Естественные монополии и регулируемые рынки в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Начало экономических реформ в Казахстане связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений, то есть естественных монополий и регулируемых рынков.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ РАЗРАБОТКА.docx

— 118.95 Кб (Скачать)
  1. информировать через средства массовой информации о случаях нарушения настоящего Закона и привлечении к ответственности виновных лиц [2].

    Государственный контроль в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках осуществляется в форме проверки и иных формах. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с Законом РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

    К регулированию деятельности субъектов  можно отнести и процедуры  реорганизации и ликвидации субъектов  естественной монополии.

    Так, например, государственная регистрация и перерегистрация юридического лица – субъекта естественной монополии, а также регистрация прекращения его деятельности осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия уполномоченного органа. В этом случае субъект должен уведомить уполномоченный орган о перерегистрации в письменной форме с приложением обосновывающих материалов. Также необходимо указывать влечет ли перерегистрация субъекта изменения сферы его деятельности.

    Также к субъекту естественной монополии могут быть применены реабилитационные процедуры в целях предотвращения перерыва или существенного снижения объемов предоставляемых регулируемых услуг (производимых товаров, работ).  

    2.2 Юридическая ответственность за  нарушение законодательства о  естественных монополий 
 

    2.3 Антимонопольное законодательство 

      Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.

    Но  в конечном итоге в большинстве  стран с развитыми рыночными  системами баланс рынка и монополий  оказался неустойчивым и вызвал необходимость  проведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции. Благодаря  этому крупные фирмы, способные  подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от проведения монопольной политики.

    Государство не стремится сделать все рынки  совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где  поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения  выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная  политика представляет собой инструмент административного регулирования  экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений.

    Основными моментами антимонопольной политики является:

  1. охрана и поощрение конкуренции;
  2. контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
  3. контроль над ценами;
  4. защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса [27,с.157].

    Пока  существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью  проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления.

    К первому относятся формы и  методы регулирования, назначение которых  состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать  монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса.

    Второе  направление объединяет меры непосредственного  воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование  не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой  государства.

    Государство стремится не допустить превращения  крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного  механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких  монополий, возникших на основе централизации  капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако следует помнить, что целью  является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий  конкуренции [33,с.311].

    Противоречивость  такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное  законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием  научно-технического прогресса и  условиями конкуренции на мировых  рынках.

    Восемь  лет назад Казахстан, как и  другие государства СНГ, вступил  на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к  существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной  экономики  необходимо  антимонопольное  регулирование  со  стороны   государства,   без которого невозможно достичь свободы  предпринимательства  и  конкуренции.  В этих целях в 1991  г.  Верховным  Советом  Казахской  ССР  принят  Закон  «О развитии  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности»,  во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты  Законы  «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

    Реализация  антимонопольного законодательства возложена  на  специально созданный  государственный  орган  –  Агентство  Республики   Казахстан   по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса и его территориальные органы –  Департаменты,  деятельность  которых носит функциональный характер.

    Государственная   политика    перехода    к    рыночным    отношениям предопределила изменение форм и методов управленческой деятельности.  Вместо прямого  властного  воздействия  стали  применяться  методы  согласования  и контроля за исполнением нормативных актов общегосударственного  значения.

    В формах управления  антимонопольной  деятельностью  важная  роль  отводится государственным отраслевым и межотраслевым программам и планам развития.  За 1994—1999 годы  в республике  было  принято несколько общегосударственных программ  экономического  развития.  Среди  таких  программ  можно  выделить утвержденную   Президентом   Республики   Казахстан   «Программу    действий Правительства по углублению реформ и выходу из  экономического  кризиса».

    В рамках этой Программы в сфере  антимонопольной деятельности и  конкурентной политики предполагалось осуществить ряд мер, нацеленных  на  демонополизацию торговли, грузоперевозок, внешней торговли  и  пр.  С  этой  целью  намечено прежде всего провести либерализацию цен и товарных рынков.

    Эти меры явились своего рода первым шагом  в  том  комплексе  мер  по развитию конкурентной среды и  ограничению  монополистической  деятельности, которые Правительство наметило осуществить в дальнейшем.

    В программе стратегического развития 2030  Президент  Казахстана  Н.А. Назарбаев  определил  одним   из   приоритетных   направлений   -   создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного  регулирования   как один из важных факторов стабилизации цен  и  повышения  качества  товаров  и услуг.

    В  настоящее  время  правовую основу антимонопольного законодательства составляют:

  1. Конституция Республики Казахстан;
  2. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от  9  июля          1998г.;
  3. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции»  от  9          июля 1998г.; 
  4. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;
  5. Указы Президента Республики Казахстан;
  6. Постановления  Правительства  Республики  Казахстан;
  7. Нормативные документы межведомственного характера.

    Указанные  нормативно-правовые  акты   обеспечивают   антимонопольное регулирование,  формами   которого   является    нормативное    и   правовое воздействие.

    Нормативное   регулирование  -  это  правовой  режим  поведения хозяйствующих  субъектов  на  рынке  и  государственный  контроль  за   ним.

    Правовое  воздействие  состоит  в  воздействии   на   правоотношения   между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.

      Так, ст.26 Конституции РК утверждает  правовые  основы,  регулирующие развитие  конкуренции,  определяет,  что  «каждый  имеет  право  на  свободу предпринимательской деятельности, свободное использование  своего  имущества для  любой  законной  предпринимательской  деятельности. Монополистическая деятельность  регулируется  и   ограничивается   законом.   Недобросовестная конкуренция запрещается».

    Таким образом, антимонопольное законодательство  -  это  совокупность нормативно-правовых  актов,  целью  реализации  которых  является   развитие конкуренции,  предупреждение,  ограничение  и  пресечение  монополистической деятельности  и  недобросовестной  конкуренции,  регулирование  деятельности субъектов естественной монополии и защиты прав потребителей.

    Для реализации антимонопольной политики используется ряд методов, направленных на регулирование деятельности естественных монополий и регулируемых рынков, обеспечение добросовестной конкуренции  и законности при осуществлении  деятельности данными субъектами.

    Законом «О конкуренции» предусмотрены ограничительные меры, которые применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам,  нарушающим антимонопольное законодательство.

    Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

    Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться  на развитии конкуренции.

    Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

    Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше  трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

    Наиболее  стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь  немало проблем. В частности, предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в РК это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и «черного нала». Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Информация о работе Естественные монополии и регулируемые рынки в РК