смотря на 2008й кризисный год, где и наблюдается небольшой спад упоминаний в периодике, однако остался на том же высоком уровне, сейчас тренд переменился на повышающийся.

     1997–2000 года. Интерес к проблеме имиджа территории до конца 2000 года находился в зачаточном состоянии. Этой теме посвящено всего 25 публикаций. Более всего в этот период имидж региона упоминается в контексте инвестиционной привлекательности. В конце марта 2000 года Законодательное Собрание Пермской области приняло проект закона «О международных связях Пермской области»6 и внесло изменения и дополнения в закон «Об иностранных инвестициях в Пермской области»7. Это событие активно обсуждалось в СМИ и поэтому, выделяются три этапа в реализации курса по позиционированию территории и формированию внутреннего имиджа региона: 

     1 этап - (2000-2004 гг.): на данном этапе приходит осознание необходимости конструирования позитивного имиджа Пермского региона. В то же время в действиях региональной элиты преобладают политические мотивы, связанные с продвижением в федеральную политику пермского губернатора, ныне министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева. Так, одним из важных шагов для формирования имиджа региона на международном уровне, по мнению СМИ, стала презентация Пермской области в министерстве иностранных дел России для 68 стран мира в феврале 2002 года. На ней присутствовали представители органов власти и деловых кругов Запада.8

     В то же время предприятия, работающие на территории Пермской области, также  заботит формирование имиджа региона. Компания «ЛУКОЙЛ– Пермнефтепродукт», например, сообщает о переоборудовании АЗС в соответствии с зарубежными стандартами. Таким образом, бизнес-структуры формируют свой имидж, сопрягая его с имиджем региона. Подход «Имидж региона – наш имидж» характерен, прежде всего, для компаний, ведущих основную деятельность в регионе и ожидающих внимания инвесторов (партнеров, клиентов и т. п.) извне. Однако неопределенность стратегии формирования имиджа Прикамья привела к провалу PR-компании. По мнению пермских СМИ благодаря выходу в премьер-лигу пермской футбольной команды «Амкар», а кроме футбольной в высших лигах играют баскетбольная («Урал-Грейт») и хоккейная («Молот-Прикамье») команды. Что и привлекает спонсоров и болельщиков из других регионов.

     Главным событием 2003 года стало объединение  Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект федерации. Во многих СМИ это событие подавалось как основание для формирования положительного имиджа Пермской области.

     2 этап – (2005 - 2008): новый губернатор региона Олег Чиркунов имиджевую политику региона возводит в ранг одного из приоритетных направлений своей деятельности. На этом этапе вопросы имиджа выделяются в качестве отдельного направления политического курса, формируется центр ответственности, который курирует данную проблему (вице-губернатор, а позже министр культуры и молодежной политики О.Е. Ощепков). Этап условно оканчивается с отставкой правительства и уходом Олега Ощепкова с поста министра культуры и массовых коммуникаций в начале марта 2008 г.

     3 этап – (2008 – по н.в.): этап корректировки курса О.Ощепкова. Первое изменение связано тем, что губернатор Олег Чиркунов взял под контроль процесс работы над пермской уникальностью, сформировав вокруг себя креативный центр из привлеченных «экспертов» (Марат Гельман, Сергей Гордеев). Следующая черта, обнаружившаяся на данном этапе, связана с расчленением направлений конструирования внешнего и внутреннего имиджа края. Внутренний приобретает все более культурно-направленную окраску. Внешнее направление региональной имиджевой политики, осуществляемой с 2008 г., завязано на определении новых брендов Пермского края («Покупай пермское», «Пермская картошка» и др.). 30 августа 2008 года в Пермском крае прошел финал I Регионального конкурса инвестиционных проектов. Победитель выбирался из 8 проектов, для реализации которых необходимо не менее 100 млн. рублей инвестиций.

     Финалистами конкурса стали лучшие инвестиционные проекты в сфере строительства, девелопмента, логистики и производства:

     - строительство коттеджного поселка  бизнес-класса Green Hill;

     - программа развития территории  ЗАТО "Звездный" (управляющая компания "Император");

     - девелопмент и строительство  - "Авиатор", "Альпийская горка", "Боровик" (строительная компания "Камская долина");

     - строительство завода по производству  стальных конструкций, производственное предприятие в Гремячинске (компания "РК-Логистика")4

     - строительство логистического центра  и инвестиционный проект в  развитие действующего бизнеса  ЗАО "Пермрыба" (логистический  центр "Гигант", ЗАО "Пермрыба");

     - строительство логистического центра широкого профиля применения (ООО "Линия 7").

     Общая стоимость этих инвестпроектов - 23 млрд. рублей.

     Конкурс был организован правительством Пермского края, НП "Клуб финансовых директоров" и корпорацией "Стратум" с целью привлечь ведущие финансовые институты и фонды прямых инвестиций к сотрудничеству с динамично развивающимися предприятиями региона. В состав экспертного совета вошли такие ведущие российские и международные финансовые институты, как Alur Investments, Ernst & Young, Eagle Venture Partners, Бейкер Тили Русаудит.

