Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:48, дипломная работа
Начало экономических реформ в Казахстане связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений, то есть естественных монополий и регулируемых рынков.
Наряду
с отмеченными положительными качествами
у естественных монополий есть и
крайне опасная оборотная сторона
- возможность господствовать в соответствующих
рыночных отношениях, устанавливать
свою безраздельную диктатуру
Первый относится к материальным предпосылкам рыночных отношений - производственному процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.
Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца - естественного монополиста.
Третий по счету компонент - главный по значимости с точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов рыночной экономики - цены: спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным.
Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро-, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией. В следующей главе мы подробно рассмотрим цели и способы регулирования естественных монополий [30,с.140].
Как
известно, наиболее эффективной организацией
экономики, многими крупными учеными
и политиками признается конкурентный
рынок. Однако в силу большого числа
разнородных социально-
Естественная
монополия в промышленном производстве
представляет собой случай, когда
для общества в целом монополистическая
организация производства и реализации
продукции экономически более предпочтительна,
чем создание конкурирующих между
собой предприятий. Основной причиной
возникновения и сохранения естественных
монополий в сфере
Отличительная особенность таких отраслей – использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
В
случае рынка электрической и
тепловой энергии это подразумевает,
что энергоснабжение
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связано с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. «…Монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…» (В. И. Ленин, «Полное собрание сочинений»).
Монополии
благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают
возможности для ускорения
Что
является причиной появления и развития
монополистических тенденций? По этому
вопросу в экономической
Регулируемые рынки – товарные рынки, на которых, в соответствии с законом РК «о естественных монополиях и регулируемых рынках», введено государственное регулирование цен для субъектов регулируемого рынка.
К субъектам регулируемого рынка относятся индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (за исключением субъектов естественной, государственной монополии и энергопроизводящих организаций):
Существует
понятия доминирующего и
Доминирующим признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет тридцать пять и более процентов.
Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если:
Доминирующим признается положение финансовых организаций, если:
Не будет признаваться доминирующим положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке, в том числе и на рынке финансовых услуг, не превышает пятнадцати процентов.
Монопольным признается положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке.
Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы на сто процентов либо отчасти подвергаются наружному управлению и регулированию.
Наружным
источником регулирования выступает
правительство либо уполномоченные
им на это органы. Способом для регулирования
является государственное регулирование
рынка – система способов нормативно-правового,
административного и
Объемы,
масштабы и эффективность регулирования
конкретным образом соединены с
тем, на каком уровне развития находится
рынок. На реальный момент государственное
регулирование заходит в
Неспособность
в неких ситуациях рынка к
саморегуляции вызывает объективную
необходимость муниципального регулирования
(к примеру, в области производства
публичных благ, регулирования занятости,
финансово-кредитной сферы). Разъяснение
в потребности наружного
В
зависимости от определенной ситуации
на рынке трансформируются и задачки
муниципального регулирования. Традиционно
к ним относятся создание критерий
устойчивого экономического роста,
понижение размеров безработицы, инициирование
структурной трансформации
Объектами муниципального регулирования рынка являются определенные трудности, которые появились либо могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие значимый вред уровню жизни населения и экономическому росту:
В хозяйственной практике любого государства нереально встретить только регулируемый либо нерегулируемый рынок. Как указывает опыт, лишь разумное совмещение частей вольного рынка и муниципального регулирования дозволяет провоцировать устойчивый экономический рост и стабильность государственной экономики.
Рыночный механизм, где сочетание конкуренции и монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывая худших. К этой группе относятся потребительский рынок, рынок материальных ресурсов, рынок производственно-технических товаров, информационный рынок и рынок научно-технических разработок.
По механизму функционирования существуют:
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущая роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения принадлежит плану, существует централизованное планирование и регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
По
механизму функционирования различают
рынки совершенной и
Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РК