Естественные монополии и регулируемые рынки в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Начало экономических реформ в Казахстане связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений, то есть естественных монополий и регулируемых рынков.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ РАЗРАБОТКА.docx

— 118.95 Кб (Скачать)

    а) содержащуюся в тарифной смете;

    б) о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг;

    в) о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах) [2].

    Для более полного и четкого понимания сфер деятельности естественных монополий и регулируемых рынках необходимо раскрыть понятия услуг, относящихся к данным сферам деятельности.

    Коммунальные услугиэлектроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализование, а также услуги по удалению мусора и обслуживанию лифтами, предоставляемые гражданам в квартирах, индивидуальных жилых домах, а также для нужд приусадебных участков, гаражей, потребителям, занимающимся индивидуальным предпринимательством по месту жительства, и объектам кондоминиума.

    Предоставление  услуг производится на основании  индивидуального договора между  Услугодателем и Потребителем. В  лице потребителя может выступать  КСК (кооператив собственников квартир) или юридическое, физическое лица, которым  делегированы права по заключению данного  договора.

      Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать требованиям, установленным нормативно-технической документацией:

  1. по теплоснабжению – санитарным нормам, определяющим температуру воздуха в жилых помещениях - круглосуточно в течение отопительного сезона;
  2. по электроснабжению – параметрам электрической энергии по действующему стандарту - круглосуточно в течение года;
  3. по холодному и горячему водоснабжению – гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетного расхода воды в точке разбора – круглосуточно в течение года;
  4. по канализованию – обеспечению полн$ого отведения сточных вод круглосуточно в течение года;
  5. по обслуживанию лифтами – безопасному пользованию лифтами - круглосуточно в течение года, или на основании договора;
  6. по удалению мусора – полному удалению мусора, отвечающему санитарно-эпидемиологическим требованиям.

    Оплата за услуги, подлежащие регулированию в соответствии с действующим законодательством, производится по тарифам, утверждаемым уполномоченным государственным органом  в установленном порядке [18].

    Авиационные услуги – это услуги гражданской  авиации, связанные с организацией и обеспечением воздушных перевозок  пассажиров, багажа, грузов и почты  и выполнением авиационных работ.

    В данном случае под гражданской авиацией понимается авиация, используемая в  целях:

  1. перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (воздушные перевозки);
  2. выполнения авиационных работ;
  3. проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества;
  4. удовлетворения личных потребностей эксплуатанта воздушного судна;
  5. проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания помощи в случае стихийных бедствий.

    Авиакомпании, осуществляющие перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты и (или) выполняющие  авиационные работы гражданскими воздушными судами, создаются только в форме  акционерного общества в порядке, установленном  законодательными актами Республики Казахстан, с учетом особенностей, предусмотренных  настоящим Законом, за исключением  авиакомпаний, осуществляющих авиационные  работы, согласно перечню, определяемому  Правительством Республики Казахстан.

    Официальный статус авиакомпании определяется государственной  регистрацией юридического лица в органах  юстиции, наличием сертификата эксплуатанта аэропорта, выдаваемого уполномоченным органом. Юридическое лицо, не имеющее  официального статуса авиакомпании, не может именоваться "авиакомпанией" или характеризовать себя как осуществляющее авиационные услуги и (или) работы [6].

    Услуги  железнодорожных путей с объектами  железнодорожного транспорта по договорам  концессии – это услуги по предоставлению в пользование железнодорожных  путей с объектами железнодорожного транспорта, построенных и эксплуатируемых  по договору концессии, и организации  пропуска подвижного состава по ним.

    Услуги  подъездных путей – это услуги по предоставлению в пользование подъездных путей.

    Услуги  локомотивной тяги – это услуги по перемещению подвижного состава  тяговым транспортным средством (локомотивом) по железнодорожным путям.

    Услуги  магистральной железнодорожной  сети – это услуги по предоставлению в пользование магистральной  железнодорожной сети и организации  пропуска подвижного состава по ней.

    Условия перевозок, порядок использования  транспортных средств, обеспечения  безопасности в области технического регулирования (далее - безопасность) транспортных средств и процессов их жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном  порядке и являющимися обязательными  для всех участников транспортных отношений.

    Магистральные железнодорожные сети, автомобильные  дороги общего пользования, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные  знаки, регулирующие и гарантирующие  безопасность судоходства, аэронавигационные  устройства системы управления воздушным  движением, сети телекоммуникаций, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также  метрополитен являются государственной  собственностью.

