Естественные монополии и регулируемые рынки в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Начало экономических реформ в Казахстане связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений, то есть естественных монополий и регулируемых рынков.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ РАЗРАБОТКА.docx

— 118.95 Кб (Скачать)

    Решение об утверждении тарифов  или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги субъекта естественной монополии направляются ему не позднее тридцати пяти дней до момента введения их в действие, а субъекту естественной монополии малой мощности – не позднее десяти дней.

    Утверждение тарифов или их предельных уровней  и тарифных смет может производиться  не чаще одного раза в год, за исключением утверждения их в качестве чрезвычайной регулирующей меры. А их введение в действие производится с первого числа второго месяца, следующего за месяцем утверждения тарифов. Введение в действие тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии малой мощности осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем утверждения тарифов, а в качестве чрезвычайной регулирующей меры – с даты, определяемой уполномоченным органом [2].

    Субъект естественной монополии обязан довести  до сведения потребителя информацию об изменении тарифов или их предельных уровней не позднее, чем за тридцать дней до введения их в действие, а  субъект естественной монополии  малой мощности – не позднее, чем за три дня до введения их в действие.

    Процедура утверждения тарифов и тарифных смет в упрощенном порядке производится на:

  1. регулируемые услуги вновь созданного субъекта естественной монополии;
  2. впервые включенные в Закон виды регулируемых услуг;
  3. новые виды регулируемых услуг, оказываемые субъектом естественной монополии, уже включенным в Государственный регистр субъектов естественных монополий по иным видам регулируемых услуг;
  4. новые объекты и участки, если действующие тарифы на регулируемые услуги утверждены раздельно по объектам и участкам.

    В случае завышения тарифов (цен, ставок сборов), утвержденных в упрощенном порядке, уполномоченный орган обязан одновременно с введением новых  тарифов (цен, ставок сборов) принять  решение о компенсации потребителям причиненных убытков [17].

    Субъект естественной монополии, активы которого поступили в его собственность  в результате заключенной сделки или реализации конкурсной массы  должника – субъекта естественной монополии, признанного банкротом, предоставляет потребителям регулируемые услуги по ранее утвержденным тарифам или их предельным уровням и тарифным сметам до представления заявки на их утверждение, но не более чем на шесть месяцев.

    При утверждении уполномоченным органом  предельного уровня тарифа   устанавливаются сроки действия определенной величины тарифа.  
 
 

    II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫ МОНОПОЛИЙ И РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНКОВ 

    2.1 Контроль над деятельностью естественных монополий и регулируемых рынков 

    Контроль над деятельностью естественных монополий и регулируемых рынков осуществляется по средствам государственного регулирования деятельности, в частности ценообразования.

    Государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов  регулируемого рынка в области  железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, нефтепродуктов и газа, транспортировки нефти, гражданской  авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи. Правительство  Республики Казахстан по предложению  антимонопольного и уполномоченного  органов устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые  применяются регулируемые государством цены на товарных рынках [2].

    Уполномоченный орган осуществляет анализ сфер естественных монополий на  предмет отнесения предоставляемых субъектами услуг в рамках данных сфер к регулируемым. Перечень регулируемых услуг утверждается Правительством Республики Казахстан по предоставлению уполномоченного органа. По результатам проведенного анализа сфер естественных монополий субъекты подлежат включению в республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий, с указанием конкретных видов предоставляемых регулируемых услуг.

    Государственное регулирование деятельности субъектов  осуществляется:

  1. утверждением тарифа;
  2. утверждением предельного уровня тарифа;
  3. утверждением инвестиционного тарифа;    
  4. утверждением тарифной сметы;
  5. утверждением временного понижающего коэффициента;
  6. утверждением особого порядка формирования затрат;
  7. утверждением порядка ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности;
  8. согласованием учетной политики;
  9. утверждением временного компенсирующего тарифа.

    Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии, производящего  тепловую энергию на станциях с комбинированным  типом производства, осуществляется на основе комплексного подхода с  учетом особенностей технологических  режимов выработки тепловой и  электрической энергии и формирования цены на электрическую энергию на конкурентном рынке.

    К деятельности субъектов естественных монополий малой мощности применяется  упрощенный порядок государственного регулирования, утверждаемый Правительством Республики Казахстан [2].

    К методам регулирования субъектов естественных монополий и регулируемых рынков можно отнести следующее:

    1. ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
    2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и  (или) установление минимального уровня их обеспечения  в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

    Существует  несколько причин экономического регулирования.

    Во-первых, обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов).

    Во-вторых, определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей.

    В-третьих, стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества облуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.

    И в-четвертых, создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям) [33,с.162].

