Естественные монополии и регулируемые рынки в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Начало экономических реформ в Казахстане связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений, то есть естественных монополий и регулируемых рынков.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ РАЗРАБОТКА.docx

— 118.95 Кб (Скачать)

    Так же немало важен такой метод регулирования  как контроль над усилением экономической концентрации. Сейчас в Казахстане чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Наш монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

    Наряду  с запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и  на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции  применяется контроль над экономической  концентрацией. Она возникает:

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

    Среди ограничителей конкуренции следует  выделить:

  1. соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;
  2. отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
  3. соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;
  4. ценовые соглашения.

    Предварительно  контролируются:

    во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРП;

    во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРП, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

  • лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
  • одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
  • лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

    Запрет  на недобросовестную конкуренцию включает в себя запрет на действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

    Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.

    Речь  идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных  причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение  относительно характера, способа, места  изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

    Растет  интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

    Законом запрещено принимать нормативные  акты и совершать действия, которые  ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные  условия для одних в ущерб  другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий  или граждан.

    Однако  государственные органы допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

    Законодательство  запрещает должностным лицам  государственной власти и управления:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;
  2. самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;
  3. совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

    Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации  производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и  ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с  антимонопольным ведомством.

    Таким образом, антимонопольное законодательство направлено на поддержание баланса  между естественными монополиями  и регулируемыми рынками, на защиту их от вмешательства государственных  органов и на защиту потребителей от недобросовестной конкуренции и  ущемления монополистами прав граждан.  
 

    III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ И РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНКОВ В РК 

    3.1 Плюсы и минусы законодательства  о естественных монополиях и  регулируемых рынках 

    3.2 Перспективы развития законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках 

    Необходимо  отметить, что только часть видов  хозяйственной деятельности, осуществляемая в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии и должна подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределения ресурсов объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородняя и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в Казахстане должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию.

    На  железнодорожном транспорте конкуренция  с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление  возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать  варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями  железнодорожного транспорта. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально  задействовать конкурентные силы рынка  приведут к ограничению сферы  государственного регулирования. Однако правильное проведение рекоструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется  ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности [35,с.274].

    Нередко встречаются случаи перенесения  затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности. Это, с одной стороны, дает возможность предприятиям  «обоснованно»  завышать цены, а с другой – применять заниженные цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке.

    В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном  транспорте необходимо осуществить  ряд преобразований, которые будут  способствовать решению вышеописанных  проблем:

    1. регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальными требованием, но лучшим решением проблемы может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь нужно отделить производственные функции от транспортных и разделительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности    (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры;
    2. регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;
    3. потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. Так, в электроэнергетике должны быть образованны независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать на оптовом рынке. В области международной телефонной связи уже в настоящее время наблюдается подобные позитивные сдвиги. В перспективе и в газовой промышленности можно сформировать конкурентную среду;
    4. конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий не дискриминационный характер доступ к транспортным системам, а международным и междугородним операторам- открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для всех потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;
    5. инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополии финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала;
    6. во всех отраслях естественной монополии необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования. В газовой промышленности цены должны быть дифференцированы с учетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходов между железными дорогами. Перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должно быть прекращено. Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны представляться из государственного или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов и услуг;
    7. нужно ликвидировать холдинговые компании, нацеленные на осуществление административного контроля на государственном уровне и централизованное перераспределение доходов и прибылей предприятий. Для этого потребуется дальнейшее развитие соответствующих правовых и институциональных условий, а также систем регулирования;
    8. во всех отраслях естественных монополий следует сократить издержки и повысить эффективность хозяйствования, для чего сформировать стимулы к сокращению излишней занятости, а также к ликвидации малоэффективных производств [32,с.155].
 
 

    3.3 Опыт зарубежных стран в сфере  регулирования деятельности естественных  монополий и регулируемых рынков  

    Эффективной организацией современной экономики признается конкурентный рынок. Однако из-за несовершенства информации, существования внешних эффектов, так называемых «общественных благ» и ряда других факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда рынков на конкурентной основе невозможно или неэффективно, то есть для них становится естественной высокая степень монополизации. Разумеется, что изменение технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, активное развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует монополию на проволочную связь, особенно междугородную. Существование естественной монополии делает технически эффективным одного единственного производителя. Опыт, однако, показывает, что злоупотребление с его стороны монопольным положением в форме завышения издержек и вздувание прибыли нередко сводит на нет более высокую техническую эффективность. Причем, это злоупотребление часто достаточно трудно распознать извне в силу того, что реальная эффективность деятельности единственного производителя известна лишь ему самому. Иными словами, к естественной монополии добавляется монополия информации, из-за особой социально-экономической значимости этих отраслей и высокой вероятности злоупотребления в них монопольным положением – именно они были первоочередными объектами национализации. Причем в ряде стран (Великобритании, Франции и др.) предприятия одной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т.д.) объединялись в единые отраслевые государственные корпорации. В регулировании их со стороны правительства нередко преобладали неформальные процедуры [40,с.275].

    Опыт  государственного регулирования естественных монополий и регулируемых рынков можно осветить с нескольких сторон: 

  1. конкуренция за монопольный рынок  

    Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его  победитель приобретает исключительное право производства в масштабах  страны или на локальном рынке. Эффективную  конкуренцию за  вход на монопольный  рынок можно организовать далеко не на всяком монопольном рынке. В частности ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству. Конкуренция за рынок отраслей естественных монополии существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю. Еще в 1882 году в Париже был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в этот город в течение пятнадцати лет. Сейчас около семидесяти процентов населения снабжается водой частными фирмами [32,с.211].

Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РК