     Рассмотренный материал дает основания сделать  следующие выводы:

     1. Любое событие окружающей действительности, упомянутое в контексте имиджа региона, приобретает необыкновенную значимость. Этим пользуются журналисты, чиновники, представители бизнеса и др., активно апеллирующие к имиджу региона для повышения значимости события, обострения проблемы и вывода ее на более высокий уровень рассмотрения.

     2. С другой стороны, представители власти, бизнесмены и др. используют тему имиджа региона для самопрезентации. Человек, который радеет о положительном образе региона (то есть об «общем деле») в бытовом сознании становится меценатом, «бессребреником». Следовательно, усиление форимирования имиджа территории не что иное как «продвижение» отдельных чиновников и бизнес-структур. Повышение значимости темы имиджа приводит к тому, что местные бизнес-круги готовы вкладываться в «общее дело», невзирая на затраты.

     3. Одной из наиболее важных задач региональные власти называют формирование положительного имиджа территории у местного населения. Представляется, что сосредоточение исключительно на этой задаче крайне выгодно властным структурам, так как положительный образ региона стимулирует жителей на эффективную деятельность, придает деятельности большую значимость, повышает чувство гордости за регион.

     4. В целом можно констатировать  неопределенность стратегии формирования  имиджа Прикамья. Разрозненные действия  представителей властей и бизнес-структур не приводят к серьезным результатам. Сложившуюся ситуацию характеризует излишне активное обращение к теме положительного имиджа региона в местных СМИ, отсутствие информационных поводов для федеральных СМИ, отсутствие единой информационной стратегии. Единственно значимым направлением на сегодняшний день можно выделить лишь Пермь-культурная столица, что в общем хоть и влияет, но проходит стороной край в целом.

 

     

     § 2.2 Проблемы и основные направления совершенствования имиджевой политики Пермского края

     Инвестиционно-привлекательный  имидж Пермского края формируется  на основе уникальных конкурентных преимуществ  региона:

  • география, ресурсы;
  • социальная и финансовая инфраструктура;
  • развитый транспорт;
  • промышленный и научный потенциал;
  • трудовые ресурсы;
  • наука и образование;
  • развитие инвестиционного законодательства;
  • историческое и культурное наследие;
  • экономическая и политическая стабильность.

     Достойнства региона: наибольший потенциал края – природно-ресурсный. Помимо него также лидирующее положение занимают финансовый и инновационный потенциалы. Хуже состояние потребительского, производственного, институционального потенциалов. Пермский край располагает как разнообразными природными ресурсами, так и мощным промышленным потенциалом. Энергоресурсы реки Камы здесь сочетаются с каменным углем Кизеловского бассейна, нефтью и газом. На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Топливная и химическая отрасли развиваются преимущественно на местной сырьевой базе. Основной объем производства топливной продукции приходится на предприятия нефтяной и газовой промышленности. Создан и успешно работает современный, мощный, диверсифицированный комплекс предприятий по добыче и переработке нефти и газа. На севере края находятся крупнейшие в Европе залежи калийных солей. На долю Пермского края приходится 100% производимых в России калийных удобрений. Кроме того, химические предприятия производят такие виды экспорто-ориентированной и высокотехнологичной продукции как метанол и продукты его переработки, аммиак и азотные удобрения, уникальные хладоны и фторополимеры, флокулянты и активные угли.

     Имеются драгоценные (алмазы) и поделочные (селенит) камни, золото и платина, хромовые руды, металлургическое и цементное сырье, карбонатное сырье. В крае открыто 205 месторождений нефти и газа, на севере – восемь месторождений  россыпных алмазов. Значительны и лесные ресурсы области. Выгодное географическое положение определяет полноценную структуру транспортной системы. На территории края пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, находятся четыре самых восточных порта единой глубоководной системы европейской части России, обеспечивающих выход в Северную и Южную Европу.

     Наличие специализированных научных центров  и высококвалифицированных кадров обеспечивают лидирующие позиции машиностроения региона в российском производстве авиационных и ракетных двигателей, топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации, навигационной аппаратуры. Также Пермский регион на российском рынке занимает лидирующие позиции по разработке и выпуску магниевых и титановых сплавов. Вообще металлургическая промышленность представлена предприятиями по производству и переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также предприятиями порошковой металлургии. В крае работает единственное в России предприятие по производству титановой губки. Подавляющая часть от общероссийских объемов производства магния принадлежит компаниям Пермского края.

     Лесопромышленный комплекс Прикамья занимает одно из ведущих мест в России в сфере заготовки и переработки древесины. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят около 20% от общероссийского объема бумаги различного назначения.

     На  территории края действуют Камская и Боткинская ГЭС и Пермская ГРЭС.

     Развитие  инвестиционной деятельности дает основания  предполагать рост экономического потенциала Перми в долгосрочной перспективе.

     По  объемам валового регионального  продукта, который превышает 300 млрд рублей ежегодно, Пермский край входит в число наиболее развитых субъектов Российской Федерации. Основными импортерами иностранных инвестиций в край на протяжении 5 лет являются: Великобритания, США, Германия. Их доля в общем объеме иностранных инвестиций за данный период времени составляет 67%. При этом основные получатели – предприятия области: ООО "Лукойл – Пермь", ОАО "Лукойл ПНОС", ОАО "Уралсвязьинформ"9.

Информация о работе Формирование имиджевой политики региона в современной экономике на примере Пермского края