    Подъездные  пути и узкоколейные линии, а также  автомобильные дороги могут находиться как в государственной, так и в частной собственности [5].    

    Передача тепловой энергии – услуга по транспортировке тепловой энергии по тепловым сетям, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами.

    Вспомогательные услуги – услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования активной и реактивной мощностей, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния [20].

    Системные услуги – услуги, оказываемые системным оператором субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию и резервированию мощности, организации балансирования производства-потребления электрической энергии.

    Организационные мероприятия при эксплуатации электрического оборудования, электрических и тепловых сетей, установок потребителей должны обеспечивать безопасность для жизни  и здоровья человека и окружающей среды.

      Из выше изложенного видно, что перечень услуг, относящийся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и регулируемых рынков довольно широк, но является исчерпывающим.

     

    1. Финансово – экономический аспект деятельности естественных монополий и регулируемых рынков в РК
 

    К финансово – экономической стороне деятельности естественных монополий и регулируемых рынков можно отнести: производственные издержки, затраты, прибыль, сверхприбыль, формирование и утверждение тарифов (цены, ставки сборов) (далее - тарифы), государственные закупки.

    Тарифы  или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) (далее - услуги) субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг, и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии [2].

    При утверждении тарифа или его предельного  уровня  применяется особый порядок формирования затрат, предусматривающий следующие положения:

  1. регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;
  2. ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь;
  3. установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня;
  4. ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;
  5. согласование применяемых методов начисления износа основных средств;
  6. согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.

    При необходимости утверждения тарифов  или их предельных уровней субъект естественной монополии должен представить в уполномоченный орган заявку. Вместе с заявкой предоставляются проекты тарифных смет и тарифов на регулируемые услуги, а также инвестиционная программа (проект), утвержденная в установленном порядке (за исключением субъектов естественных монополий малой мощности), и при наличии сверхнормативных потерь план мероприятий по их ликвидации не позднее, чем за девяносто дней до введения их в действие.

    Далее, в случае утверждения предельного уровня тарифа субъект представляет в уполномоченный орган заявку на рассмотрение тарифа за сто восемьдесят дней до введения его в действие. В случае пересмотра тарифов или их предельных уровней и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа субъект естественной монополии обязан в месячный срок предоставить экономически обоснованные расчеты и иную информацию в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа.

    В случаях принятия к рассмотрению заявок на изменение действующих  тарифов  или их предельных уровней и тарифных смет уполномоченный орган проводит их экспертиз, для проведения которой привлекаются независимые эксперты, государственные органы, потребители и их общественные объединения, субъекты естественных монополий, представившие проект [2].

    Информацию  о дате и месте проведения слушаний уполномоченный орган обязан опубликовать в периодических печатных изданиях:

  1. при утверждении тарифов или их предельных уровней на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в общем порядке – не позднее, чем за пятнадцать дней;
  2. при утверждении тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в упрощенном порядке – не позднее, чем за семь дней.

    Публичные слушания проводятся при утверждении:

  1. предельных уровней тарифов на регулируемые услуги субъекта естественной монополии не позднее, чем за тридцать дней до принятия решения об их утверждении;
  2. тарифов   на регулируемые услуги субъекта естественной монополии не позднее, чем за пятнадцать дней до принятия решения об их утверждении;
  3. тарифов  на регулируемые услуги субъекта естественной монополии в соответствии с упрощенным порядком – не позднее, чем за семь дней до принятия решения об их утверждении;
  4. тарифов на регулируемые услуги   субъекта естественной монополии малой мощности не позднее чем за один день до принятия решения об их утверждении.

      После опубликования информации о дате проведения публичных слушаний субъект естественной монополии обязан предоставить по требованию участников публичных слушаний проекты тарифных смет, тарифов или их предельных уровней, а также информацию о причинах повышения тарифов или их предельных уровней с экономически обоснованными расчетами.

    Проекты тарифов  на регулируемые услуги субъектов естественных монополий рассматриваются уполномоченным органом в течение пятидесяти пяти дней, а в случае утверждения предельного уровня тарифов – в течение ста шестидесяти пяти дней при условии представления экономически обоснованных расчетов в соответствии с требованиями уполномоченного органа. Срок рассмотрения проектов тарифов или их предельных уровней исчисляется с момента подачи заявки. Проекты тарифов субъекта естественной монополии малой мощности рассматриваются в течение десяти дней.

Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РК