    Уполномоченный  орган, то есть Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и его территориальные  подразделения, имеет ряд контролирующих функций:

    1. осуществляет контроль и регулирование деятельности субъектов естественных монополий;
    2. осуществляет государственное регулирование и контроль над ценообразованием субъектами регулируемого рынка;
    3. формирует и ведет государственный регистр субъектов естественных монополий;
    4. разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты , обязательные для исполнения государственными органами и субъектами естественных монополий;
    5. разрабатывает и утверждает формы ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве";
    6. разрабатывает, утверждает и применяет недискриминационные методики расчета тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий;
    7. обобщает практику применения законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, вырабатывает на этой основе методические рекомендации;
    8. технические потери субъекта естественной монополии;
    9. технические и технологические нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии субъектов естественных монополий;
    10. нормативную численность персонала субъекта естественной монополии;
    11. согласовывает в порядке, установленном им, штатные расписания субъектов естественных монополий:
    1. с участием государства в уставном капитале;
    2. аффилиированных с юридическими лицами с участием государства в уставном капитале;
    1. согласовывает в порядке, установленном им, предельный уровень оплаты труда руководящих работников административного персонала субъектов естественных монополий:
    1. с участием государства в уставном капитале;
    2. аффилиированных с юридическими лицами с участием государства в уставном капитале;
    1. согласовывает годовую смету затрат, направленных на текущий и капитальный ремонт и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, субъектов естественных монополий;
    1. определяет технические условия недискриминационного доступа в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, гражданской авиации, портовой деятельности;
    2. осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании [2].

    Осуществляя свои функции, уполномоченный орган  вправе:

  1. разрабатывать типовые договоры, заключаемые субъектами естественных монополий с потребителями регулируемых услуг, и представлять их на утверждение в Правительство Республики Казахстан;
  2. принимать решения о включении субъектов, осуществляющих деятельность в сферах естественных монополий, в государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  3. принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о ведении, изменении или прекращении государственного регулирования и контроля;
  4. принимать решения, регулирующие и контролирующие деятельность субъектов естественных монополий, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
  5. принимать в пределах своей компетенции решения по фактам нарушений Закона о пресечении нарушений и устранении их последствий в сферах естественных монополий;
  6. вносить субъектам естественных монополий в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, обязательные для исполнения предписания о заключении договоров на услуги субъектов естественных монополий с потребителями, внесении изменений в заключенные договоры;
  7. вносить субъектам регулируемого рынка обязательные для исполнения предписания об исполнении ими обязательств;
  8. вносить субъектам естественных монополий, государственным органам в случаях нарушения ими законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о реорганизации субъектов естественных монополий и (или) об отчуждении имущества;
  9. обращаться в суд в случаях нарушения законности;
  10. запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий, от физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  11. возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, а также налагать административные взыскания в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
  12. инициировать изменение тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий или их предельных уровней и тарифных смет субъектов естественных монополий в установленном им порядке;
  13. устанавливать субъектам естественных монополий сроки и величину снижения нормативных технических потерь;
  14. осуществлять мониторинг ценообразования субъектов регулируемых рынков;
  15. регулировать цены на товары, реализуемые субъектами регулируемого рынка;
  16. осуществлять контроль за соблюдением субъектами регулируемых рынков порядка ценообразования;
  17. устанавливать срок действия тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии не менее чем на двенадцать месяцев;
  18. утверждать порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности;
  19. согласовывать кандидатуру назначаемого реабилитационного управляющего и план реабилитации субъекта естественной монополии;
  20. утверждать тарифы или их предельные уровни на регулируемые услуги субъекта естественной монополии с учетом требований к качеству, установленных государственными органами в пределах их компетенции;
  21. согласовывать размер и механизм взимания платы за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг в соответствии с порядком, установленным им;
  22. утверждать размер платы за регулируемые коммунальные услуги для потребителей, не имеющих приборов учета регулируемых коммунальных услуг;
  23. согласовывать методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий в установленном им порядке;
  24. согласовывать планы развития тепловых, электрических, газораспределительных сетей, а также сетей водоснабжения и канализации городов, районов и областей;
  25. утверждать по согласованию с уполномоченным органом в области оценочной деятельности порядок и условия проведения переоценки основных средств субъекта естественной монополии;
  26. утверждать совместно с соответствующим государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления инвестиционные программы и (или) инвестиционные проекты, учитываемые при утверждении тарифов или их предельных уровней, тарифных смет, а также утверждать порядок осуществления мониторинга эффективности реализации инвестиционных программ и инвестиционных проектов субъектов естественных монополий;
  27. давать разъяснения по вопросам законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях [2].

    Уполномоченный  орган несет ответственность  за разглашение сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законами Республики Казахстан.

      В обязанности уполномоченного органа входит:

  1. принятие решения об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением тарифа или его предельного уровня и (или) включением в тариф или его предельный уровень стоимости фактически невыполненных работ превышением статей расходов свыше пределов нормативных технических потерь, технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, утвержденных уполномоченным органом, более чем на пять процентов, нецелевым использованием средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, отклонением исполнения статей затрат тарифной сметы более чем на пять процентов от утвержденных размеров;
  2. письменно обосновывать отказ в принятии к рассмотрению заявки субъекта естественной монополии на утверждение или изменение тарифов или их предельных уровней;
  3. знакомить потребителей с принятыми решениями по вопросам регулирования деятельности субъектов естественной монополии, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  4. проводить публичные слушания при рассмотрении заявок субъектов естественных монополий на утверждение тарифов или их предельных уровней;
  5. проводить финансовую и (или) техническую экспертизы с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов в установленном им порядке ;
  6. определять порядок:
    1. утверждения тарифных смет, тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней ;
    1. предоставления проектов тарифных смет, тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;
    2. утверждения временного понижающего коэффициента;
  1. осуществлять контроль:
    1. за исполнением субъектом естественной монополии тарифной сметы;
    2. за закупками, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии;

Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РК